Дом за нитку жемчуга, служанка в бриллиантах и разгневанные жены против ювелиров
Однажды на семейном ужине Франческа Картье Брикелл спустилась в подвал за бутылкой вина, а нашла сундук, полный сокровищ. Франческа — прямой потомок ювелиров из Дома Картье. Ее дед Жан-Жак Картье был последним представителем семьи, управлявшим и владевшим филиалом Cartier. В сундуке оказались деловые бумаги, письма и воспоминания семьи о том, как создавалась французская империя роскоши. Эти сведения легли в основу книги «Картье. Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши». Вот несколько фактов из нее.
1. Братья Картье одними из первых предложили мужчинам наручные часы. Это был смелый шаг: до этого часы-браслет считались женским украшением. Чтобы придать вещице ореол мужественности, первая модель часов была сделана для известного летчика Альберто Сантос-Дюмона, и названа в его честь Santos. Сантос был звездой Парижа: он летал по городу на своем крошечном самолетике и парковал у ресторанов, привязывая к фонарному столбу. Наручные часы были удобны для пилотов: больше не надо было отрывать рук от штурвала, чтобы узнать, сколько времени.
2. Еще в XIX веке Картье пристально следили за качеством сервиса. Так, в карточке покупки они записывали не клиента, а человека, которому предназначалось украшение. Это правило возникло после конфуза: однажды продавец спросил у жены клиента, как ей понравилось новое бриллиантовое ожерелье. Она ответила, что никакого колье не получала и, видимо, муж купил его кому-то другому. Мужу пришлось предстать перед гневом жены, а Картье потеряли покупателя.
3. Луи Картье называл своим офисом дорогой ресторан Maxim. Здесь блистали дамы полусвета, а богатые поклонники регулярно одаривали их драгоценностями, которые предлагал находчивый ювелир. Однажды одна из дам пришла в простом платье, без украшений. Соперницы были рады праздновать победу в битве нарядов, но вдруг заметили... служанку, с ног до головы увешанную бриллиантами! Это был экстравагантный способ показать, что драгоценностей у нее так много, что их тяжело носить.
4. Значительная часть истории Cartier XIX — начала XX века связана с русской аристократией. Среди клиентов ювелирного дома были Романовы, великая княжна Мария Павловна и даже Столыпин. Именно «Русские балеты» Дягилева вдохновляли Картье и главных ювелиров Дома на цветные украшения. Но семья Картье так и не открыла свой офис в Санкт-Петербурге. Сначала этому препятствовали ревнивые российские ювелиры, а после — разразившаяся революция.
5. Нью-йоркская штаб-квартира Картье была выменяна на нитку жемчуга. В те времена культивация жемчужин еще не практиковалась, и идеальный жемчуг был очень дорогим. Колье в две нитки из 55 и 73 безупречных жемчужин Картье предложили железнодорожному и пароходному магнату Мотрону Планту. Тот был без ума от молодой жены, и хотел подарить ей украшение, но денег на покупку у него не хватало. Тогда он отдал братьям Картье ключи от своего особняка на Пятой авеню.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!