По Невскому проспекту в свободное время я люблю гулять не спеша. Благо, у него не очень стремительный ритм (там много праздно гуляющих), и я не очень выбиваюсь из толпы. Если же я целенаправленно отправляюсь в другие исторические районы города, там даже можно, иной раз, уединиться с Петербургом, встречая редких прохожих, и тем более, никуда не спешить.
А вот на Сенной площади, в основном, приходится бывать на бегу по делам или на пробеге в те самые тихие исторические места. Мне кажется, там невозможно спокойно ходить! Выходишь из метро (а там целых 3 станции городской подземки: Сенная площадь, Спасская и Садовая), и сразу тебя подхватывает людской поток, в какую бы сторону не пошёл! А потому и по сторонам сложно смотреть. Только стоя на переходе и прямо перед собой! Вот и бросается всё время в глаза здание Гауптвахты, где сегодня расположено Городское туристско-информационно бюро. Четырёх колонный портик украшает небольшое одноэтажное здание, которое находится прямо напротив павильона станции метро Сенная площадь, на переходе через Садовую улицу.
Когда людской поток выносит к переходу через Московский проспект, в поле зрения оказываются только вывески кафешек и магазинов. Даже фонтан-поилка с Царскосельской дороги может остаться незамеченным, где уж поднять глаза! Сейчас ведь загорится зелёный! А если всё-таки устремить взгляд вверх, можно увидеть очень красивый дом, первый по Московскому проспекту (дом номер 1). А он, пожалуй, заслуживает, чтобы на него обратили внимание – и внешним обликом хорош, и может поведать увлекательную историю о своих обитателях.
О чём можно узнать, рассматривая дом?
Если много гулять по Петербургу и при этом немного знакомиться с историей и архитектурой города, глядя на этот угловой дом на пересечении Московского проспекта и Садовой улицы, о нём сразу можно много узнать. Во-первых, это доходный дом – в нём такое количество окон, что он явно многоквартирный. К тому же, первый этаж оформлен окнами-витринами, а значит он предназначался для сдачи в аренду торговым точкам. Второй этаж отличается от других, потому что там либо были оборудованы элитные квартиры, либо специальные помещения для офисов (в прежние времена их называли конторами).
Во-вторых, можно попробовать определить архитектурный стиль здания. На первый взгляд этот дом – явный модерн! Об этом свидетельствует характер декора фасадов: сочетание отделки плиткой и оштукатуренных фрагментов, майоликовые вставки, башенка характерной формы. В пользу модерна свидетельствуют цвета здания, сменившие традиционные оттенки былого Петербурга. Приглушённый коричневый и зелёный сделали дом более выразительным. На фасадах находим эркеры, не одиночные, а протянувшиеся через несколько этажей. Они вытягивают здание ввысь и делают его элегантнее! Всё это – характерные черты петербургского модерна.
Правда, продолжая рассматривать детали декора, плавных линий и асимметрии, присущих модерну, найти не удаётся. Зато характерные для классики гирлянды обильно используются в оформлении фасадов, а купол башни поддерживают колонны или пилястры (правда, несколько коренастые для классицизма). Верно ли первое впечатление? Возможно, это всё же эклектика – смешение разных стилей предыдущих эпох? Впрочем, ничего удивительного в этих сомнениях нет. В архитектуре, при переходе от стиля к стилю, часто наблюдалось влияние предыдущего стиля. Специалисты тогда определяют стиль как «основной с элементами». Поскольку налицо элементы модерна, значит его время уже пришло в Петербург. Модерн и является основным стилем дома. Но, обнаружив нехарактерные для него черты, можно предположить, что это – это «модерн с элементами эклектики». Проверить себя легко. Даже в интернете есть архитектурные справочники петербургских домов. Заглянув в них, обнаруживаем, что специалисты тоже не едины во мнении. В одних источниках – стиль этого дома определён как «модерн», в других – «модерн с элементами эклектики».
Модерн появился в самом начале 20 века и просуществовал до революции. Когда известен стиль, определить приблизительное время постройки дома не трудно. Впрочем, иногда наоборот, чтобы не ошибиться в стиле, приходится уточнять даты строительства. Снова заглядываем в справочник и выясняем, что этот дом был построен в 1907-1908 годах по проекту Алексея Ивановича Зазерского (1878-1942).
Зазерский окончил Институт гражданских инженеров в 1902 году. Легко догадаться, что судьба у этого архитектора была разломана революцией. Начав в самом начале 20 столетия самостоятельно возводить разного рода постройки в столице Российской империи, до её краха он успел построить по меньшей мере пару десятков домов в Петербурге. А ещё ему было поручено строительство общественных туалетов в Петербурге. Историческое здание туалета напротив Исаакиевского собора в Александровском саду – его работа! Оставшись в России, Зазерский продолжил свою карьеру уже в советское время, строил там, куда посылала страна. Он внёс огромный вклад в застройку советского Ярославля. Когда началась блокада, 62-х летний зодчий стал ополченцем, но не сумел пережить холодную зиму 1942, и умер в блокадном Ленинграде от голода.
Похожие судьбы владельцев петербургских домов
Но дома Петербурга – это не только особенности архитектуры и имя архитектора. Это ещё и история его обитателей. Про доходные дома в этом плане сложно рассказывать. Их хозяева, чьими именами названы дома и на чьи деньги они строились, зачастую обычные горожане, не вошедшие в историю какими-либо славными делами. Этот же дом, построенный в начале Забалканского проспекта в начале 20 века, пожалуй, исключение из правил. Он хранит историю одной семьи, основатель которой мальчишкой приехал на заработки в Петербург и сделал здесь стремительную карьеру. Может быть, ему повезло больше других. Но судьба владельца этого дома очень похожа на судьбы других «обычных горожан, не вошедших в историю», которые сумели построить в столице доходные дома. По крайней мере, если удаётся познакомиться с их владельцами, все они, как правило, начинали свою карьеру «с нуля» и становились успешными предпринимателями.
В столицу в 19 веке устремлялись все – счастья попытать. В отличие от дворян, ехавших со скуки за развлечениями, крестьяне ехали в Петербург на заработки. Клочок крестьянской земли не мог обеспечить нормальное существование большой многодетной семьи. Вот и отправляли крестьяне своих подросших сыновей в города на заработки, а то и сами снимались с места и ехали в столицу. Бог даст, повезёт!
«Счастливый билет» Якова Акимова
К тому времени, когда Яков Иванович Акимов приобрёл в 1903 году на Сенной площади участок под строительство семейного дома, ему уже было 67 лет. Нетрудно предположить, что он был торговцем, раз собирался возводить дом в эпицентре торговли Петербурга. Он, действительно, был успешным предпринимателем: имел собственную фабрику «Яков Перетц и К°», торговый дом «Экспресс», а специализировался на торговле спиртными напитками и чаем. Яков был сыном ломового извозчика из Калужской губернии, который занимался организацией перевозки грузов. Нередко отцу приходилось бывать в Петербурге. Когда Якову исполнилось 12 лет, отец взял его однажды с собой, и пристроил в услужение богатому торговцу Перетцу на должность «мальчика». Должностные обязанности нехитрые – слушаться хозяина беспрекословно, всегда быть под рукой, выполнять любую работу (отнести, поднести, упаковать, убрать и т.д. и т.п.). За усердие «мальчик» всегда был сыт, а за добросовестность иногда удавалось и копеечку в вознаграждение получить.
Обученный грамоте Яков оказался вежлив, проворен, сметлив, быстро стал разбираться в качестве товара и вскоре стал незаменимым помощником бездетного Перетца. Торговец привязался к Якову, постепенно передал ему не только свой опыт, но и сделал своим компаньоном, а потом наследником своего капитала при условии, что Яков продолжит дело под вывеской Перетц. Это решение было только на пользу успеху и процветанию торговой компании. И с 1862 года Акимов стал Перетцем, как и все члены его большой семьи. Только в 1893 году специальным разрешением Казённой палаты семье была возвращена собственная фамилия. Поначалу они имели не двойную, а две фамилии. Так в документах и указывалось: «Акимов он же Перетц», но постепенно обе фамилии стали указываться через дефис.
Когда Яков стал успешным торговцем и вошёл в долю с хозяином, он выкупил из крепостных свою невесту Татьяну, привёз её в столицу и женился. У Якова Ивановича и Татьяны Ивановны было 9 детей, 5 сыновей - Александр, Иван, Константин, Дмитрий и Михаил (умер в младенчестве) и 4 дочери – Мария, Елизавета, Ольга и Антонида. Подросших сыновей, как принято было в купеческих семьях, Яков привлекал к семейному делу.
Судьба дома и членов семьи Акимовых-Перетц
В 1904 году, имея уже не один дом в Петербурге, Яков приобрёл участок на Сенной пощади, где находился ветхий дом, подлежащий сносу (о прежних владельцах участка сведений найти не удалось). Но построить новый дом в престижном месте Яков не успел, он скончался в 1904 году. Старший сын Александр унаследовал состояние и дело отца. Именно он и занялся постройкой семейного дома и продолжил дело Якова Перетца.
Все члены большой семьи Якова в разное время значились в адресной книге нового дома, украсившего Сенную площадь. Однако трудно сказать, кто из них в нём реально проживал. А вот вдова Якова, Татьяна Акимова-Перетц, мать семейства, проживала в квартире на 3-м этаже с балконом. По воскресеньям она собирала у себя на обед всех своих взрослых детей с их семьями.
Александр Яковлевич Акимов-Перетц не только продолжил дело отца, но и приумножил его. С 1883 года он занимался самостоятельной торговой деятельностью. Ему принадлежали винные погреба, коньячно-водочный завод и пр. Кроме дома на Сенной он владел ещё четырьмя дома. Александр женился на вдове, имевшей от первого брака дочь. В семье родилось ещё две дочери и сын.
Братья Александра избрали другие профессии. Константин стал врачом, Дмитрий – инженером. В семье Константина родилось четверо сыновей: Михаил, Владимир, Дмитрий и Иван. Все они были наделены творческими способностями от природы. Владимир был талантливым художником. Его рисунки отражали послереволюционную разруху. Большевики признали их контрреволюционными, и Владимир был расстрелян в 1921 году вместе со своей беременной женой Верой. (Вера Стебловец-Федяй была уроженкой Ораниенбаума. Вот так неожиданно, гуляя по закоулкам истории Петербурга, можно встретить землячку!)
Продать дом на Сенной успели в 1917, до того, как его национализировали. Ну а потом им уже распоряжались городские власти. Сначала заселяли вполне заслуженными людьми, но в 1938 именно с этого дома начались репрессии по Забалканскому проспекту, как тогда назывался Московский. И "заслуженные" оказались "врагами".
Дом Акимова-Перетца не обошли вниманием К 300-летию города. Он был отреставрирован. Тогда была воссоздали утраченная за годы советской эксплуатации башенка. И теперь, оказавшись на Сенной, стоя у пешеходного перехода через Московский проспект, поднимите голову, полюбуйтесь домом и вспомните историю семейства, ставшую частичкой истории Петербурга. Буду рада, если решите продолжать подобные виртуальные прогулки вместе со мной.
Другие истории о петербургских домах собраны в подборке:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!