В 1922 году контр-адмирал Георгий Карлович Старк вывел из Владивостока Сибирскую флотилию, на судах которой находилось почти десять тысяч беженцев, спасавшихся от надвигавшейся Красной Армии.
Режиссер Евгений Безбородов, вошедший в список номинантов на получение Премии в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2023 года за создание фильма «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИСХОД», рассказал о своих впечатлениях при работе над картиной.
- В 2022 году отмечалось 100-летие Дальневосточного исхода на судах адмирала Г.К.Старка, фактически ознаменовавшее окончание Гражданской войны в России. Евгений, вы давно интересовались этой темой или выбрали её для документального фильма в связи с юбилеем события?
- Я довольно часто снимаю фильмы исторической тематики. Гуляю по временам и эпохам. Фильм о Дальневосточном исходе мне и сценаристу Татьяне Вольской предложил сделать продюсер Алексей Горовацкий. Но это как раз тот случай, когда тема оказалась чрезвычайно интересной.
В истории Дальневосточного исхода есть все, что нужно для кино. И общий фон - драматические события Исхода; и конкретный человек, герой Георгий Карлович Старк, которому довелось сыграть в этих событиях ключевую роль. Больше всего меня удивило, что мы были первые, кто взялся за эту тему. Нет ни документальных, ни художественных фильмов. Хотя эта история достойна экранизации «голливудского масштаба». И я очень надеюсь, что когда-нибудь про Дальневосточный исход сделают большое кино.
- Вы создаете фильмы о животных и в то же время картины, посвященные историческим событиям. Они требуют совершенно разных подготовки, реализации, знаний. Как выбираете тему для фильма?
- Да, снимаю на самые разные темы. И мне это нравится. С одной стороны, хорошо, когда ты ведешь одно и то же направление становишься в нём профессионалом. С другой, иногда нужно менять «картинку», чтобы получить новые источники для вдохновения.
В основном, я снимаю на темы истории, культуры. Эта область знаний мне уже хорошо знакома. Но время от времени захожу и в другие сферы. Так, на Сахалине мы снимали фильм про серых китов, на Чукотке и Алтае - про лебедей, в Киргизии - фильм экологической тематики, про водный кризис. Я сам очень люблю природу, переживаю за экологию. И эти фильмы очень важны для меня, поскольку позволяют еще раз сказать, как прекрасен и хрупок этот мир и как надо его беречь. Кроме того, эти картины очень интересно делать. Поскольку они требуют большой подготовки и иных методов съемки. Животные не будут тебе позировать. Ты должен уметь ждать.
Что меня точно не вдохновляет - так это бесконечные фильмы-портреты звезд. В свое время работал и на этом поле, но оно уже выжжено, на мой взгляд. Куда интереснее мне простые люди, неизвестные судьбы.
- Что было самым трудным при создании фильма о Дальневосточном исходе? Сделали ли вы для себя какие-то открытия?
- Открытий множество! Сама тема Дальневосточного исхода совсем мало кому известна. Если про П.Н.Врангеля, про то, как белогвардейцы бежали через Крым, через Одессу, люди еще что-то слышали, то о событиях на Дальнем Востоке, что там происходило в 1920-е годы, не знает практически никто и ничего.
А ведь Белая гвардия держалась на Дальнем Востоке до 1922 года и там завязался целый клубок событий. Благодаря, в том числе японцам, которые никак не хотели покидать Дальний Восток, и это мешало продвижению Красной армии. Мы только легким пунктиром наметили эти события в фильме, поскольку это огромный пласт. Люди книги об этом пишут!
Конечно, открытием была и судьба самого адмирала Георгия Карловича Старка. Человек действительно сделал огромное дело. Возглавил дальневосточный флот в самый драматический момент и спас тысячи жизней, уведя корабли из осажденного Владивостока. Повторюсь, об этом можно снимать большую картину.
Наконец, самое главное во время съемок любого фильма - это люди. Когда ты берешься за какую-то новую тему, то сначала совсем ничего не знаешь, перед тобой чистое поле. Но потом потихоньку начинают находиться личности, герои, они открывают для тебя все новые и новые пласты этой истории, дают новые зацепки. И в конце концов, весь этот пазл складывается! Это всегда очень волнительно и интересно.
Если говорить о человеческих впечатлениях, то для меня открытием стал, например, Николай Черкашин - писатель-маринист. Он досконально знает историю флота. А дома у него просто какая-то кладовая чудес. Столько разных вещей, книг, сувениров морской тематики. И про каждую вещь он может часами рассказывать. Когда выходишь от него - ощущение, будто побывал в другой реальности. Вот за таких увлеченных людей, которые открывают целые миры, очень ценю свою профессию.
- Какая основная идея вашего фильма?
- Основная идея, если можно так выразиться, родилась случайно. Мы пришли снимать в Дом русского зарубежья, в Музей. И увидели инсталляцию из нагроможденных друга на друга чемоданов. Меня сразу ударило - это же образ, главный образ фильма. Тогда, в 1922-м году, люди сидели на чемоданах. И сегодня, 100 лет спустя, мы наблюдаем новый исход, связанный с новыми драматическими событиями. Но это совершенно иная тема.
И еще один важный образ для меня - это картина, которую мы сняли в доме Николая Черкашина. Измученные люди - женщины, мужчины, дети - на палубе корабля, который несет неизвестно куда и неизвестно зачем. Эта картина очень точно, без всяких слов, отражает драматизм Исхода.
- Ваш фильм вошел в список номинантов на получение Премии в области неигрового кино «Золотая Свеча», то есть получил высокую оценку профессионалов. А как приняли ваш фильм зрители?
- У фильма уже было несколько показов в кинозалах, в частности на Международном кинофестивале «Русское зарубежье», и реакция зрителей была очень живая, положительная. Люди говорят, что ничего не знали об этих событиях, благодарят за открытие темы. Это радует. И еще один момент. Я написал о фильме в одной социальной сети, и хорошая знакомая из Новосибирска откликнулась: «А мне кажется, он предатель. Не нужно снимать об этом кино». Мы немного поспорили по этому поводу. Я написал, что это советские оценки и адмирал Старк не предатель, а как раз патриот. Просто он защищал ту, другую Россию, и остался верным ей до конца. Мне кажется, она осталась при своем мнении. Но все-таки узнала, что был такой адмирал Г.К.Старк, услышала другое мнение. Это уже неплохо.
Евгений Безбородов - журналист, сценарист, исполнительный продюсер. Автор фильмов "Древняя Алания. Христианские храмы Кавказа" (2022), "Ямал. Заповедная зона" (2021), "По следам Холокоста" (из цикла Память), (2020), Вода. Время жажды (2020), "Маори. Дети Хаваики" (из цикла Предки наших предков) (2019), Серые киты Сахалина (2016) и других.
Беседу вела Ирина Иванова
Фотографии и кадры предоставлены Евгением Безбородовым.
Фильм можно посмотреть онлайн (хронометраж телеканала "Россия-Культура" (42 мин.))
Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями, проходящих в киноклубе «Русский путь» по адресу: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А.Солженицына.
Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.
Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.