Найти тему
Идринский вестник

В наследство – память об отце

Представляем вниманию читателей очередную нашу публикацию из нового проекта «Село и люди». Герои рассказа всю жизнь жили, работали и продолжают жить на родной Идринской земле.

Как много могут поведать нам старые фотографии! Как много тайн и историй бережно хранится в семейных альбомах…

Поистине уникальными историческими фотографиями поделилась жительница села Идринского Валентина Черкасова, в девичестве Спиридонова.

На этих черно-белых, в мелкую трещинку, фото – память об отце Архипе Анастасьевиче Спиридонове. Он погиб на войне в ноябре 1942 года, и Валентина Архиповна совсем не помнит его. Когда папа ушел на фронт, ей было всего-то два с половиной годика:

– Мама рассказывала, возле военкомата тогда было много народу, провожающих и уезжающих на войну. Отца же в первые дни призвали. А я маленькая, то убегу куда, то обратно прибегу. И все папа боялся, что я потеряюсь в толпе. Все говорил, Вальку не найду…

До войны Архип Анастасьевич трудился в редакции районной газеты «Сталинец». В какой должности именно отец работал, Валентина Архиповна не помнит. Мама, Ирина Васильевна, рассказывала, что ходила помогать ему на работу. Возможно, наборщиком был. Но на войну он ушел оттуда, с редакции. У Валентины Архиповны сохранилось фото сотрудников газеты, еще довоенное. Редактором, по ее словам, тогда был Иван Чурсин. Он заступил на эту должность в 1938 году, и с началом войны тоже ушел на фронт. На фото Иван Алексеевич – в центре, с районкой в руках.

Герой нашего рассказа Архип Спиридонов сидит в верхнем ряду третий справа налево, подперев рукой подбородок. Остальных запечатленных на фото сотрудников газеты Валентина Архиповна не знает. Было бы очень хорошо, если бы нашлись среди наших читателей те, кто помнит и знает этих людей.

Есть у Валентины Черкасовой и другие фото. Собственно, это последнее, что от него и осталось семье. Одну фотографию Архип Анастасьевич прислал из красноярского госпиталя. Хорошо сохранилась подпись на оборотной стороне: «На память детям Вале и Марусе. Фото 17.01.1942».

Второе фото тоже из госпиталя, только уже другого.

На нем Архип Спиридонов – в нижнем ряду справа, с палочкой в руках. И тоже надпись на обороте, вообще очень ценная и уникальная. Пишем дословно: «Фото 20 августа, в лесу из госпиталя, нижний ряд слева:

1. Серпиченко Алексей

2. Военсестра Зыбина Елена

3. Спиридонов Архип

Верхний ряд слева:

4. Куртанов

5. Могильный Николай

6. Кузнецов Иван.

На заготовке дров госпиталю

№ 3308 (только не указано, номер части это, а может, и госпиталя. – Прим. авт.).

И еще один снимок, треснувший от времени пополам. На нем – статный красивый парень-сибиряк, которому жить бы да жить. Но война решила по- своему.

-3

В военкомате Валентина Архиповна получила копию извещения, в котором сказано, что красноармеец Архип Анастасьевич Спиридонов в боях за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив мужество, был убит в бою 27 ноября 1942 года и похоронен в деревне Дьяково Бельского района Смоленской области. Такие данные обозначены в извещении о смерти.

-4

Архипу Спиридонову на момент гибели было всего тридцать лет.

– Тогда ведь в Смоленской области бои были очень жестокие, – тихо говорит Валентина Архиповна. – Мама рассказывала, последнее письмо от папы было, он писал там: «Во сне вижу, потерял я пилотку с головы. Наверно, придется и голову потерять». Вещий сон-то, стало быть.

После ухода мужа на фронт, мама Валентины Архиповны, Ирина Васильевна, устроилась на работу на маслозавод. Интересен тот факт, что Идринский маслозавод № 36100 в селе Идринском введен в эксплуатацию в 1936 году. Он назывался Идринский головной маслозавод, то есть объединил в свое подчинение все маслозаводы, находящиеся на территории Идринского района, которые были открыты гораздо раньше.

К примеру, на территории Идринского района впервые введен в эксплуатацию Малохабыкский маслозавод № 3698 в д. Малый Хабык в 1927 году. Чуть позднее, в этом же году начал действовать Среднесалбинский маслозавод № 3699 в деревне Средняя Салба.
В 1928 году в работу пущен Отрокский маслозавод в селе Отрок. А в 1929 году –Малокнышинский в деревне Малые Кныши. Был еще Шадринский маслозавод, но точных данных по нему в архиве нет.

С 1972 года все заводы были ликвидированы. Остались только сливотделения. В селе Идринское продолжил работу один маслозавод. Про его дальнейшую судьбу мы, к сожалению, знаем.

Вот на этом маслозаводе и трудилась Ирина Спиридонова до самой пенсии.

– Ее много раз в газетах печатали за хорошую работу. Столь карточек есть с работы, но не доберусь я сейчас до них, а то бы показала вам.

От маслозавода Ирине Васильевне с детьми построили домик вместо той избушки, в которой они жили с мужем до войны. Между прочим, она, та самая избушечка, в которой родилась и выросла Валентина Архиповна, до сих пор жива и стоит в глубине двора. Когда строили новый дом, то ее сдвинули трактором подальше, освободив место ближе к улице.

А Валентина Архиповна по сей день помнит обстановку в том домике. Вспоминает, по рассказам мамы:

– Когда ее покупали мать с отцом, мама еще ему сказала, мол, маленькая совсем она. А папа ответил, на мой век хватит. Словно знал, что век-то недолгий отмерян ему.

В избушке той была одна комната.

– Вот так печка, – показывает женщина, – в улицу окно. Она прямо на этом самом месте и стояла. Два окна – в ограду. Стол стоял вот этот, – и она похлопала по деревянному столу, клееночкой накрытому, краской покрашенному, – так он и стоит у меня сейчас. А мне он нравится, тут вот в ящичке всякие нужные вещи. И ничего не делается ему. Этот стол еще от дедушки с бабушкой, маминых родителей. А тут вот койка была, в углу столик еще. А на стене-шкафчик из досок, в одну полочку. Он так до сих пор в той старенькой избушке и висит. Я там всякие чечки храню,– смеется Валентина Архиповна.

Когда закончилась война, маленькой Вале было шесть лет. В школу она поздно пошла, со своим годом не отправили.

– Не в чем ходить было в школу-то. На печке сидели с сестрой старшей, Марусей. Она с тридцать пятого года. Но она уже умерла, – вспоминает Валентина Архиповна. – Она молодая умерла.

А мама моя парализована была, шесть лет лежала, вот я за ней ухаживала. И семью бросила, пришла к ней жить, да и ухаживала. Так и осталась тут жить. Дом мамин приватизировала. И живу вот.

У Валентины Архиповны одна дочь, Людмила, живет в Идринском. Внуки-правнуки в городе…Супруг, Михаил Александрович Черкасов, умер. Электриком работал в школе, и в больнице. Сама она 30 лет в быткомбинате отработала швеей.

Умерла Ирина Васильевна Спиридонова в 1992 году, на Благовещение. Нелегкая жизнь ей досталась. После гибели мужа и окончания войны долго жила она одна, дочерей поднимала. Работала. Замуж по молодости не выходила. Лишь перед пенсией сходилась с дедушкой одним, не регистрировались.

– Мне сейчас уже лет больше, чем маме было, когда она умерла. Вот я за всех теперь век свой и живу, наверно. Помню все и всех.

И это по-своему замечательно. Ведь память – очень ценная штука. Пока человека помнят, пока о нем рассказывают – он жив, много лет жив в памяти потомков. И это бесценно. И прерывать эту память нельзя. Многим детям войны, как и Валентина Черкасовой, только и осталась в наследство память об отцах – солдатах в старых фото да похоронках…

Вот мы рассказали вам, уважаемые читатели, и возможно, кто-то из вас тоже вспомнит и о герое нашего рассказа, о рядовом Архипе Спиридонове, и о тех, кто с ним на довоенном редакционном фото. А мы будем ждать обратной связи от вас. Ждет и Валентина Архиповна. Вдруг да кто кого узнает.

-5

Светлана Рудских
Фото из архива Валентины Черкасовой