Найти в Дзене
Digital Caramel

Маркировка рекламы в 2025 году

Оглавление

Требование о маркировке интернет-рекламы действует в России с 2022 года. Объявления необходимо регистрировать у операторов рекламных данных, чтобы Роскомнадзор мог видеть, кто их оплатил, и понимать, сколько раз каждое из объявлений было показано и на каких площадках. Но эта система заработала не сразу. Чиновники дали ей время раскачаться и около года к ответственности за несоблюдение этого закона никого не привлекали.

Однако уже в 2024 году надзорный орган вынес более 330 постановлений о привлечении к административной ответственности по ч. 16 ст. 14.3 КоАП. По словам представителя Роскомнадзора Марии Смелянской общая сумма штрафов за нарушение маркировки превысила 21 млн ₽.

Сегодня мы в Digital Caramel расскажем вам о том, кого будут штрафовать в 2025 году и за что.

Нововведения в маркировке рекламы 2025

В 2025 году в российском законодательстве, регулирующем маркировку рекламы, вступили в силу значительные изменения. Эти изменения направлены на повышение прозрачности рекламного рынка и обеспечение честной конкуренции среди его участников.

Свежие изменения в маркировке включают:

Введение классификатора категорий товаров и услуг (ККТУ)

С 13 января 2025 года при регистрации рекламных материалов в ЕРИР (едином реестре интернет-рекламы) вместо кодов ОКВЭД необходимо указывать соответствующий код из ККТУ.

ОКВЭД – это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором все виды деятельности обозначены числовыми кодами. Они поделены на классы, подклассы, группы, подгруппы и собственно виды.

ККТУ – это трехуровневый классификатор, содержащий 260 категорий товаров и услуг. Он используется при маркировке рекламы и позволяет точно определить, в какую группу товаров или услуг входит объект рекламы.

ERID – это уникальный идентификатор рекламы, который выдаёт оператор рекламных данных (ОРД) для каждого рекламного объявления.

Например: если ваша компания рекламирует холодильники, то при регистрации креативов этой продукции у оператора рекламных данных вам нужно будет указать код «3.1.2».

Изменения в налоговом учете рекламных расходов

С 1 января 2025 года (основание – поправки федерального закона от 29.11.2024 № 416-ФЗ)  рекламодатели не смогут учитывать в расходах рекламу, которая не соответствует новым требованиям, а именно:

  • Размещена на запрещенных в РФ ресурсах;
  • Опубликована на иностранных сайтах, которые не подчиняются российскому законодательству;
  • Не имеет маркировки (отсутствует ERID).

Это означает, что такие расходы не позволят рекламодателю снизить налоговую нагрузку, а налоговые органы могут признать их необоснованными, доначислив налог на прибыль.

Введение нового сбора с доходов от интернет-рекламы

С 1 апреля 2025 года будет введен новый сбор в размере 3% с доходов, полученных от размещения интернет-рекламы (федеральный закон от 26.12.2024 № 479-ФЗ). Обязать к уплате этого сбора могут всех участников процесса размещения рекламы: блогеров, операторов рекламных систем, СМИ, а также посредников между ними. Исключение составляют федеральные телевизионные и радиоканалы, включенные в первый и второй мультиплексы. Собранные средства будут направляться на поддержку разработчиков отечественного программного обеспечения и развитие информационных ресурсов, определяемых правительством.

Штрафные санкции за нарушение правил маркировки

В сентябре 2023 года в силу вступили поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность (штрафы) за несоблюдение требований к маркировке интернет-рекламы (исключения обозначены в Постановлении Правительства РФ от 25.05.2022 № 948).

-2

Рассмотрим конкретные примеры из практики, иллюстрирующие применение этих норм. В 2024 году нарушения были зафиксированы на различных платформах, включая Telegram, ВКонтакте и запрещённые в России социальные сети:

В ноябре 2023 года Роскомнадзор впервые оштрафовал Telegram-канал «Лиса рулит» за отсутствие идентификатора рекламы в трех рекламных сообщениях. Штраф составил 300 000 ₽. Блогер и владелица канала Елена Лисовская заявила, что нарушение произошло по недосмотру.

В марте 2023 года физическое лицо было оштрафовано на 2 000 ₽ за размещение рекламы без соответствующей пометки в сообществе «Едим Вместе. Челябинск» (ВКонтакте). Реклама касалась ресторана «Палермо» и проводимых им мероприятий.

Роскомнадзор также контролирует размещение рекламы на платформах, доступ к которым ограничен на территории России. В 2024 году было зафиксировано 49 нарушений, связанных с размещением рекламы в социальной сети Instagram* (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской). Общая сумма штрафов по этим делам превысила 2,1 миллиона .

Какой должна быть маркировка рекламы в 2025 году?

В процессе маркировки рекламы задействованы три основные группы участников: рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных данных (ОРД). У каждой группы свои обязанности.

Обязанности участников рынка в системе маркировки рекламы в России (2025 год)

-3

Расширение перечня рекламных форматов, подлежащих маркировке

С 2025 года обязательной регистрации в ЕРИР подлежат новые рекламные форматы. ФАС выделяет:

  • Аудиорекламу,
  • Рекламу в мессенджерах,
  • Рекламу в мобильных приложениях и играх,
  • Рекламу у блогеров и инфлюенсеров,
  • Реклама на маркетплейсах,
  • Контекстную и таргетированную рекламу,
  • Рекламу в push-уведомлениях,
  • Email-рассылки с рекламными предложениями.

Исключение составляют:

  • Нативные рекомендации без явной рекламы. Например, обзор без оплаты, аналитические материалы, справочно-информационные статьи.  Здесь  важно чувствовать грань: эти публикации не должны призывать пользователей к покупке того или иного товара или содержать промокоды на скидку;
  • Внутренние объявления в приложениях и на сайтах, если они касаются самого сервиса;
  • Пресс-релизы (письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 № 03-100982);
  • Социальная реклама;
  • Государственные кампании.

Какие данные нужно передавать в ЕРИР?

Рекламодатель или агентство должны передать в ЕРИР следующую информацию:

  • Сведения о рекламодателе: ИНН, ОГРН, название компании или ФИО, контакты.
  • Описание рекламного материала: содержание объявления, текст, креативы, ссылки.
  • Данные о рекламных площадках: где будет размещаться реклама.
  • Период размещения рекламы: даты старта и завершения кампании.
  • Бюджет и расходы на рекламу: стоимость размещения.
  • Токен, который должен быть в коде объявления.

Токен – это уникальный идентификатор, который формируется оператором рекламных данных (ОРД) и подтверждает, что креатив зарегистрирован. Например: erid: 2RanymsuBQc.

В зависимости от формата рекламы размещать токен можно в разных местах:

  • На изображениях – поверх картинок или в выпадающем меню рекламного объявления.
  • В видео-форматах – поверх основного видеоряда, перед рекламной вставкой или в его описании.
  • В текстовых форматах – в начале или в конце сообщения.
  • В кликовой ссылке – после основной ссылки как дополнительный параметр в виде https://адрес_сайта/?erid=XXX.
Токен в видео-рекламе на Rutube и токен в рекламной статье на Adindex
Токен в видео-рекламе на Rutube и токен в рекламной статье на Adindex
«Прежде чем отправлять рекламное сообщение в публикацию, убедитесь, что оно содержит отметку «Реклама». Гармонично интегрируйте эту надпись в дизайн объявления. Например, разместите ее в углу баннера или в начале видеоролика. Мы не рекомендуем своим партнерам использовать другие похожие по смыслу формулировки, а также советуем не делать отметку слишком мелкой и не читабельной для пользователей.  ФАС строго проверяет наличие слова «Реклама» в креативах и может придраться к любой мелочи».
Рач Хумалян, СЕО Digital Caramel

Отдельно отметим важность возрастной маркировки для некоторых рекламных сообщений. Пометки «6+» или «18+» необходимо указывать при рекламе информационной продукции: компьютерных игр, мобильных приложений, фильмов, концертов и тд. За несоблюдение этого требования возможны штрафы в размере от 100 000 до 500 000 ₽. (ч. 1 ст. 14.3 КоАП).

Отметка «Реклама» и возрастная маркировка
Отметка «Реклама» и возрастная маркировка

Изменения в маркировке рекламы в 2025 году направлены на борьбу с теневыми схемами и установление контроля за рынком. Однако для рекламодателей это означает дополнительные затраты, усложнение бюрократических процедур и необходимость точного соблюдения законодательства. Бизнесу необходимо адаптироваться. Те, кто сделает это быстро, получат конкурентные преимущества.

Дополнительную информацию по теме вы всегда можете получить у специалистов Digital Caramel. Достаточно оставить заявку на сайте.

Спасибо, что вы с нами!

Читайте также:

Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. ◡̈