Найти тему
культшпаргалка

Чудеса бельканто: ария Ациса из репертуара Фаринелли

Оглавление

Эта прекрасная ария из оперы Николо Порпоры "Полифем" стала широко известной с того момента, когда на экраны вышел фильм Жерара Корбьё "Фаринелли-кастрат" (1994 год). С тех пор её спели и записали многие сопрано и контртенора, и сама опера "Полифем" после чуть ли не трёхсотлетнего забвения была, наконец, поставлена на сцене.

Порпора

Портрет Николо Порпоры неизвестного автора.
Портрет Николо Порпоры неизвестного автора.

Имя Николо Порпоры наверняка смутно знакомо каждому, кто учился в музыкальной школе и проходил биографию Йозефа Гайдна: это тот самый знаменитый итальянский композитор, у которого Гайдн в пору своей нищей юности служил лакеем (дело было в Вене). Он чистил сапоги и убирал комнаты за возможность присутствовать на уроках маэстро по композиции и вокалу.

Кстати, личность Николо Порпоры ярко и подробно (но не факт, что достоверно) описана в увлекательном романе Жорж Санд "Консуэло". Гайдн там тоже есть.

Уже в старости Гайдн вспоминал о службе у Порпоры так:

"У меня не было недостатка в прозвищах "осёл", "проходимец", "негодяй" - и тычках в рёбра, но я мирился со всем этим, потому что извлекал много пользы от Порпоры в изучении пения, композиции и итальянского языка".

Как бы там ни было, эти "университеты" Гайдн прошёл с кротостью и благодарностью, поскольку Порпора так и остался единственным его учителем в науке сочинения.

Сам Порпора учился в своём родном городе - Неаполе, именно там, где и родилась знаменитая итальянская вокальная школа. О бельканто он знал всё, и к моменту встречи с Гайдном уже написал все свои пятьдесят опер и воспитал несколько оперных звёзд того времени - в том числе двух великих певцов-кастратов Фаринелли и Каффарелли.

Фаринелли

Якобо Амигони. Фаринелли с голубем.
Якобо Амигони. Фаринелли с голубем.

Настоящее имя Фаринелли - Карло Броски. Это такая же легендарная фигура в исполнительсоком искусстве, как, например, Паганини или Лист. О необыкновенных талантах Фаринелли мы можем судить по траектории его блестящей карьеры, по множеству воспоминаний, а также по оперным партиям, которые он исполнял.

Для него писали все крупные композиторы того времени: Хассе, Винчи, Порпора, Джакомелли и многие другие, включая старшего брата Фаринелли Риккардо Броски. Он и сам сочинил для себя самого несколько головоломных, практически, "цирковых" вокальных пьес.

Нотный текст арий, которые пел Фаринелли (они были изданы в начале ХХ века) даёт полное представление о его бесконечных вокальных возможностях, непревзойдённых до сих пор. Его вокальный диапазон охватывал три октавы. Это означает, что он мог петь в диапазоне тенора и колоратурного сопрано одновременно.

Для музыкантов:
В арии из его репертуара "Navigante che non spero" Леонардо Винчи нижняя нота - "до" малой октавы, а в нескольких других, например, в «Troverai se a me ti fidi» Николо Конфорто - "до" третьей (предел высоты в то время).

Публичная карьера Фаринелли, как ни странно, была очень короткой: все свои лавры он собрал до 32-х лет. В этом возрасте он навсегда оставил сцену и стал "домашним", придворным певцом при испанском дворе, королевским фаворитом.

Слава Фаринелли была основана не только на его вокальных талантах. Он был очень красив, прекрасно воспитан, имел хороший характер и обладал редким человеческим обаянием, привлекавшим к нему симпатии многих людей. Ни один человек не сказал о нём плохого слова.

Якобо Амигони. Певец Фаринелли с друзьями. 1750-1752 г.
Якобо Амигони. Певец Фаринелли с друзьями. 1750-1752 г.

"Полифем"

Опера, в которой звучит знаменитая ария Ациса, была написана Порпорой в 1735 году ради особого проекта. Её постановка в Лондоне должна была стать первым ударом в оперной дуэли между Порпорой и Генделем. Об этом в двух словах:

Гендель, любимец короля Георга II, возглавлял в это время Королевскую оперу в Лондоне. Эта монополия не устраивала принца Уэльского - старшего сына короля. Поэтому он решил создать в Лондоне "альтернативный" оперный театр, чтобы сместить несимпатичного ему Генделя с этого трона. Для этой цели он пригласил Николо Порпору, и тот быстро собрал труппу с блестящим составом кастратов и сопрано.
Первым делом он позвал в Лондон своего ученика Фаринелли. Тому было 29 лет, и он уже был европейской знаменитостью. Поскольку Фаринелли чтил Порпору как родного отца, он сразу же приехал в английскую столицу.

"Полифем" - это история о любви нимфы Галатеи и простого смертного, пастуха Ациса (либретто написал Паоло Ролли).

Александр Шарль Гийемо. Ацис и Галатея. 1827 г. На вершине горы в левом верхнем углу изображён Полифем.
Александр Шарль Гийемо. Ацис и Галатея. 1827 г. На вершине горы в левом верхнем углу изображён Полифем.

Ревнивый великан-циклоп Полифем в ярости убивает Ациса, обрушив на него скалу. Галатея слёзно молит Юпитера вернуть любимому жизнь и получает даже больше, чем просила: Ацис возвращается к ней в образе бессмертного бога реки, носящей его имя.

Партию Ациса, состоящую из нескольких арий, Порпора написал в расчёте на необъятные возможности Фаринелли.

Благодарение Юпитеру

Знаменитая "Alto Giove", о которой идёт речь, звучит в 3 действии, в тот момент, когда Ацис возвращается к жизни. Потрясённый этим чудом, он благодит Юпитера за дар жизни, а также за то, что бог даровал ему самую прекрасную, верную и любящую деву - Галатею.

"Юпитер светлый!
Явил свою ты милость -
И я обрёл бессмертной жизни дар
По мановению божественной руки!

Но то, что мне дана
Любовь прекраснейшей из дев -
Есть дар, которому нет равных,
Как равных нет тебе!"

Пдобно ювелиру, который с любовью и вдохновением создаёт изящную оправу для редкого бриллианта, Порпора написал музыку этой арии так, чтобы она максимально высвечивала красоту голоса Фаринелли. Ацис теперь бог, и это звучит божественно во всех смыслах.

Чудеса бельканто

Первый звук мелодии словно рождается на наших глазах из тишины, так, чтобы мы могли оценить красоту драгоценного голоса без всяких помех. Это короткий момент вокального гипноза, после которого мы уже добровольно отдаёмся музыке, раскрывающей перед нами всё новые и новые перспективы красоты с бесконечно-свободным полётом мелодии.

В среднем, контрастном разделе Ацис возвращается мыслью к любимой Галатее ("Но то, что мне дана любовь...").

Эта ария демонстрирует одно из чудес бельканто - умение вести мелодическую линию как будто на одном смычке с непринуждённостью парящей в воздухе птицы.

В этом ролике "Alto Giove" поёт Симона Кермес.

Ей очень подходит удачная метафора одного французского меломана, посетившего в 1739 году венецианский приют (консерваторию) "Инкурабили". Услышав изумительное пение местной солистки - некоей Дзабетты, он сказал:

"Ничуть не сомневаюсь, что она проглотила скрипку Сомиса!»

Джованни Баттиста Сомис - это прославленный итальянский скрипач, знаменитый своим певучим, кантиленным звуком.

О том, что такое бельканто здесь 👇

О других шедеврах музыкальной классики в моей книге с QR-кодами: 👉50 музыкальных шедевров. Популярная история музыки. Издетельство АСТ.

Спасибо за лайки и комментарии! 🌸