Найти тему

Два ампирных гребня из коллекции Государственного исторического музея

Не так давно я писала о роскошной парюре из коллекции Лувра, заказанной Наполеоном в качестве свадебного подарка своей будущей супруге эрцгерцогине Марии-Луизе Австрийской. Вчера, в очередной раз погружаясь в изучение коллекции ГИМа (а она, надо сказать, колоссальная – на сегодняшний день музей оцифровал и выложил в свободный доступ свыше 2 миллионов предметов), я обнаружила там два чудесных гребня, очень похожих на тот, что входит в наполеоновскую парюру. Они тоже созданы в виде стилизованной корзинки, и декорированы медальонами из римской микромозаики.

Первый гребень выполнен из золота в виде изысканной плетеной корзинки, поверх которой вьется виноградная лоза, имеющая по четыре эмалевых листочка с каждой стороны и огромные спелые гроздья винограда.

Доменико Пронти. Пейзаж с мостом Лукано. 1795
Доменико Пронти. Пейзаж с мостом Лукано. 1795

В центре гребня мозаичный медальон, на котором изображен Мавзолей Плавтиев у Моста Лукано близ Тиволи. Это еще одно древнее римское сооружение, которое запечатлел в своей серии гравюр Доменико Пронти. Следовательно, можно предположить, что и мозаика была создана в Риме, возможно, в мастерской известнейшего мастера микромозаики Джакомо Рафаэлли. Сам гребень, согласно описанию, был изготовлен в Париже в 1798 – 1809 годах. Имя ювелира, создавшего это прелестное украшение на сегодняшний день неизвестно.

Гребень. Франция, Париж. 1798-1809. Государственный исторический музей
Гребень. Франция, Париж. 1798-1809. Государственный исторический музей

Второй гребень проще первого. Он украшен тремя микромозаиками с изображением птиц. На центральной мозаике можно увидеть плывущую по воде утку, а на двух других – сидящих на ветках попугаев. Животные и птицы были не менее популярным сюжетом в микромозаике эпохи ампира. Художники-мозаичисты черпали вдохновение в древнеримской мозаике, которая изобиловала изображениями самой разнообразной живности.

Как и предыдущий гребень, этот аксессуар был создан во Франции в 1798 – 1809 годах, автор гребня неизвестен. Кстати, если на сайте музея указана актуальная информация, то гребень можно увидеть вживую в постоянной экспозиции Главного здания, в зале 29, посвященном жизни дворянства в начале XIX века.

Ну а для тех, кто, как и я, любит проводить часы в изучении музейных коллекций, оставляю ссылку на онлайн-коллекцию Государственного исторического музея:

https://catalog.shm.ru/

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!