Как выбрать профессию? Что делать после 9 класса? Как выбрать профиль?
Какие есть профильные классы и в каких школах города Чебоксары?
Говоря математическим языком, выбор профессии можно описать в виде уравнения с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии», где неизвестные, это:
1)«Хочу» - это ваши склонности, все что вам интересно.
2)«Могу» - это ваши возможности, как физические, так и психические: состояние здоровья, выносливость, усидчивость, концентрация внимания и т.п.
3)«Надо» - это потребность на рынке труда, востребованность ваших качеств и навыков.
Чтобы удачно выбрать профессию, необходимо, чтобы в ней совместились большинство всех ваших «хочу», «могу» и «надо».
Хочу
Есть подростки, которые уже понимают, что их влечет. Но многим довольно сложно понять свое «хочу». В таких случая можно воспользоваться специальными тестами для профориентации. Так же можно пойти от противного, составляя список вещей, которыми тебе категорически не хотелось бы заниматься. Он тоже может очень помочь.
Могу
Не всегда подростки правильно оценивают свои сильные и слабые стороны. Для помощи в определении с «могу» можно использовать:
1) разнообразные тесты для профориентации, тесты на коэффициент интеллекта и способность к логическому мышлению, наличие гибких навыков (soft skills) и т.п.
2) помогает сбор мнения со стороны, опросить родителей, учителей, друзей и знакомых, чтобы они описали твои слабые и сильные стороны.
3)вести дневник наблюдений в течение нескольких недель, записывая что сегодня получилось сделать хорошо и быстро, а что нет, за что сегодня другие тебя благодарили или хвалили, а за что обижались или критиковали.
Надо
Довольно сложно понять востребованность профессии, без погружения в эту область. Помочь могут беседы со взрослыми людьми, специалистами в той или иной сфере.
Важно понимать, что сейчас не обязательно выбирать конкретную профессию, т.к. через 7-8 лет, когда мы окончим университет часть профессий может совсем исчезнуть, и появится много новых. Поэтому стоит для начала определиться с профессиональной сферой, в соответствии с которой выбрать профиль для поступления в 10 класс.
Профили обучения в 10 классе.
1) Естественно-научный.
Профильные предметы: математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология.
2) Гуманитарный.
Профильные предметы- русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
3) Социально-экономический.
Профильные предметы— математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия.
4) Технологический профиль.
Профильные предметы— алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.
5) Универсальный.
Базовое изучение всех предметов.
Информация по профильным классам всех школ города Чебоксары предоставлена на сайте Управления образования города: ссылка
А теперь подробнее о профориентационных тестах. В открытом доступе без регистрации можно пройти следующие тесты:
1. Тесты на основе теории Е.А. Климова.
Согласно его теории, все профессии можно разделить на 5 типов по предмету труда:
1) человек — природа — профессии, связанные с природными явлениями и объектами.
2) человек — техника — профессии, в которых происходит взаимодействие с техникой.
3) человек — человек — профессии, связанные с работой с людьми, группами, коллективами.
4) человек — знак - профессии, связанные с учетом, переработкой информации, музыкальные специальности.
5) человек — художественный образ — профессии, связанные с творчеством.
Ссылки: тест №1, тест №2.
2. Тесты, основанные на методике Дж. Голланда.
В данной методике выделено шесть видов профессиональной среды:
1) интеллектуальная - профессии, ориентированные на умственный труд.
2) социальная (реалистичная) — профессии, связанные с работой с людьми, группами, коллективами.
3) конвенциональная — профессии, с предпочтением четко структурированной деятельности.
4) стандартная — профессии, в которых отдается предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости.
5) предприимчивая — профессии, в которых необходима активность, энтузиазм, доминантность.
6) артистическая - профессии, связанные с творчеством.
Ссылки: тест №1, тест №2.
3. Тесты «Карта интересов» на основе методики А.Е. Голомшток.
В методике выделяется 23 сферы интересов и склонностей: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.
Ссылки: тест №1, тест №2.
4. Тесты «Якоря карьеры» по методике Э. Штейна.
Данный тест показывает ценности и установки человека в профессиональной деятельности, выявляет мотивацию и ведущие потребности. Штейн выделяет следующие карьерные ориентации:
1) Профессиональная компетентность - это специалисты, которые достигают успеха в узкой области.
2) Менеджмент — прирожденные руководители и управленцы.
3) Автономия-независимость — добиваются успеха во фрилансе.
4) Стабильность — ценят стабильность в работе и социальные гарантии.
5) Служение — любят помогать другим, обучать, приносить пользу.
6) Вызов — любят трудности, соревнования, вызовы, препятствия.
7) Интеграция стилей жизни — предпочитают гармонию во всех сферах жизни, саморазвитие.
8) Предпринимательство — активные люди, любят создавать что то новое, всегда в поиске.
Ссылки: тест №1, тест №2.
5. Тест от сайта «Фоксфорд»,
после которого можно пройти бесплатный онлайн - курс «Как начать подготовку к будущей профессии» ссылка
6. Тесты на гибкие навыки (soft skills).
Ссылки: тест №1, тест №2.
Итак, с чего же начать выбор будущей профессии:
1. Определить свои склонности, понять, чем вам интересно заниматься (тестирование, опросы, наблюдение, ведение дневника).
2. Изучить свои возможности, как физические, так и психические: состояние здоровья, выносливость, усидчивость, концентрация внимания и т.п. (тестирование, опросы, наблюдение, ведение дневника).
3. Изучить потребность на рынке труда, востребованность ваших качеств и навыков (беседы, встречи со специалистами в тех или иных областях).
#Профориентация #Чебоксары
автор: Т. Анастасия