Найти в Дзене
Петр Власов

1МВ. Бронеавтомобили русской армии (02). Пулеметные

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 1МВ. Бронеавтомобили русской армии (01). Обзор наличия Пулеметные бронеавтомобили были самыми многочисленными броневиками Первой мировой войны в бронечастях всех основных армий того времени. Не являлась исключением и Россия. В октябре 1914 г., сразу после сдачи армии первых восьми бронеавтомобилей отечественного производства «Руссо-Балт» из них была сформирована 1-я автомобильная пулеметная рота, тут же отправленная на фронт; а из прибывавших в Россию иностранных броневиков, начали формировать бронеавтомобильные взводы (к декабрю в русской армии имелось уже восемь таких взводов). Их штат включал 3 пулеметных бронеавтомобиля, и для их обслуживания 4 легких автомобиля, 1 трехтонный грузовик, автомастерскую, автоцистерну и 4 мотоцикла (один с коляской). Личный состав взвода представляли 4 офицера и 46 унтеров и рядовых. Все они получали специальную форму – кожаные штаны и кожаную куртку, а так же особой формы кепи с козырьком. С лета 1915 особенностью всех бронеавтомоби
Оглавление

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 1МВ. Бронеавтомобили русской армии (01). Обзор наличия

Пулеметные бронеавтомобили были самыми многочисленными броневиками Первой мировой войны в бронечастях всех основных армий того времени. Не являлась исключением и Россия. В октябре 1914 г., сразу после сдачи армии первых восьми бронеавтомобилей отечественного производства «Руссо-Балт» из них была сформирована 1-я автомобильная пулеметная рота, тут же отправленная на фронт; а из прибывавших в Россию иностранных броневиков, начали формировать бронеавтомобильные взводы (к декабрю в русской армии имелось уже восемь таких взводов). Их штат включал 3 пулеметных бронеавтомобиля, и для их обслуживания 4 легких автомобиля, 1 трехтонный грузовик, автомастерскую, автоцистерну и 4 мотоцикла (один с коляской). Личный состав взвода представляли 4 офицера и 46 унтеров и рядовых. Все они получали специальную форму – кожаные штаны и кожаную куртку, а так же особой формы кепи с козырьком.

С лета 1915 особенностью всех бронеавтомобилей русской армии и отечественного, и иностранного производства, стали покрышки колес, заполнявшиеся особой автомассой - гусматиком. Она закачивалась в шину вместо воздуха. В случае пробития шины гусматик вытекал в отверстие, и затвердевал, ликвидируя пробоину - ничего подобного в то время в других странах не было!..

В этой статье описаны далеко не все пулеметные бронеавтомобили русской армии. Я здесь не говорю о тех, что имелись только в 1-2 экземплярах, или о иностранных массовых, но не пригодных к боевым действиям. Мое внимание привлекли лишь машины, что своим количеством и качествами оказали более-менее заметное влияние на ход боевых действий. Правда, здесь вы не найдете описания самого знаменитого броневика «Остин» - он достоин отдельной статьи, посвященной только этой машине…

Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» (10 машин)

-2

Боевая масса — 3,28 т; вооружение: 3х7,62 мм пулемета; броня 3-5 мм; мощность двигателя — 40 л.с.; скорость до 20 км/ч; экипаж — 5 человек

«Руссо-Балт» - первые российские серийные бронеавтомобили. Разработаны осенью 1914 г. на шасси двухосного неполноприводного автомобиля «Руссо-Балт» модели «С24-40». Всего изготовлено 8 машин. Компоновочная схема: силовая установка впереди, в центре и корме - совмещенные отделение управления и боевое отделение. Вооружение - три 7,62-мм пулемета «Максим» обр.1910 г. с простыми механическими прицелами, установленные на станках Соколова. Два пулемета постоянно размещены в амбразурах лобового и кормового листов корпуса, а третий мог устанавливаться в амбразуре левого или правого борта (в зависимости от боевой обстановки). Такое расположение оружия было простым, но ограничивало углы стрельбы в горизонтальной и вертикальной плоскостях до всего 20 градусов. Боекомплект к пулеметам - 9.000 патронов.

-3

Корпус бронеавтомобиля - из катаных броневых листов хромоникелевой стали толщиной от 3 до 5 мм, крепившихся на каркасе машины заклепками. Листы брони - с большими углами наклона. Двигатель - четырехтактный четырехцилиндровый «Руссо-Балт» «С24-40» жидкостного охлаждения мощностью 40 л.с. Пуск двигателя - с помощью заводной рукоятки. Подача топлива из бака в карбюратор производилась под давлением создаваемым выхлопными газами, отводившимися в топливный бак

-4

Механическая трансмиссия состояла из четырехступенчатой коробки передач и межколесного дифференциала с полуосями равной длины. Для передачи крутящего момента к межколесному дифференциалу использовался карданный вал. Бронеавтомобиль имел колесную формулу 4x2, зависимую рессорную подвеску и колеса с деревянными спицами. Упругими элементами подвески передних колес являлись две продольные полуэллиптические листовые рессоры, задних колес — три взаимосвязанные полуэллиптические рессоры: две продольные и одна поперечная.

-5

Две последние машины (9-я и 10-я) в начале 1915 г. были изготовлены с учетом опыта боевого применения первых бронеавтомобилей. На них пулемет «Максим» монтировался во вращающейся башне, расположенной в кормовой части корпуса, а на крыше боевого отделения установили командирскую башенку. Все бронеавтомобили «Руссо-Балт» принимали активное участие в боевых действиях Первой мировой войны, а большая их часть использовалась и в период Гражданской войны. К концу 1921 г. на вооружении РККА состояло только 3 бронеавтомобиля «Руссо-Балт».

-6

Так же на шасси автомобиля «Руссо-Балт» в 1915-1916 гг. были изготовлены 10 бронеавтомобилей по проекту инженера-изобретателя А.А. Братолюбова. Но испытания выявили: из-за значительной перегрузки базового шасси бронеавтомобили Братолюбова не могут двигаться по бездорожью. Поэтому данные броневики на фронт не посылались и в боевых действиях участия не принимали (соответственно, в этой статье описываться не будут). Правда, три таких бронеавтомобиля были переоборудованы в дрезины - для движения по железнодорожным путям, и всё-таки попали на Западный фронт.

Бронеавтомобиль «Рено» бронированный по проекту В.А. Мгеброва (11 машин)

-7

Боевая масса — 2,7 т; вооружение: 2х7,62 мм пулемета; броня 4-7 мм; мощность двигателя — 30 л.с.; скорость до 55 км/ч; экипаж — 4 человека

Бронеавтомобили, забронированные по проекту штабс-капитана В.А. Мгеброва изготавливались в 1915 г. Ижорским заводом на шасси нескольких марок автомобилей: «Пирс-Арроу», «Бенц», «Уайт», «Рено» и «Изота-Фраскини». Всего по проекту Мгеброва было забронировано 15 автомобилей, из них 11 – на шасси автомобиля «Рено» (из числа 40 неудачных французских броневиков, имевших броневой корпус открытого типа). Броневые листы корпуса всех бронеавтомобилей, забронированных но проекту Мгеброва, ставились под большими углами наклона. Наиболее уязвимые и максимально подверженные обстрелу лобовые листы корпуса и башни имели толщину 7 мм; бортовые броневые листы - 6,5 мм, а горизонтальные — 4 мм.

-8

Все эти бронеавтомобили были вооружены двумя 7,62-мм пулеметами «Максим», поначалу установленными в одной большой трехместной башне конструкции Мгеброва. Но в апреле 1916 для уменьшения нагрузки на шасси громоздкую пулеметную башню заменили на две малые, расположенные по диагонали.

-9

Для движения машины задним ходом в кормовой части подбашенной коробки сделали смотровое отверстие («глазок») с бронировкой, открывавшейся в обе стороны. Экипаж машины уменьшился с пяти до четырех человек, а масса броневика – с 3,4 т до 2,74 т. Максимальная скорость - до 55 км/ч. Связь между членами экипажа - с помощью переговорной трубы. Все броневики, забронированные по проекту Мгеброва, весной – летом 1916 г. были отправлены на фронт, и использовались в боевых действиях во время Первой мировой войны.

Бронеавтомобиль Филатова («пулеметная трехколёска») 20 машин

-10

Боевая масса — 1,4 т; вооружение: 1х7,62 мм пулемет; броня 4-6 мм; мощность двигателя — 8 л.с.; скорость - ?; экипаж — 3 человека

Бронеавтомобиль по проекту генерал-майора Н.М. Филатова («пулеметная трехколёска») – строился Ижорским заводом. К осени 1916 г. изготовили 8 «пулеметных трехколёсок»; еще 12 машин выпустили в течение 1917 г. (итого 20 единиц).

Бронеавтомобили создавались на трехколесном шасси специальной конструкции с задним мостом. Многие элементы, узлы и агрегаты использовались от не подлежавших восстановлению легковых автомобилей. Машина имела компоновочную схему с передним расположением силовой установки, центральным размещением отделения управления и кормовым размещением боевого отделения. Экипаж бронеавтомобиля состоял из трех человек.

-11

Вооружение «пулеметной трехколески» состояло из 7,62-мм пулемета «Максим», стрелявшего через амбразуру в кормовом листе полностью бронированного корпуса с толщиной брони от 4 до 6 мм. Посадка и выход экипажа из машины - через две бронированные двери по бортам клепаного корпуса. За полем боя командир машины в бою наблюдал через смотровые щели, а при рекогносцировке — из люка в крыше корпуса над боевым отделением. Двигатель - карбюраторный двухцилиндровый мощностью 8 л.с. конструкции Ижорского завода. Поворот машины - с помощью переднего колеса, управляемого штурвалом.

Кроме того, в 1916 г. в мастерских Офицерской стрелковой школы были изготовлены еще три трехколесных машины по тому же проекту генерал-майора Н.М. Филатова, но – только опытных. Два бронеавтомобиля были вооружены двумя пулеметами «Максим», стрелявшими через две амбразуры в кормовом листе корпуса. Третий бронеавтомобиль был вооружен 76,2-мм пушкой и имел тормозной сошник, опускавшийся на грунт при стрельбе. Эти опытные броневики получили другие, более тяжелые двигатели: карбюраторные фирм «Кейс» (пушечный) и «Гуимобиль» (пулеметные) мощностью 16 и 25 л.с. соответственно. Все опытные «трехколёски» Филатова из-за увеличившегося веса (с 1,4 т у «серийников» до 2,79 т у «опытных») имели низкую подвижность даже при движении по твердым грунтовым дорогам, и потому использовались в офицерских школах, но на фронт не посылались.

Первые 8 «трехколясок» отправились на фронт в октябре 1916 г., распределенными в четыре бронеавтомобильных дивизиона. В боях против немцев эти броневики «проявили себя весьма достойно». После революции 1917 г. и с началом Гражданской войны эти машины, как и бронеавтомобили выпуска 1917 г. оказались примерно в равном количестве в составе Красной и Белой армий, и широко использовались в боях. По окончании Гражданской войны в составе РККА имелось 4 «трехколёски», служившие до 1922 г.

Бронеавтомобиль Поплавко (30 машин)

-12

Вес 8 т; вооружение 2х7,62-мм пулемета; броня — 7 мм; мощность двигателя 32 л.с.; скорость до 35 км/ч (при преодолении инженерных заграждений - 6 км/ч); экипаж 4 человека

В июле 1916 г. Военное министерство заказало Ижорскому заводу 30 бронеавтомобилей конструкции штабс-капитана В.Р. Поплавко на шасси американского полноприводного грузового автомобиля «Джефферри», опытный образец которого в это время успешно завершал полевые испытания. К октябрю того же года машины были готовы, и отправлены на Юго-Западный фронт.

Штабс-капитан Поплавко задумывал свой бронеавтомобиль как средство прорыва укрепленных позиций противника. Поэтому его броневик разрабатывался как бронированная десантная машина, способная подвозить штурмовую группу из 10 вооруженных для ближнего боя казаков-пластунов вплотную к вражеским окопам. Эти десантники, высаженные из броневика, под прикрытием огня пулеметов бронеавтомобиля, простреливающих окоп сверху, должны окончательно зачистить его от солдат противника. И, чтобы обеспечить широкий прорыв, в атаке должны участвовать не менее 15 аналогичных машин. А окончательно зачищенные окопы занимает подошедшая следом за броневиками Поплавко не подвергшаяся ружейному и пулеметному огню пехота, которая пройдет сквозь просеки, сделанные этими бронеавтомобилями в проволочных заграждениях перед позициями противника. Полевые испытания в 1916 г. показали, что бронеавтомобиль Поплавко способен прорвать проволочные заграждения и поломать удерживающие проволоку колья, создав внушительный проход для пехоты, всего за 45-60 секунд, двигаясь по препятствиям со скоростью около 6 км/ч.

-13

Компоновочная схема бронеавтомобиля была выполнена с передним расположением отделения силовой установки и центральным размещением совмещенных отделений управления и боевого. Правда, при постройке серийных машин от специального устройства прорыва проволоки отказались – массивный нос броневика и без него успешно рвал заграждения. Для облегчения и без того тяжелой машины отказались и от изготовления планировавшегося десантного отсека. Поэтому в кормовой части машины разместили грузовую платформу, защищенную невысоким броневым коробом – в ней можно было перевозить несколько человек или необходимые грузы. Экипаж броневика входил в него через дверь с правой стороны корпуса.

Два пулемета «Максим» стреляли через прямоугольные амбразуры в лобовом, кормовом и бортовых листах боевой рубки. Противопульные бронелисты крепились к каркасу заклёпками. Деревянные спицы колес также защищались броневыми листами.

Двигатель: четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный мощностью 32 л.с. Колесная формула бронеавтомобиля - 4x4. Колеса односкатные с шинами, заполненными гусматиком. Для повышения проходимости в тяжелых дорожных условиях колеса оснащались специальными бандажами с уширителями; а для преодоления канав и траншей бронеавтомобиль был оснащен специальными складными мостками, перевозившимися на грузовой платформе.

Бронемашины поступили на вооружение специально сформированного Броневого автомобильного дивизиона особого назначения. Дивизион состоял из трех взводов (по 10 бронеавтомобилей); каждый взвод - из трех отделений (по 3 бронеавтомобиля) + 1 командирская машина. Кроме 30 броневиков в дивизионе имелись еще для вспомогательных целей 7 автомобилей (в том числе автоцистерна) и 9 мотоциклов. Командовал дивизионом произведенный в капитаны В.Р. Поплавко.

-14

В октябре 1916 г. дивизион вошел в состав 11-й Армии Юго-Западного фронта. Сразу в бой бронеавтомобили Поплавко не вводились, чтобы сохранить секретность назначения дивизиона до начала планировавшегося масштабного наступления. Оно началось в июне 1917-го; однако броневики Поплавко по задуманному автором проекта назначению (прорыв вражеских укреплений) так и не использовались; из-за ответного контрудара противника им пришлось действовать как обычным бронеавтомобилям. Но в боях за Тарнополь броневики Поплавко успешно продемонстрировали свое главное достоинство – полноприводную ходовую часть. В условиях проливных дождей, сделавших для других броневиков и автомобилей размытые грунтовые дороги непроходимыми, машины Поплавко продолжали атаковать противника, сдерживая его наступление без поддержки своей пехоты в течение двух суток 7-8 июля. Обеспечив отступающим русским войскам эвакуацию военного имущества, бронеавтомобили Поплавко сами вывезли из-под огня раненых солдат и орудия, брошенные отступающими частями. Потери броневиков Поплавко в этих боях составили 5 машин (2 подбиты артиллерией противника, и 3 брошены из-за технических поломок).

С началом Гражданской войны находившийся на Украине дивизион Поплавко был принудительно введен в войска Центральной Рады, но после ее развала большинство его машин оказалось в составе Красной Армии. Там броневики Поплавко разошлись по разным бронеотрядам, и использовались практически по всем фронтам. В боях 2 или 3 броневика были захвачены белыми, 1 – Чехословацким корпусом, а 2 – поляками. С окончанием Гражданской войны в составе РККА оставалось 13 бронеавтомобилей Поплавко…

Бронеавтомобиль на шасси «Фиат» обр. 1915 г. (81 машина)

-15

Вес 5,3 т; вооружение 2х7,62 мм пулемета; броня 4,5 – 7 мм; мощность двигателя 72 л.с.; скорость до 70 км/ч; запас хода по шоссе 140 км; экипаж — 5 человек

Этот бронеавтомобиль на шасси легкового автомобиля «Фиат» обр. 1915 г. был спроектирован на Ижорском заводе в Петрограде в сентябре 1916 г., и запущен в производство в ноябре. Несмотря на революционный хаос, начавшийся в стране в феврале следующего года, Ижорским заводом за 1917 г. было изготовлено 36 бронеавтомобилей, а в 1918 г. - еще 45 машин. Броневики на шасси «Фиат» широко использовались в годы Гражданской войны 1918 - 1920 гг.

Двигатель: четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения мощностью 72 л.с. Пуск двигателя - с помощью электростартера или заводной рукоятки. Емкость топливных баков - 96 л.

Колесная формула машины — 4x2. Передние колеса - деревянные с массивными спицами, односкатные; задние — двухскатные; шины заполнены гусматиком.

-16

Компоновка: расположение силовой установки - переднее; затем – пост управления, имевший дублирование в кормовой части корпуса (задний руль управления был соединен специальным механизмом реверса, при включении заднего хода машиной управлял водитель второго поста). Для посадки и выхода экипажа имелись две боковые двери (с правой стороны спереди, с левой — сзади). Для наблюдения за полем боя и управления машиной смонтированы два лобовых смотровых люка, и по люку в каждой двери и в корме машины, а также прорезаны смотровые щели. На части машин были установлены защитные стеклоблоки.

-17

Противопульная защита: вертикальные броневые листы толщиной 7 мм, горизонтальные — 4,5 мм. Внутренняя поверхность корпуса была оклеена войлоком (для защиты экипажа от окалины при обстреле машины противником).

Вооружение: два 7,62-мм пулемета «Максим» обр. 1910 г. в двух вращающихся цилиндрических башнях, установленных по диагонали. Боекомплект: по 12 лент на пулемет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: 1МВ. Бронеавтомобили русской армии (03). Пушечные

Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.