Императоры и императрицы Российской империи , начиная с Петра I, во всём брали пример только с Запада. Не даром невест и жених своим детям тоже искали только заморских. Чтили только их чопорные, не всегда понятные русскому человеку традиции.
Но иногда приверженность иностранному давала сбой. Заморские принцессы, принявшие христианство, начинали чувствовать себя русскими и ломали свои традиционные для Европы стереотипы.
По давно сложившимся традициям, когда в царской семье рождались дети, то из Англии выписывали нянь.
В семье Николая II стали рождаться дочки, с промежутком в 2 года и в срочном порядке стали решать кадровый вопрос. Подбирали нянь, воспитателей и учителей. Английские няни пользовались почетом и уважением, а русские няни могли быть только помощницами английской.
Первая английская няня, которую выписали для императорских детей Николая II - мисс Орчи. Она прибыла в Зимний дворец в декабре 1895 года. Это была особая няня- "подарок" от прабабушки королевы Виктории. Мисс Орчи должна была осуществлять общий надзор за детской. Она чувствовала свою власть и влияние. Оказывается именно она нянчила по приказу королевы Виктории в Дармштадте будущую императрицу Александру Фёдоровну.
Но несмотря на этот факт конфликты в детской комнате между няней и императрицей начались почти сразу же. Александра Фёдоровна захотела быть настоящей мамой своим детям, а не мифическим существом, которая вспоминает о своих отпрысках пару раз на неделе. А прежде всего она захотела кормить детей грудью и самой купать детей. Всё это и привело к серьёзным конфликтам с "подарком" от влиятельной английской родственницы.
Няня в спорах проявляла неуважение к императрице и отвергла все её советы и предложения. Из детской часто доносились крики.
Результат борьбы за власть в детской Николай II записал в своём дневнике 29 апреля 1896 года:
«Сегодня нас покинула несносная няня-англичанка; радовались, что, наконец, отделались от нее!»
Но выслав одну англичанку, императрица сразу взяла на работу другую английскую няню, причем буквально сразу. 1 мая она уже переступила порог детской комнаты. Няня была взята напрокат у Елизаветы Фёдоровны, старшей сестры императрицы.
«Со вчерашнего дня при ней состоит новая няня – сестра Ксениной, с длиннейшим носом, взятая напрокат, пока не отыщется другая. Mrs. Coster». - Николай II
Николай II очень любил своих детей и внимательно следил за взрослением своей старшей дочки. Смотрел как её купают, фиксировал прибавки в весе и т.д.
Новая англичанка ирландка Маргарет Эггер, которая сменила взятую напрокат няню, прожила в семье 6 лет и рассталась с царской семьей в добрых отношениях.
После изгнания няни-англичанки от королевы Виктории, няни и воспитатели больше не решались спорить с императрицей. Её слово стало законом при воспитании детей. Но русские няни оставались на вторых ролях до 1904 года. Именно в этот год родился наследник Алексей. Его появления очень ждали в семьей и детство сына императрица не желала ни с кем делить.
Это событие тоже нашло отражение в дневнике Николая II (запись от 29 сентября 1904 года):
«Сегодня после многих недель колебаний Алике, сильно поддержанная мною и княг. Голицыной, наконец, решила уволить англичанку-няню детей мисс Игер, что и было ей объявлено Марией Михайловной!»
На следующий день император записал:
«Сегодня англ. няня уехала к себе на родину».
Няня проработала почти 6 лет в детской. Избавились от няни не случайно. Она слишком любила политику и когда начинала обсуждать политические дела, забывала обо всем, включая детей, за которых несла ответственность.
Императрица Александра Фёдоровна стала первой и последней императрицей, которая так была поглощена воспитанием детей. Под её руководством сложился штат нянь и воспитателей, которыми она руководила железной рукой. После того, как удалили няню-англичанку, на её место была назначена вторая русская няня М.И. Вишнякова.
Цесаревич Алексей стал первым русским великим князем, который рос только в русском окружении.
Работая помощницей английской няни Мария Ивановна Вишнякова получала 900 рублей в год, а когда в 1905 году её повысили и назначили няней цесаревича, то её жалование тоже выросло до 2000 рублей в год.
В 1911 году няню цесаревича М.И. Вишнякову возвели в звание почетного гражданина Петербурга.