Найти тему
Открытая семинария

Инквизиция против славян: начало

Рыбы: символ древнего христианства. Согласно Звездного Евангелия имеют сакральное значение, указывающее на спасение. Орнаменты с рыбами найдены в самых древних христианских храмах по всему миру.
Рыбы: символ древнего христианства. Согласно Звездного Евангелия имеют сакральное значение, указывающее на спасение. Орнаменты с рыбами найдены в самых древних христианских храмах по всему миру.

В первой публикации этой серии мы говорили о древне-русской христианской росписи храмов, которая характеризовалась определенным знаковым орнаментом, выражающим различные идеи. Говорили мы и о том, что с приходом Ватикано-Византийской традиции, привнесенной Софьей Палеолог и ее новым двором, эти храмовые орнаменты в спешном порядке сбиваются или покрываются совершенно новой росписью - той самой про-византийской иконописью, которое нам сегодня известно и везде видно.

Одной из причин, по которой Софья Палеолог приступила к переделке русских православных храмов (отжатых ею у разгромленной "русской партии") было возбуждение вражды между христианами и мусульманами обширных Русских земель, простирающихся уже в ту пору далеко в глубины Азии - как части Великой Тартарии. Конечно, не во всех храмах, и далеко не сразу произошла эта переделка, но постепенно это движение с Запада продвигалось на Восток, и действительно привело к расколу между христианами и мусульманами и к серии затяжных войн, которые историки пытаются нам представить как некое "монголо-татарское пленение".

Но никакого монголо-татарского пленения не было, и мы об этом не раз уже говорили. Были междоусобные войны, в огонь которых заинтересованные партии (типа Софьи) подливали масло религиозной розни и ненависти. Ситуация на Руси очень напоминала теперь ту, что незадолго до этого развернулась в Византие, откуда ломились на Русь буквально десятки тысяч греческих священников и монахов - еще задолго до прибытия Софьи. И на Руси эти люди сделали то же самое, что сделали у себя на родине, в Греции (Византие), и что привело к падению Византии и к их изгнанию в Россию. Можно сказать, они, упавшие с дерева (потому что отпилили сук, на котором сидели), забрались на новое, русское дерево, и снова стали пилить тот же сук - разжигать рознь между христианами и мусульманами.

Расчищенные в Джераше развалины раннехристианского храма. Об этом еще поговорим в последующих публикациях.
Расчищенные в Джераше развалины раннехристианского храма. Об этом еще поговорим в последующих публикациях.

Да, византийские монахи приехали на Русь с историями о том, как мусульмане захватили их страну и изгнали их, и как они жестоко обращаются с христианами. Не много из этого было правдой. Мусульмане не изгоняли христиан и не запрещали им исповедовать свою религию. Но, конечно, к вершинам власти (как было прежде) христиан, особенно монахов и священников, мусульмане не допускали. И они рванули на Русь, куда дверь им открыла Софья Палеолог, которая буквально наводнила страну греческими священниками, которые получили приходы и доходы и земли и монастыри - хотя они и говорить-то по русски не умели. Но эти горе-гастробайтеры были нужны Софье для того, чтобы радикальным образом изменить русскую христианскую традицию подменив ее греческой.

Добавьте описание
Добавьте описание

Это была далеко не первая попытка "огречить" древнее славянское христианство. Интересно, что самые первые расправы над славянскими народами проводились византийскими "миссионерами", пытавшимися навязать славянским народам свои церковные новшества. Обратимся сегодня к истории самого первого столкновения славян с греками - на религиозной почве. Только во время этого столкновения Византия еще не была под мусульманами, и ее миссионеры действововали не так, как позднейшие беженцы на Русь, а буквально огнем и мечом. Начать надо с начала.

Начало конфликта

Вопрос об иконопочитании долго оставался спорным в христианском мире. Около 300 года Эльвирский собор в Гренаде (Испания) выступил против стенной живописи в церквах, опасаясь, что это послужит для новообращенных из язычников поводом для  идолопоклонства.

Но вот наступил седьмой век. В Византийской империи иконопочитание уже пустило глубокие корни. Сложилась даже традиция, как правильно рисовать иконы. Но, оказывается,  не все были убеждены, что иконопочитание угодно Господу. Поэтому потребовалось решение собора, чтобы утвердить сложившуюся практику. И поэтому в 691 году был собран Трульский собор, который принял решение в пользу иконопочитания (82 правило).

Император Юстиниан восседает на Трульском соборе - возглавляет его.
Император Юстиниан восседает на Трульском соборе - возглавляет его.

Это была эпоха императора Юстиниана Второго (669—11 декабря 711), который своими главными достижениями считал ввод иконопочитания и почти успешную попытку отжать Крым у славян. В целом православные историки описывают жизнь этого императора не без содрогания. Это был “шальной” человек по свидетельству историка Карташева. Он отличался невероятной жестокостью и злопамятством, истреблял народ целыми толпами и максимально жестоким образом.

Особенно он ненавидел славян, которые жили в ту пору в Крыму - это были скифы, имеющие древнюю христианскую традицию, высокий уровень культуры, письменность и т. д. Но они тогда позволили себе не подчиниться императору Юстиниану (вероломно захватившему власть) и не принимать его церковные новшества. Юстиниан, в свою очередь, объявил крымских скифов (они давно уже исповедовали христианство - вперед Византии) еретиками и решил покарать их, а если они не подчинятся его воле и решениям Трульского собора об иконопочитании - совсем истребить.

Время было выбрано удачно - значительная часть мужчин славянского Крыма в ту пору была задействована в охране своих северных границ, где их атаковали орды кочевников-язычников из Азии. Морские границы с христианской и вроде как дружеской Византией остались таким образом открыты. Славяне не ожидали нападения от христиан. А Юстиниан отправил огромный флот, который убивал всех мирных жителей, до которых могли добраться солдаты. Церкви скифов намеренно разрушались, города сжигались до тла.

-6

Но и этого показалось мало императору. Когда он услышал, что некоторые его воины щадят славянских детей, то потребовал привезти всех таких "предателей" в Константинополь для особой публичной мучительной расправы, для "представления", которое он особенно любил. Его карательный флот повернул к дому, но до столицы так и не доплыл: разыгралась страшная буря, и свыше семидесяти тысяч человек утонули в море. Каждый из этих людей убивал десятки славян в Крыму, по отчетам начальников, так что можете себе представить масштаб операции.

Впрочем, Юстиниана огорчила не столько весть о гибели всего его флота и 70 тысяч солдат, а то, что теперь ему не удастся наказать по всей строгости и жестокости (к этому он уже приготовился - на ипподроме были построены всевозможные орудия пыток) тех солдат, что щадили славянских детей в Крыму. Он так переживал, что они “отделались легкой смертью", что вынужден был найти другую группу людей, чтобы насладиться их страданиями и агонией. Но вообще он очень сожалел тогда, что что-то помешало его программе геноцида славянского народа, с которым у Византии были давние распри.

Победа у Мильвианского моста.
Победа у Мильвианского моста.

Так славянские христиане впервые близко столкнулись с новорожденной Византийской инквизицией. Собственно говоря, этот позорный кровавый поход против славян был первой христианской карательной экспедицией. И напралена она была против скифских христиан нашего Крыма. Напомню, что славяне (скифы) приняли христианство на столетия раньше греков. Собственно говоря Византия сделалась христианской страной, империей и прекратила истреблять христиан лишь потому, что ударные скифские дружины Константина Великого поставили его перед выбором: они будут сражаться за него и за его победу лишь в том случае, если он даст христианам свободу. Император Константин согласился, и именно его скифские войска обеспечили ему знаменитую победу у Мальвианского моста, сделавшую его императором Рима.

Константин выполнил тогда требования скифов и даровал христианам свободу и право на жизнь и собственность. Однако последующие за ним императоры всеми силами стремились ослабить или вовсе уничтожить могучих скифов, которых они почитали главной для себя угрозой.

Но греки просчитались: развязанная ими политика насильственного навязывания иконопочитания разбудила и настроила против Византии другого гиганта, который в то время как раз набирал силу - Ислам. Когда мусульмане узнали о тех зверствах, которые творили византийцы среди своих единоверцев-христиан в Крыму пытаясь навязать им практику, которая с точки зрения мусульман была богохульной, то участь Византии была решена. Но об этом надеюсь поговорить в одной из ближайших публикаций.