Остальные животные – лишь проотцы.
Согласно бурятской легенде один из сыновей Борга-батыра, жившего на Енисее, по имени Хоредой. Он женился на Лебеди и от брака родилось 11 сыновей, потомство которых составило 11 родов бурятского племени Хори: Галдут, Батинай, Харганай,Худай, Халбин, Хооцай, Гушит, Шарят, Хубдут, Бодонго и Сагаан. После того как сыновья выросли Лебедь вернулась на небо[1].
Буряты рода Хангин и почитают своим предком Лебедя. Два рода аларских бурят считают Лебедя праматерью. У Бурят Хангинского рода был особый онгон с изображением Лебедя.
У обских селькупов был род Лебедя (cinkat- tamdur). Члены рода хранили латунные изображения птицы. При пролете Лебедей весной они выбегали с поклонами и радостными криками приветствовали птиц. «Наши братья прилетели» - говорили они. Некоторые из них подрожали крику птиц настолько искусно, что пролетающие стаи замедляли полет, спускали и кружились над селением.
Лебедя не убивали, но если случайно такое случалось, с него снимали шкуру, сушили и хранили вместе с идолами.
Лебедь у селькупов считался покровителем шаманов их главным помощником при путешествии в верхний мир. Изображение Лебедя можно встретить на шаманских бубнах.
Лебедь был также помощником богатырей. В трудную минуту он застилая крыльями небо осыпает врагов стрелами и камнями. В другом случае селькупа оживили с помощью сердца Лебедя.
Кеты верили, что Лебедь любимая птица богини Томама – матери реки Томь
Кумандинцы почитали Лебедя. Они не убивали лебедя, но объясняли это не родственной связью а тем, что Лебедь раньше был человеком. Такое же поверье существовало у челканцев, живших по притоку реки Лебедь. Исток этой реки находится на Абаканском хребте, а впадает река в Бию. Раньше челканцы назывались Куу кижи т.е. лебединцы.
В Туве известен род Куу или Хуу, носящий имя Лебедя. Он имеет несколько подразделений – Чадан, Хуулар, Сугбажи Хуулар.
Якуты вешали перья Лебедя, чтобы предупредить заболевания домашнего скота. Эта птица был покровителем по линии матери.
У Энцев был Лебединский род – Лодосед.
В Хакасии существовала традиция дарения убитого Лебедя. За него можно было выменять коня или быка, или получить согласие на женитьбу. Считается, что изначально убитого лебедя выкупал род, считавший его своим первопредком. Из этого и сформировалась традиция. Такая же традиция существовала в Тоджи на Востоке Тувы.
Череп Лебедя был найден в неолитическом мужском погребении по реке Оби. Череп лежал на правой руке в районе локтя – это говорит о древности традиции.
Вотяки на Урале также почитали Лебедей. Н.Афонасьев в 1879 году описал праздник Лебедей у Вотяков-язычников.
Праздник основан на легенде, что однажды на землю к вотякам спустился верховный бог Солтан. Прилетел он на двух лебедях с серебряными бляхами на шеях. Чем еще сопровождалось явление верховного бога не известно, но праздник прижился.
Каждый год в начале весны два знатных старика отправлялись на поиск двух лебедей. Они их привозили языческому жрецу на содержание.
В первых числах июля назначался праздник. На празднике в жертву приносили лошадей, коров, овец, гусей, телят, жеребят и коз всех по парам.
Богослужение проходило так, пока текла кровь жертвенного животного. Вотяки брали каравай, поворачивались на Юг лицом и просили бога о благоденствии всех вотяков вообще и каждого в отдельности. Далее с тем же караваем вставали на колени, кланялись в землю и просили о своих нуждах.
Гуляли до четырех дней- пока не кончатся жертвенные животные и сьестные припасы. Пели танцевали до утра. Лебеди все это время ходили в Киремете. После праздника лебедей увозили на реку и отпускали.
p.s. Недавно прочитал статью, в которой говорится, что у людей есть такие мышцы, которых нет у обезьян, но имеются у птиц. У людей эти мышцы в зачаточном состоянии, а у птиц они составляют до 70% массы тела. А вам как больше нравится: быть эволюционным потомком обезьян или птицы?
[1] Л.Потапов «Из ранних форм самьи и религиозных представлений» Советская этнография № 2 1959 г.