Краткая справка:
Богдан Михайлович Хмельницкий (1595г. — 1657г.) —гетман Войска Запорожского, предводитель национально-освободительного восстания казаков, которое освободило Украину от польско-литовской власти и вернуло Левобережную Украину с Киевом в состав России. Украинский национальный герой XXвека и неоднозначное отношение в современной Украине.
Предвидя ваши упреки, что Украины тогда не было. Как государства не было, но территория, где сейчас есть такое государство была и тогда. Вот для понимания где происходили действия я и называю те места Украина, а не окраина.
Куда дальше пойдете, гетман?
— Но вы же как-то объяснили королю, что произошло? Или не стали этого делать? Я про казнь пленников спрашиваю.
— Я написал ему письмо, где объяснил казнь пленных поляков: «шалостью, свойственной веселым людям»!
— Шалость? Убийство безоружных людей вы назвали шалостью?
— Так ведь польские паны сколько всего творили, убивали жгли стариков, женщин, детей, мирных хлебопашцев. И называли это шалостью. Так почему я не могу казнить пленных польских воинов и не назвать это шалостью?!
— И как отреагировали король и сейм?
— Сейм в очередной раз собрался и поговорили, что отечество в опасности и решили, что нужно отправить ко мне комиссаров. И начали собирать новое войско.
— Что же вам сказали комиссары?
— Как и все паны, комиссары не видели, что они натворили, но много красиво говорили. Они мне сказали: «Ты прислал к королю просить прощения своих преступлений и милосердия». И я не сдержался, хватит дипломатии и сладких речей.
— Что вы им ответили?
— «Милосердия! Прощения! Да за что? За что? Так за этим вы приехали? Что вы в самом деле представляетесь простаками? Что вы строите со мною шутки? Долой шутки! Король готовится идти на меня войною, как ему угодно! Желаю, чтобы он был предводителем: я готов его встретить там и тогда, где и когда он захочет… Мне предлагают почести, но тот, кого возвысила судьба, не нуждается в них»
— То есть вы им прямо сказали, что вы посадили короля на трон, но он так слеп, что готов идти против судьбы и воли народа, которая вас возвысила? Вы выступили против короля? Сделали то, чего всегда избегали?
— Да. Я пришел чтобы освободить русский народ от ляхов, и я готов был идти до конца.
— Как отреагировали поляки на такие речи?
— Вот и снарядили они того самого своего национального героя Стефана Чарнецкого уничтожать Гетманщину. Дали ему войсков 12 тысяч, и он ворвался к нам. Вырезал мирных жителей, всех. Селения превращал в руины. Но его охладил Богун. Проблемы была в том, что за отрядом этого головореза Чарнецкого должен был выступить сам король с основным войском.
— У вас не хватало сил для такой битвы?
— Мне нужно было оказать помощь Тимофею, сыну моему. Его тестя, молдавского государя изгнали из Молдавии, и Тимофей поспешил на помощь. От Тимофея пришло известие о ранении, и я поспешил ему на помощь, оставив часть войск на защиту Гетманщины. Но по дороге я встретил казаков, которые везли тело Тимофея. Мой сын умер от полученных ран. Отправив тело сына в Чигирин, я под Жванцем встретил поляков. В их лагере как всегда царил хаос и раздоры. Даже присутствие короля не помогало наладить дисциплину.
— У вас были все шансы на победу?
— Нас опять предал крымский хан. Он заключил союз со мной, но не стал нам помогать, а выговорил у поляков для себя возможность отхода с правом грабить польские территории. Правда это были наши земли, но поляки их считали своими. Еще хан требовал, чтобы восстановили Зборовский договор и шли на Москву. Предлагал полякам, если мы не согласимся, то помочь окружить нас и уничтожить.
— Да уж, с такими союзниками и враги не нужны.
— Я решил отступить со своим войском. К тому времени я вел переговоры с Османской империей, со Швецией и с Москвой.
— Переговоры? О чем? Опять о союзе?
— Я просил принять нас под свою власть. Казаки стояли за то, чтобы соединить все русские земли. Но так как московский царь медлил, то мы и вели переговоры с Османской империей и Швецией.
— Как мы знаем все-таки вы присягнули Москве?
— Москва наконец-то поняла, что с Польшей не договоришься. Московский посол имел аудиенцию у короля, это было перед самым началом похода польского войска.
— И что там произошло?
— Послы указали, что поляки опять допустили пропуски в написании титула московского царя, требовали казнить виновных. И еще требовали казни шляхтича, который плохо отозвался об Алексее Михайловиче в Варшаве. Поляки отказали. И вот тогда московские послы заговорили о нас, о казаках.
— Что же они сказали полякам?
— Послы сказали следующие: «Великий государь, его царское величество, для православной христианской веры и святых Божиих церквей сделает брату своему, королевскому величеству, таковую поступку, что велит отдать вины людям, которые объявились в прописке в государевом именовании, если король и паны рады успокоят междоусобие с Черкассами, возвратят православным церкви, которые были оборочены под унию, не будут впредь делать никакого притеснения православным и помирятся с ними по Зборовскому договору».
— Поляки, конечно, ответили резко?
— Поляки сказали, что мирные договора больше не действительны и они намерены нас уничтожить. И просили в этом помощь у московского царя. Послы уехали в Москву прервав переговоры и сказали, что не могут терпеть такого бесчестия.
— Тогда зачем, зная все это, вы вели переговоры с другими государствами?
— Чтобы подтолкнуть Москву к действиям.
Переяславская рада
— В Москве знали, что ведете переговоры с другими государствами?
— Знали и знали, что среди моих ближних людей есть те, кто выступает за то, чтобы казаки получили турецкое или крымско-татарское подданство.
— Откуда они могли это узнать?
— Выгодский им сообщил, ему заплатили в Москве, и он сообщил им эти сведения.
— То есть ваш сподвижник деньги заработал и выполнил важную миссию для вас?
— Получается так.
— Но ведь на самом деле у вас кроме союза с Москвой других вариантов не было?
— Да, не было. Посудите сами. С Польшей о союзе на равных мы не договорились. Суверенного независимого государства мы бы не смогли создать. Нам бы этого не дали сделать Польша, Турция. Им это было не надо. Заключить союз с татарами мы могли только временный. Мы бы просто были для них наемниками. С турками тем более нельзя было. Ислам и православные под одним флагом?
— А почему нет?
— Ислам в то время были враждебно настроены к христианству. О каком подданстве могла идти речь? Они нас приняли бы только в качестве пленных рабов. Вот и получается, что у нас мог быть только один союзник – Москва. И даже не союзник, а мы должны были принять подданство московское и выгнать ляхов с нашей земли.
— Так что же предприняла Москва, в то время, когда вы стояли перед выбором идти на выручку к сыну или принимать бой от войска короля Польши?
— В Москве земская дума посоветовала царю Алексею Михайловичу принять нас со всеми землями, городами и войском в свое подданство. И решили также объявить войну Польше и Литве.
— Войну? Причина какая?
— Оскорбление веры и царской чести в Речи Посполитой.
— За веру, царя и Отечество!
— Хорошо сказано.
— И как происходило принятие казаками подданства московского?
— В начале января 1654 года к нам приехало посольство во главе с боярином Василием Васильевичем Батурлиным. В составе посольства были также окольничий Иван Алферьев, думный дьяк Иларион Лопухин и представители духовенства. Еще с посольством прибыли 12 стольников, несколько стряпчих, 11 подьячих, 2 переводчика и 200 вооружённых воинов во главе с головой московских стрельцов Артамоном Матвеевым. И вот 8 января была созвана рада в Переяславе, где я выступил перед казаками.
— И о чем же была ваша речь? О том, что необходимо принять подданство Москвы?
— Нет. Вы казаков не знаете, если бы я принял решение и поставил их перед фактом, то не пошли бы. Я им предложил выбрать. Казаки ведь знали, что в Москву мы посылали восемь раз послов. Это с 1648 года.
— Восемь раз? Долго же бояре и царь решались. Так какую речь вы произнесли?
— Я им сказал: «Панове полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское и все православные христиане! Всем вам известно, как нас Бог освободил из рук врагов, преследующих церковь Божию, озлобляющих все христианство нашего восточного православия, хотящих искоренить нас так, чтобы и имени русского не упоминалось в земле наглей. Всем нам уже это стало несносно, и, видно, нельзя нам жить более без царя. Поэтому мы собрали сегодня раду, явную всему народу, чтобы вы с нами избрали себе государя из четырех, какого захотите: первый царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть, через своих послов; второй — хан крымский; третий — король польский, который и теперь может принять нас в свою милость, если сами захотим; четвертый — царь православный Великой Руси, царь восточный, которого уже шесть лет мы беспрестанно умоляем быть нашим царем и паном. Тут которого хотите, того и избирайте! Царь турецкий — бусурман. Крымский хан — тоже бусурман. Об утеснениях от польских панов не надобно вам и сказывать. А православный царь восточный одного с нами греческого благочестия. Кроме его царской руки мы не найдем благоспокойнейшего пристанища.»
— Хороша речь. Вы же прямо все объяснили, самый глупый бы понял, что надо голосовать за московского царя.
— Так казаки и поддержали меня. Все как один проголосовали за московского царя.
— Но вы ведь не просто приняли подданство, были условия, которые в ы оговорили.
— Не просто оговорили, а закрепили в жалованной грамоте Алексея Михайловича.
— Что это были за условия?
— Запорожское войско получало все свои права и вольности, в дела казаков не могли вмешиваться бояре, воеводы, стольники царские. Суды у нас товарищеские, сами казаки судят.
— Это как?
— Где три казака, то могут два из них судить одного.
— Какие еще условия были?
— Гетмана и старшину выбирают вольными голосами, казаки сохраняют все свои права на землю и имущество. Войско запорожское утверждается численностью 60 тысяч. Гетман мог принимать иностранных послов, но при этом должен известить государя о переговорах, если послы приходили с предложениями, направленными против государя и Москвы, то задержать таких и известить государя. И не иметь переговоров с турецким султаном и польским королем. Жалование казаки получать стали из местных доходов.
— Ну это все для казаков, а остальные жители что имели с этого договора?
— Шляхта, духовенство и все мирное население оставались при своих правах, имуществе. Пашенное крестьянство тоже оставалось при своих правах и отдавала царю ту часть своего продукта, что и прежде. Всеми делами управлять, собирать подати в казну тоже должны местные. От царя человек приезжает только принять собранную подать и с надзор за правильным поступлением их.
— Широкий жест от царя.
— Да, но вот только наш вечевой уклад отменялся. Все переходило под московское самодержавие.
— Вы приняли присягу и дальше?
— Я и старшины приняли присягу, после чего боярин Батурлин преподнес мне царский флаг, булаву и символическую одежду.
— С самим царем Алексеем Михайлович вы хоть раз встречались?
— Нет, не разу в своей жизни лично с ним не общался.
— Представляю, как были рады представители духовенства, ведь теперь народ стал единым.
— Вот тут вы ошиблись. Киевское духовенство, митрополит киевский Сильвестр Коссов и архимандрит Киево-Печерского монастыря Иосиф Тризна отказались принимать присягу.
— Почему?
— Опасались расправы над православным духовенством.
— Что за бред? Ведь в Москве тоже православное духовенство.
— В Москве в это время церковный раскол проходил. Реформы патриарха Никона, где вносились изменения в богослужебные книги, в обряды. У этих реформ были противники по главе с протопопом Аввакумом Петровом. Вот и испугались наши священники.
— Их можно понять. Если вспомнить как сторонники патриарха Никона при поддержке царя Алексея Михайловича боролись со старообрядцами и помня судьбу протопопа Аввакума. Но это большая тема для разговора.
— И не со мной, я в этом не понимаю. Своих проблем хватало. В январе принимали присягу жители Киева, Нежина, Чернигова другие. Отказались принимать присягу некоторые казаки, им как раз не понравилось, что не было больше казачьей вольницы в принятии решений.
— Это какие казаки?
— Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков.
— Что же они хотели? Остаться с польским королем?
— Нет, этого они не хотели. А вот король, когда узнал, что винницкий полковник Богун отказался принять присягу московскому царю, то отправил всем, кто не принял присягу, свой универсал. Где говорилось: «Дошло до нас, что злобный изменник Хмельницкий запродал вас на вечное мучение царю московскому под нестерпимое ярмо, противное вашей свободе, и принуждает вас присягать против воли этому мучителю; однако между вами нашлось много постоянных в верности, которые, увидя измену мятежника, отступились от него»
— И ему поверили?
— Нет, как только польские войска вошли на земли Украины, то получили отпор такой же сильный, как и раньше. Народ был против панов настроен и прощать не хотел.
Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Если было интересно, то поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи.