За окном разворачивалось лето... а в душе у Ольги властвовала осень. Непросто осень, а мерзотно-слякотная. Для любого человека гораздо важнее то, что происходит у него внутри: в доме, в квартире, в семье, в душе...
По возвращению Оля решительно не знала что ей делать и за что бороться. А главное, жить с родителями ей не хотелось вовсе. Отец не на шутку увлёкся алкоголем, после чего позволял себе вольности в суждениях, в том числе любимой его темой стало возвращение дочери и разрушенный брак. После ста граммов наружу выбирались мысли, которые до выпивки сидели глубоко в сознании генерала.
- За любовью она поехала, понимаешь ли... И что? Чего добилась? Был мужик, нормальный... Ну зарабатывал немного, зато сейчас то у него дела попёрли в гору... Работу удачно поменял, машину собрался покупать... И ведь возьмёт... С чем ты осталась? Дочь и та не хочет возвращаться...
- Так из-за тебя не приезжает... Думаешь ей приятно смотреть на пьющего деда?
- На свои гуляю... А вот, ты, живёшь за мой счёт и похоже не собираешься устраиваться на работу...
- Я ищу... Работа же должна быть к душе...
- Вот мать к примеру возьмём... Думаешь ей по душе мыть полы? Денег нет, так она устроилась... А у тебя их нет, но ты всё одно ищешь, чтобы работа нравилась...
В такие минуты Оле хотелось сбежать из дома. Но куда? Подруги у неё раньше были, но со временем повыходили замуж, нарожали детей и отдалились. В последнее время любовники заменяли ей подруг.
Ольга верила, что завтра будет лучше, что она легко помирится с Евгением... На деле всё оказалось не таким радужным... Бывший муж на контакт с ней не шёл. Тогда бывшая супруга решила действовать через Полину.
- Доча, возвращайся ко мне? - предложила Оля дочери во время вечернего разговора по телефону. - Дом у тебя всё-таки здесь...
- А для чего я тогда переезжала, школу меняла? Ты же говорила, что пока лучше пожить с отцом... Ты же так говорила? Говорила ещё, что уедем жить в Сочи... Говорила такое? - негодовала Полина.
- Говорила, но время прошло, и ситуация поменялась...
- Как у тебя всё просто. Я только влилась в коллектив, привыкла к новым условиям в квартире у бабушки... Да и вообще, на что мы с тобой жить будем?
- Подам на алименты и на работу устроюсь. Я уже ищу её...
- Не думаю, что папа согласится, да и сама не хочу. У бабушки Иры спокойнее...
Таким образом, подступы к Женьке были закрыты, во всяком случае на ближайшее время.
***
Когда Настя вспоминала свою жизнь до совместного отдыха с одноклассниками, - то она представлялась скучной и неяркой. Жизнь же после, была окрашена во все цвета радуги и насыщена событиями. Она совсем не задумывалась над вопросом вроде: "Нравлюсь я или нет Артёму?". Просто теперь они вместе проводили свободное время, и им не было ни секунды скучно. К тому же они понимали друг друга с полу слова. Так продолжалось первые две недели летних каникул до тех пор, пока Тёма с семьёй не улетел на Кипр.
С отъездом друга Анастасия много помогала дедушке. Родительская квартира постепенно приобретала ухоженный вид. Потолки сияли белизной, обшарпанные стены обклеены свежими обоями, кран на кухне перестал капать, и унитаз подтекать, осталось только перестелить линолеум... Но для этого нужно было дождаться следующей пенсии. Дед с ремонтом взял слишком высокий темп и сейчас воспользовавшись паузой, решил немного отдохнуть. Настя с утра затеяла дома уборку. Уже два окна блестели чистотой, а шторы с них досыхали на балконе, когда раздался звонок в дверь.
- О, Полинка, привет!
- Мимо шла, дай думаю зайду, узнаю чем подруга занимается...
- Проходи... Я окна сегодня мою, а с ремонтом в другой квартире, здесь дела запустила... Чай будешь? - приветливо спросила Настя.
- Можно... - согласилась Поля и прошла за хозяйкой на кухню. Дедушка сидел за столом на своём любимом месте и читал книгу.
- Добрый день! - поприветствовала его гостья.
- Добрый! Давайте я в комнату пойду, а вы здесь располагайтесь... - любезно предложил дед.
- Не нужно, деда! Мы ко мне пойдём чай пить, - ответила Анастасия. Затем вручила Полине вазочку с печеньем, а сама взяла две фаянсовые чашки с ароматным чаем и проследовала к себе.
Полина поставила вазочку на стол, напротив рамок с фотографиями, в числе которых был и её отец.
- Слушай, а что случилось с твоими родителями? - спросила гостья и взяла фотографию симпатичной девушки в руки.
- Убили... но я не люблю говорить на эту тему...
- Прости, а как их звали не секрет?
- Нет, конечно... Маму звали Светлана, а папу, который меня воспитывал, Эдуард...
- Чем планируешь летом заниматься?
- Хочу, в оставшиеся два месяца каникул, на работу устроиться. К учебному году много что купить нужно, деду ботинки, а с ремонтом денег ни на что не хватает...
- Кем будешь работать?
- Обещали в супермаркет на выкладку товара взять. Жду, когда вызовут...
- И охота тебе? - удивилась энтузиазму подруги Полина.
- Почему нет? Новые люди, новый опыт... интересно же, плюс приятный бонус в виде зарплаты. А ты, что делать планируешь? - спросила Настя.
- Отдыхать, если это можно отдыхом назвать. Первое лето дома провожу... Всегда к морю отдыхать уезжали. Бесит просто! Как Артём? Встречаетесь?
- Уехал с семьёй отдыхать. У них на Кипре свой дом. Вернутся ближе к учебному году.
- Не пойму, зачем ему такому обеспеченному встречаться с такой, как ты? - на полном серьёзе спросила гостья, пристально разглядывая Настю со всех сторон, словно пытаясь найти ответ на свой вопрос в её внешнем виде.
- Причём тут богатство Артёма? Мы же встречаемся, потому что нам интересно вдвоём. - возмутилась Настя. - Мне дела нет до того, что он имеет. Я сказала к слову, что дом у них есть...
На самом деле, Полина неспроста пришла к Насте. Ей не давало покоя фото отца, которое стояло у Анастасии на столе. Сейчас у неё появилась прекрасная возможность, разобраться с этим делом. Долго задерживаться в гостях она не стала, и сославшись на дела, поспешила домой. В голове девочки созрел план. Пока бабушки дома не было, она достала из шкафа альбомы с фотографиями. Из них сразу отобрала старые. Таких альбомов было два: один толстый, в коричневом дерматиновом переплёте, другой поменьше, с синей бархатной обложкой, серо-голубоватыми страницами и полукруглыми разрезами по четырем углам для фоток. В коричневый альбом были вклеены детские фотографии папы от рождения до школы, свадебные, пригласительный на свадьбу, с профилем будущих молодожёнов в окошке с парой лебедей и адресом, вписанным от руки. Красивые фотографии с невестой и женихом после ЗАГСа, во время фотосессии и её детские фото тоже. Их бабушка аккуратно подписывала с указанием даты, места и повода.
Полина взяла в руки синий альбом. Он оказался отцовским, начиная с первого класса. Вот групповой снимок первого класса. Мальчишки смешные, ушастые, а девчонки с большими белыми бантами, которые были размером с голову. Поля внимательно пробежалась по надписям. Светлана в первом классе была одна. Таким образом она пробежалась по всем фотографиям отцовского класса. Количество Светлан к окончанию школы так и не изменилось. А вот Светлана в выпускном классе отчётливо напоминала ту, которая стояла в рамке на столе у Насти.
- Получается, что её мама училась с моими родителями в одном классе... - сказала Полина и недовольно наморщила лоб. - Так это многое объясняет...
Она настолько увлеклась просмотром, что не заметила как в комнату вошла бабушка.
- Полюшка, ты решила фотографии посмотреть?
- Да, что-то захотелось родителей в молодости посмотреть. Одноклассники такие смешные... Ты всех знаешь?
- Знала, но сейчас уже не всех помню. Девчонки, так они вовсе замуж повыходили, фамилии поменяли... Женя и сам только про всех узнавать начал...
Полина снова посмотрела в альбом и пальцем указала на овал Светланы Логиновой.
- А эту ты знаешь?
- Света... Света... Логинова... - повторила несколько раз Ирина Николаевна имя мамы Анастасии. - Плохо помню. Заходила может пару раз к нам... А чем она тебя так заинтересовала?