Найти тему
культшпаргалка

Что такое "бельканто"

Оглавление

Когда произносят это слово, обычно представляются какие-нибудь сопрановые 👉колоратуры на грани невозможного или бесконечно льющаяся мелодия популярнейшей 👉каватины Нормы. В общих чертах это так и есть. Но не только.

Бельканто - это старая традиция итальянского оперного пения, которая до сих пор считается эталоном вокального искусства. Она была оперной нормой примерно 200 - 300 лет назад. И современники писали о том, что это было ангельское, божественное пение!

Как они пели

Цель вокальной техники бельканто - сделать из человека совершенный, технически безупречный музыкальный инструмент, к которому прилагается душа, и научить певца виртуозно на нём играть.

Анри Декен. Портрет Марии Малибран в роли Дездемоны ("Отелло" Д.Россини). 1830 г.
Анри Декен. Портрет Марии Малибран в роли Дездемоны ("Отелло" Д.Россини). 1830 г.

Если от природы голос имеет красивый тембр - это огромный бонус, но главное в бельканто - это техника, а именно:

  • ровное звучание во всех регистрах (обычно у вокалистов есть зоны, в которых голос звучит лучше или хуже);
  • умение плавно и долго вести мелодическую линию (как будто ты чертишь узор, не отрывая пера от бумаги);
  • подвижность, как у флейты или скрипки, умение легко и непринуждённо петь любые колоратуры;
  • чистота интонации (без постоянного вибрато - раскачивания голоса, чаще всего прикрывающего вокальные огрехи);
  • эмоциональная наполненность в рамках прекрасного - умение исключительно мельчайшими нюансами голоса (а не мимикой и актёрской игрой) передать суть образа;
  • негромкий, деликатный и нежный тон (оркестры и залы были тогда небольшими, и нужды форсировать звук не было);
  • умение долго и без видимых усилий вести мелодию на одном дыхании или держать последнюю ноту (искусно скрывать естественную потребность дышать).

И учителя вокала знали приёмы, как достичь таких высоких результатов, а публика именно за тем и ходила в оперу - чтобы послушать прекрасное пение.

Цена вопроса

Добавим к этому, что стандарт прекрасного в бельканто - это исключительно высокие голоса. На алтарь этой красоты в своё время возлагались ужасные жертвы: большое количество талантливых мальчиков подвергались жестокой операции, чтобы их голос остался высоким навсегда.

Якопо Амгони "Кастрат Фаринелли".
Якопо Амгони "Кастрат Фаринелли".

Неважно, что ангельский тембр мало соответствовал образам оперных героев мужского пола. И отважные воины, и пылкие оперные любовники пели в диапазоне женских голосов - сопрано или меццо-сопрано.

Именно для сладкоголосых кастратов писали многие свои прекрасные арии Вивальди, Порпора, Глюк, Моцарт и Россини.

Вот, например, заключительная ария из церковного мотета для сопрано и струнных Николо Порпора - легендарного вокального педагога и композитора первой половины XVIII века. Он учил самого Фаринелли, - знаменитого итальянского кастрата, а также других знаменитых певцов и певиц того времени, и писал арии специально для них.

Эту "Аллилуйю" он сочинил в расчёте на голос некоей Грациолы - воспитанницы венецианского приюта, где работал в 1740-х годах.

Юлия Лежнева

В начале XIX века бельканто вошло в новую стадию и достигло своего зенита в операх трёх главных "белькантовых" композиторов: Россини, Беллини и Доницетти.

Эту арию Памиры из оперы "Осада Коринфа" Джоаккино Россини написал в 1826 году.

Здесь снова Юлия Лежнева на том основании, что она - звезда белькантового репертуара.

Оперная ностальгия

Когда и как появился термин "бельканто", точно не известно. Судя по всему, он стал широко использоваться с того времени, когда бельканто уже прошло стадию своего заката - в середине XIX века.

В это время приоритеты в опере и вообще в искусстве сместились: чистую музыкальную красоту пения вытеснили мелодраматические страсти (Верди) и желание композиторов внушить человечеству великие идеи через музыкальную декламацию (Вагнер).

Певцы стали петь громко, ярко, сильно, прорезая звучность теперь уже большого оркестра и заполняя просторные оперные залы. Кроме того, новая эстетика оперы включала в свой арсенал не только прекрасное, но и некрасивое, зато реалистичное: шёпот, крик, рыдание, или безумный хохот, если этого требует ситуация.

Анна Нетребко в главной роли оперы Джузеппе Верди "Макбет"
Анна Нетребко в главной роли оперы Джузеппе Верди "Макбет"

Всё это производило сильное эмоциональное впечатление на публику (Россини называл такое пение "бешеным"). Но тонкие материи старого вокала были утрачены.

Вот тогда и начались надгробные речи про то, как же раньше искусно, прекрасно (прекрасно - "bel" по-итальянски), божественно пели ("canto"- петь). Так в середине XIX века появился этот ностальгический термин - "bel canto" или "бельканто" по-русски.

Ренессанс

Ближе к концу ХХ века эта вокальная традиция начала возрождаться вновь.

Теперь бельканто как бы раздвоилось на барочное и, условно говоря, на "россиниевское". Эти ветви отличаются и по эстетическим, и по техническим принципам.

Настоящий ренессанс переживает в последние лет 30 барочное бельканто. Этот процесс подстегнула мода на музыку барокко и бурный расцвет исторически информированного (аутентичного) исполнительства.

Постепенно, уже в XXI веке, внутри вокального сообщества сформировался класс "барочных певцов" с целой армией 👉контртеноров, которые взяли на себя труд петь партии, когда-то написанные для сопранистов-кастратов. Это, конечно, не равноценная замена, поскольку это всё же разные голоса и разная техника вокала, но тем не менее теперь стало возможным исполнение опер Вивальди, Генделя, Хассе, Порпоры и других мастеров бельканто.

Здесь Филипп Жарусски с арией "Filiae maestae Jerusalem" Антонио Вивальди.

Моя книга о популярной классике с QR-кодами: 👉50 музыкальных шедевров

-4

Спасибо за лайки и комментарии! 🌸