Дело было на заре двадцатого века. В провинциальном городишке два братца - дошкольника придумали себе "игру-на-всю-жизнь" - собственную страну, главным и единственным законом которой была СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Нарисовали её карту, флаг, герб, сочинили географию и историю...
Вы, конечно, узнали зачин книги Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания". Ещё раз подчеркну: Лёля и Ося - ДОШКОЛЬНИКИ!
Конечно, в школу тогда шли не в семь лет, а в девять, но всё же будем помнить, что мальчишки ещё не учатся, а "свободно развиваются" в обычной интеллигентной семье. Отец - врач, мама - учительница музыки. Родители работают, а дети под ненавязчивым присмотром кухарки Аннушки. Детям вручены книги: научились читать, дальше - сами.
А что именно они читают, мы узнаем, когда рядом с Материком Большого зуба на карте появится остров вулканического происхождения Лукоморье.
Здесь живут любимые литературные герои. Здесь Всадник без головы и дон Кихот гоняются друг за другом, а Шерлок Холмс и Нат Пинкертон следят друг за другом. Здесь Принц и Нищий, Том и Гек, Маленькие женщины, Оливер Твист и Маленький лорд Фаунтлерой составили славную компанию сверстников. Здесь соперничают в благородстве Рыцари Круглого стола и Мушкетёры. Здесь находят общий язык Дети капитана Гранта и Гулливер, Геракл с Робинзоном, и даже Пятница с Санчо Пансой. Попробуйте не рассмеяться, когда на воображаемой сцене появляется "совершенно голый дикарь, а спереди у него прицеплен листок календаря с надписью "пятница"!
А вносят сумбур в этот гармоничный мир немецкие озорники: Макс и Мориц, да Бобус и Бибус.
Поражает то, что книги эти, по сегодняшним понятиям, "12+", а то и "18+". И то, что все они, и авторы, и герои - "иностранцы"! Из наших упомянуты только Три богатыря, да и былины писались не для детей.
Но если бы кто упрекнул родителей в космополитизме, в пренебрежении отечественной словесностью, они бы просто не поняли. Да ведь эти книги - общие для всей цивилизации, несущие мощнейший заряд гуманизма! А русские... если специально задаться целью - можно набрать половину книжной полки, не больше. И, собственно, зачем знакомить детей с отрывками, если русская литература у них скоро будет школьным предметом?
Дети и подавно не поняли бы, что тут не так. Они уже знают, что книги и жизнь - не одно и то же, но в сказках и имена должны быть "сказочные", а не такие, как у всех вокруг. А "чужие" - это не "заграничные", это ВРАГИ. Для ребёнка "свой" - это "хороший", и "хороший" - это "свой". Точка.
А круг чтения "швамбранов" очень скоро литераторы назовут "ЗОЛОТОЙ ПОЛКОЙ". Образцом для создания новой детской литературы - советской.
***
Представления о том, лучше ли учить детей "на своём" или "на всеобщем" изменяются, буквально, по закону маятника. Но в общем сегодняшние психологи призывают помнить об "импринтинге" - явлении "впечатывания". Родным для ребёнка становится то, что он видит, слышит, получает в качестве духовной пищи лет до шести. Что ж, до шести лет вполне можно "продержаться" на отечественном, благо выбор теперь огромен. Да и то... как же без Золушки или Красной шапочки? А в школьные годы главным критерием становится уже не язык оригинала
- талант автора.
После всеобщего увлечения "иностранщиной" в 90-е, уже раздаются голоса: "Только своё, обойдёмся как-нибудь без "Мушкетёров"!
Что тут скажешь? Что лично я без мушкетёров не обойдусь? Вспомнишь и списки наивреднейшей литературы, пагубной для детской психики, которые время от времени получает православная гимназия. Возглавляет рейтинг вредности Гарри Поттер (колдовство-волховство-волшебство строго запрещено), продолжает Дюма (ни про какую любовь, кроме родительской, дети не должны и догадываться), далее - Красные дьяволята (братоубийство)!
(Эх, пропащая моя психика с самого детства-а-а-а!)
Серьёзно? Прочитают это дети - и пойдут практиковаться в зельеварении? Объясняться в любви к богачкам и постреливать в братьев?
Может, дети и глупее, чем нам хотелось бы, но всё же куда умнее, чем кажется составителям этих списков.
Согласимся, что сегодня задача-минимум - это вернуть в обиход "ЗОЛОТУЮ ПОЛКУ", книги которой сегодня грустно пылятся на
полках библиотек. Для нового поколения, способного придумать новую Швамбранию.