Когда произносят это слово, обычно представляются какие-нибудь сопрановые 👉колоратуры на грани невозможного или бесконечно льющаяся мелодия популярнейшей 👉каватины Нормы. В общих чертах это так и есть. Но не только.
Бельканто - это старая традиция итальянского оперного пения, которая до сих пор считается эталоном вокального искусства. Она была оперной нормой примерно 200 - 300 лет назад. И современники писали о том, что это было ангельское, божественное пение!
Как они пели
Цель вокальной техники бельканто - сделать из человека совершенный, технически безупречный музыкальный инструмент, к которому прилагается душа, и научить певца виртуозно на нём играть.
Если от природы голос имеет красивый тембр - это огромный бонус, но главное в бельканто - это техника, а именно:
- ровное звучание во всех регистрах (обычно у вокалистов есть зоны, в которых голос звучит лучше или хуже);
- умение плавно и долго вести мелодическую линию (как будто ты чертишь узор, не отрывая пера от бумаги);
- подвижность, как у флейты или скрипки, умение легко и непринуждённо петь любые колоратуры;
- чистота интонации (без постоянного вибрато - раскачивания голоса, чаще всего прикрывающего вокальные огрехи);
- эмоциональная наполненность в рамках прекрасного - умение исключительно мельчайшими нюансами голоса (а не мимикой и актёрской игрой) передать суть образа;
- негромкий, деликатный и нежный тон (оркестры и залы были тогда небольшими, и нужды форсировать звук не было);
- умение долго и без видимых усилий вести мелодию на одном дыхании или держать последнюю ноту (искусно скрывать естественную потребность дышать).
И учителя вокала знали приёмы, как достичь таких высоких результатов, а публика именно за тем и ходила в оперу - чтобы послушать прекрасное пение.
Цена вопроса
Добавим к этому, что стандарт прекрасного в бельканто - это исключительно высокие голоса. На алтарь этой красоты в своё время возлагались ужасные жертвы: большое количество талантливых мальчиков подвергались жестокой операции, чтобы их голос остался высоким навсегда.
Неважно, что ангельский тембр мало соответствовал образам оперных героев мужского пола. И отважные воины, и пылкие оперные любовники пели в диапазоне женских голосов - сопрано или меццо-сопрано.
Именно для сладкоголосых кастратов писали многие свои прекрасные арии Вивальди, Порпора, Глюк, Моцарт и Россини.
Вот, например, заключительная ария из церковного мотета для сопрано и струнных Николо Порпора - легендарного вокального педагога и композитора первой половины XVIII века. Он учил самого Фаринелли, - знаменитого итальянского кастрата, а также других знаменитых певцов и певиц того времени, и писал арии специально для них.
Эту "Аллилуйю" он сочинил в расчёте на голос некоей Грациолы - воспитанницы венецианского приюта, где работал в 1740-х годах.
Юлия Лежнева
В начале XIX века бельканто вошло в новую стадию и достигло своего зенита в операх трёх главных "белькантовых" композиторов: Россини, Беллини и Доницетти.
Эту арию Памиры из оперы "Осада Коринфа" Джоаккино Россини написал в 1826 году.
Здесь снова Юлия Лежнева на том основании, что она - звезда белькантового репертуара.
Оперная ностальгия
Когда и как появился термин "бельканто", точно не известно. Судя по всему, он стал широко использоваться с того времени, когда бельканто уже прошло стадию своего заката - в середине XIX века.
В это время приоритеты в опере и вообще в искусстве сместились: чистую музыкальную красоту пения вытеснили мелодраматические страсти (Верди) и желание композиторов внушить человечеству великие идеи через музыкальную декламацию (Вагнер).
Певцы стали петь громко, ярко, сильно, прорезая звучность теперь уже большого оркестра и заполняя просторные оперные залы. Кроме того, новая эстетика оперы включала в свой арсенал не только прекрасное, но и некрасивое, зато реалистичное: шёпот, крик, рыдание, или безумный хохот, если этого требует ситуация.
Всё это производило сильное эмоциональное впечатление на публику (Россини называл такое пение "бешеным"). Но тонкие материи старого вокала были утрачены.
Вот тогда и начались надгробные речи про то, как же раньше искусно, прекрасно (прекрасно - "bel" по-итальянски), божественно пели ("canto"- петь). Так в середине XIX века появился этот ностальгический термин - "bel canto" или "бельканто" по-русски.
Ренессанс
Ближе к концу ХХ века эта вокальная традиция начала возрождаться вновь.
Теперь бельканто как бы раздвоилось на барочное и, условно говоря, на "россиниевское". Эти ветви отличаются и по эстетическим, и по техническим принципам.
Настоящий ренессанс переживает в последние лет 30 барочное бельканто. Этот процесс подстегнула мода на музыку барокко и бурный расцвет исторически информированного (аутентичного) исполнительства.
Постепенно, уже в XXI веке, внутри вокального сообщества сформировался класс "барочных певцов" с целой армией 👉контртеноров, которые взяли на себя труд петь партии, когда-то написанные для сопранистов-кастратов. Это, конечно, не равноценная замена, поскольку это всё же разные голоса и разная техника вокала, но тем не менее теперь стало возможным исполнение опер Вивальди, Генделя, Хассе, Порпоры и других мастеров бельканто.
Здесь Филипп Жарусски с арией "Filiae maestae Jerusalem" Антонио Вивальди.
Моя книга о популярной классике с QR-кодами: 👉50 музыкальных шедевров