Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Зловещая советская антиутопия и мрачный Рэй Брэдбери

«Все люди делятся на три вида: на жертв, их палачей и жертв, которые мечтают стать палачами», — эту фразу услышал главный герой фантастического фильма «Вельд» (1988), который вышел на закате СССР. Несмотря на то, что писатель Рэй Брэдбери был очень популярен, экранизировали его у нас не так часто. Первопроходцем стал Родион Нахапетов, который в 1972 году снял дипломную короткометражку «Вино из одуванчиков» по одноимённой книге Рэя Брэдбери. Через 16 лет другой молодой режиссёр Назим Туляходжаев снял уже полнометражную ленту с апокалиптическим настроением «Вельд» (1988), где использовал уже несколько рассказов Брэдбери. Мнения об этой работе разнятся и поныне: кто-то считает её блистательной, кто-то ужасающей и отдающей безумием. Назим Туляходжаев хоть и окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, в кино начал как актёр. Впервые он оказался на съёмочной площадке ещё старшеклассником, но и позже, уже став дипломированным режиссёром, иногда выступал как актёр. Довольно любопытно, что первой
«Все люди делятся на три вида: на жертв, их палачей и жертв, которые мечтают стать палачами»,

— эту фразу услышал главный герой фантастического фильма «Вельд» (1988), который вышел на закате СССР. Несмотря на то, что писатель Рэй Брэдбери был очень популярен, экранизировали его у нас не так часто. Первопроходцем стал Родион Нахапетов, который в 1972 году снял дипломную короткометражку «Вино из одуванчиков» по одноимённой книге Рэя Брэдбери. Через 16 лет другой молодой режиссёр Назим Туляходжаев снял уже полнометражную ленту с апокалиптическим настроением «Вельд» (1988), где использовал уже несколько рассказов Брэдбери. Мнения об этой работе разнятся и поныне: кто-то считает её блистательной, кто-то ужасающей и отдающей безумием.

Кадр из фильма «Вельд»
Кадр из фильма «Вельд»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Назим Туляходжаев хоть и окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, в кино начал как актёр. Впервые он оказался на съёмочной площадке ещё старшеклассником, но и позже, уже став дипломированным режиссёром, иногда выступал как актёр. Довольно любопытно, что

первой самостоятельной режиссёрской работой Назима Туляходжаева стала мультипликационная лента с названием «Будет ласковый дождь» (1984), и это ни что иное, как экранизация одноимённого рассказа Рея Брэдбери.

Мультфильм получился удачным и с триумфом шествовал по международным кинофестивалям, собирая призы. А спустя три года Назим Туляходжаев решился уже на полноценный художественный фильм «Вельд», где сплёл сюжеты из нескольких рассказов Брэдбери. От себя скажу, что в этом случае подход себя не оправдал, потому что в картине есть некоторая рваность и несвязность. Но, как и обычно, не настаиваю на своём мнении. Сценаристом Назим Туляходжаев выступил сам.

Кадр из фильма. Нелли Пшённая в роли Линды и Юрий Беляев в роли Майкла
Кадр из фильма. Нелли Пшённая в роли Линды и Юрий Беляев в роли Майкла

Основных сюжетных линий в «Вельде» две (и напомню, что действие происходит в будущем).. Первая — это будни семьи Стоунов, супругов Майкла и Линды и их детей: подростка Питера и малышки Венди. Родители оснастили дом новомодной игрушкой — интерактивной детской комнатой, которая может по желанию людей превращаться в любой мир.

Питер и Венди без устали делают из комнаты саванну, где гуляют тигры и львы. Но не благодушные, а агрессивные. Любимый сюжет деток — львы, яростно раздирающие добычу.

Линде всё время кажется, что львы вот-вот оживут и сожрут её. Тем более что и дети ведут себя странно, особенно Питер. Страхи, живущие в голове Линды, в один момент начнут воплощаться в реальность.

Другая линия — унылое существование старика Эрнандо и его слепой жены Коры.

Когда-то у них был сын Том, но его не стало ещё мальчиком. Теперь старики живут воспоминаниями о нём. Но как-то в доме появляется мальчик, один-в-один похожий на Тома,

хотя прошло уже очень много лет и сейчас Том мог бы быть уже очень взрослым. Старики принимают «Тома», но их счастье продлится недолго.

Кадр из фильма. Дарюс Цицинас в роли «ожившего» Тома и Георгий Гегечкори в роли Эрнандо
Кадр из фильма. Дарюс Цицинас в роли «ожившего» Тома и Георгий Гегечкори в роли Эрнандо

Объединяет эти линии странные люди в защитных костюмах и противогазах, которые то и дело вывозят с городских улиц тела в чёрных мешках. Друг Майкла, врач-психиатр, объясняет:

год назад в городе начали появляться странные существа, которые приходят в семьи, выдают себя за давно умерших родственников и живут в этих семьях. Этих непонятных существ и отлавливают молчаливые и непреклонные могильщики.
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Оговорюсь сразу, что «Вельд» — история подавляющая и удручающая и явно из серии «кино не для всех». Возможно, именно поэтому так различны мнения о ней.

Кадр из фильма. Нелли Пшённая
Кадр из фильма. Нелли Пшённая

Помимо необычного сюжета «Вельд» отметился ещё и поистине интернациональным составом. Режиссёр Назим Туляходжаев — узбек (а сама картина снималась на «Узбекфильме»), роли Линды и Майкла сыграли московские актёры Нелли Пшённая и Юрий Беляев,

Кадр из фильма. Юрий Беляев
Кадр из фильма. Юрий Беляев

стариком Эрнандо и его женой Корой стали грузинские актёры Георгий Гегечкори и Тамара Схиртладзе,

Кадр из фильма. Тамара Схиртладзе
Кадр из фильма. Тамара Схиртладзе

а Стоунов-младших сыграли юные прибалтийские исполнители Дарюс Палекас и Сигуте Ларионовайте.

Кадр из фильма. Дарюс Палекас и Сигуте Ларионовайте
Кадр из фильма. Дарюс Палекас и Сигуте Ларионовайте

Маленькую Сигуте хочется отметить особо: за весь фильм она произносит всего несколько слов, но от её многозначительной, но завораживающей улыбки становится жутко.

Интересный факт: в совсем маленькой роли марионетки, предназначенной для ритуального уничтожения, можно увидеть Александру Яковлеву, правда, узнать её не так-то просто.
Кадр из фильма. Александра Яковлева
Кадр из фильма. Александра Яковлева

Поскольку атмосфера «Вельда» устрашающа, режиссёру требовалась выразительная натура. Часть съёмок провели в Вильнюсе и пишут, что часть зданий и улиц узнаваемы и сегодня, а натурные эпизоды сняли на Куршской косе в Калининградской области. Специфика фильма — мрачная и тёмная картинка, даже если действие происходит днём. Этот приём тоже играет на запугивание и создание ощущения депрессивности происходящего.

В августе 1988 года фильм вышел в прокат. Время для необычного кино было не самым подходящим, не всем было понятно название (вельд — название степей Южной Африки, как поясняет один из первых титров), да и сама лента всё же замысловата и немного перегружена. Отдельные особенности — её темнота, как говорилось выше, и не самая лучшая плёнка. Не буду называть это минусами, потому что в каком-то смысле это как раз ленте на руку как дополнительный интригующий элемент. Многие также негативно отзываются о «самодельности» спецэффектов, особенно эпизодов в детской, но это тоже можно воспринимать как утрирование, как демонстрацию абсурдности происходящего.

Однозначно советовать «Вельд» не буду, это очень необычная и специфичная работа и точно понравится не всем. Даже среди поклонников Брэдбери нет единства насчёт её оценок. Я смотрела ленту с некоторой неприязнью, но, что любопытно, через несколько дней пришла к выводу, что картина как минимум небанальная и даже отчасти пророческая, как и книги Рэя Брэдбери. Ну а журнал «Советский экран» в своё время заявил:

«Фильм — о жестокости и прагматизме капиталистического общества, где нет места любви и состраданию, о чувстве собственного достоинства, о равнодушии, одиночестве…».

А вы смотрели «Вельд»? Возможно, видели в кинотеатре? Там, мне кажется, это действительно могло быть страшно. Как вы считаете, Рэй Брэдбери — кинематографичный писатель?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: