Всем привет!
Большинство советских солдат в ГДР все два года провели за колючей проволокой. Поэтому каждый выезд за пределы части воспринимался нами с большой радостью. Причём, выезд по любому поводу, будь то сбор овощей на полях немецких кооператоров или поездка на экскурсию.
Да, экскурсии у нас тоже были. Первая сразу после принятия присяги. Посадили нас новобранцев на два автобуса и повезли в женский лагерь Равенсбрюк.
Музей был небольшой, а Равенсбрюк закрытый город. Поскольку там располагалось насколько частей 2-й Гв. Танковой Армии - 60-й мотострелковый полк, 1185-й ОДШБ и другие.
Лагерь почти вплотную примыкал к Фюрстенбергу, так что ехать было недалеко. Эта поездка оставила тягостное впечатление. Одно дело смотреть про этот лагерь по телевизору, и совсем другое - увидеть его воочию.
Значительную часть заключённых составляли советские женщины, попавшие в плен после сдачи Севастополя. А ведь гарнизон ещё мог сражаться. Хватало и боеприпасов, и бойцов. Но адмирал Октябрьский покинул крепость на последнем самолёте, а генерал Петров - на последней подводной лодке. Они бросили своих подчинённых. Но ни тот, ни другой не понесли никакого наказания.
Запомнилась и экскурсия в парк Сан-Суси, который находится рядом с Потсдамом. Но на меня после Нижнего парка Петродворца, немецкий парк не произвёл впечатления. Да, красиво, но с Петергофом не сравнишь.
И ещё. Сан-Суси в войну почти не пострадал. А Петергофский парк пришлось восстанавливать заново.
Была ещё и третья экскурсия в ГДР. А может и не экскурсия. Нас человек двадцать молодых воинов посадили в автобус и повезли в Берлин на авторемонтный завод. Конечно не в центр Берлина, а на его окраину.
Цель поездки абсолютно не помню. То ли на экскурсию, то ли как рабсилу. Но два момента глубоко врезались в память.
Сначала нас провели в ремонтный цех. А попасть туда можно было только через раздевалку, похожую на длинный коридор. С одной стороны там стояли шкафчики, с другой стороны - длинные скамейки.
Раздевалка была пустая. Но когда мы в неё вошли, со стороны цеха туда зашёл немец в спецовке. Он что-то взял в своём шкафчике и пошёл обратно в цех. А дверцы оставил открытыми нараспашку.
Когда мы поравнялись с его шкафчиком, то сразу поняли - фриц задумал идеологическую диверсию. Обе створки с внутренней стороны были оклеены откровенной эротикой.
Понятно, что немец специально оставил дверцы открытыми. Для нас такая свобода нравов действительно была в диковинку. Но мы не поддались на провокацию. Рассматривая эти картинки, только презрительно пожимали плечами.
Потом старшой произнёс фразу Андрея Миронова - РУССО ТУРИСТО, ОБЛИКО МОРАЛЕ, и мы пошли в цех.
И ещё один момент запомнился на этом заводе. Свой автобус мы ждали на открытой площадке. На ней была целая гора подготовленных к утилизации автомашин. Среди нас был один армянин. Он полез на эту гору и вскоре спустился вниз с двумя автомобильными приёмниками. Вот так, немцы сдавали в утиль авто, не снимая с них такие вещи.
Это здорово удивило. В Союзе такого в принципе не могло быть. Оба приёмника он спрятал под бушлат. Куда он потом их дел - неизвестно. Дембельский призыв тоже был наполовину из армян. Может через них парень отправил свою добычу домой.
Вот такие три экскурсионные поездки запомнились мне во время службы в ГСВГ. Всем удачи!