Найти в Дзене
Блокнот Книжника

Богдан Хмельницкий: Москва или ...?

Богдан Михайлович Хмельницкий (1595г. — 1657г.) —гетман Войска Запорожского, предводитель национально-освободительного восстания казаков, которое освободило Украину от польско-литовской власти и вернуло Левобережную Украину с Киевом в состав России. Украинский национальный герой XXвека и неоднозначное отношение в современной Украине. Предвидя ваши упреки, что Украины тогда не было. Как государства не было, но территория, где сейчас есть такое государство была и тогда. Вот для понимания где происходили действия я и называю те места Украина, а не окраина. Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая часть — Но вы же как-то объяснили королю, что произошло? Или не стали этого делать? Я про казнь пленников спрашиваю. — Я написал ему письмо, где объяснил казнь пленных поляков: «шалостью, свойственной веселым людям»! — Шалость? Убийство безоружных людей вы назвали шалостью? — Так ведь польские паны сколько всего творили, убивали жгли стариков, женщин, детей, мирных хлебопашц
Оглавление
Портрет Богдана Хмельницкого. Вторая половина XVII века. Автор неизвестен.
Портрет Богдана Хмельницкого. Вторая половина XVII века. Автор неизвестен.

Краткая справка:

Богдан Михайлович Хмельницкий (1595г. — 1657г.) —гетман Войска Запорожского, предводитель национально-освободительного восстания казаков, которое освободило Украину от польско-литовской власти и вернуло Левобережную Украину с Киевом в состав России. Украинский национальный герой XXвека и неоднозначное отношение в современной Украине.

Предвидя ваши упреки, что Украины тогда не было. Как государства не было, но территория, где сейчас есть такое государство была и тогда. Вот для понимания где происходили действия я и называю те места Украина, а не окраина.

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Четвертая часть

Пятая часть

Куда дальше пойдете, гетман?

Юзеф Брандт «Возвращение триумфаторов (украинский казак с флагом)». XIX век.
Юзеф Брандт «Возвращение триумфаторов (украинский казак с флагом)». XIX век.

Но вы же как-то объяснили королю, что произошло? Или не стали этого делать? Я про казнь пленников спрашиваю.

— Я написал ему письмо, где объяснил казнь пленных поляков: «шалостью, свойственной веселым людям»!

— Шалость? Убийство безоружных людей вы назвали шалостью?

— Так ведь польские паны сколько всего творили, убивали жгли стариков, женщин, детей, мирных хлебопашцев. И называли это шалостью. Так почему я не могу казнить пленных польских воинов и не назвать это шалостью?!

— И как отреагировали король и сейм?

— Сейм в очередной раз собрался и поговорили, что отечество в опасности и решили, что нужно отправить ко мне комиссаров. И начали собирать новое войско.

— Что же вам сказали комиссары?

— Как и все паны, комиссары не видели, что они натворили, но много красиво говорили. Они мне сказали: «Ты прислал к королю просить прощения своих преступлений и милосердия». И я не сдержался, хватит дипломатии и сладких речей.

Дэниел Шульц (1615–1683) «Портрет короля Яна II Казимира Вазы» (около 1660 год)
Дэниел Шульц (1615–1683) «Портрет короля Яна II Казимира Вазы» (около 1660 год)

— Что вы им ответили?

— «Милосердия! Прощения!  Да за что? За что? Так за этим вы приехали? Что вы в самом деле представляетесь простаками? Что вы строите со мною шутки? Долой шутки! Король готовится идти на меня войною, как ему угодно! Желаю, чтобы он был предводителем: я готов его встретить там и тогда, где и когда он захочет… Мне предлагают почести, но тот, кого возвысила судьба, не нуждается в них»

— То есть вы им прямо сказали, что вы посадили короля на трон, но он так слеп, что готов идти против судьбы и воли народа, которая вас возвысила? Вы выступили против короля? Сделали то, чего всегда избегали?

— Да. Я пришел чтобы освободить русский народ от ляхов, и я готов был идти до конца.

Стефан Чарнецкий. Портрет Бродеро Маттисена, 1659 г.
Стефан Чарнецкий. Портрет Бродеро Маттисена, 1659 г.

— Как отреагировали поляки на такие речи?

— Вот и снарядили они того самого своего национального героя Стефана Чарнецкого уничтожать Гетманщину. Дали ему войсков 12 тысяч, и он ворвался к нам. Вырезал мирных жителей, всех. Селения превращал в руины. Но его охладил Богун. Проблемы была в том, что за отрядом этого головореза Чарнецкого должен был выступить сам король с основным войском.

У вас не хватало сил для такой битвы?

— Мне нужно было оказать помощь Тимофею, сыну моему. Его тестя, молдавского государя изгнали из Молдавии, и Тимофей поспешил на помощь. От Тимофея пришло известие о ранении, и я поспешил ему на помощь, оставив часть войск на защиту Гетманщины. Но по дороге я встретил казаков, которые везли тело Тимофея. Мой сын умер от полученных ран. Отправив тело сына в Чигирин, я под Жванцем встретил поляков. В их лагере как всегда царил хаос и раздоры. Даже присутствие короля не помогало наладить дисциплину.

— У вас были все шансы на победу?

— Нас опять предал крымский хан. Он заключил союз со мной, но не стал нам помогать, а выговорил у поляков для себя возможность отхода с правом грабить польские территории. Правда это были наши земли, но поляки их считали своими. Еще хан требовал, чтобы восстановили Зборовский договор и шли на Москву. Предлагал полякам, если мы не согласимся, то помочь окружить нас и уничтожить.

— Да уж, с такими союзниками и враги не нужны.

— Я решил отступить со своим войском. К тому времени я вел переговоры с Османской империей, со Швецией и с Москвой.

— Переговоры? О чем? Опять о союзе?

— Я просил принять нас под свою власть. Казаки стояли за то, чтобы соединить все русские земли. Но так как московский царь медлил, то мы и вели переговоры с Османской империей и Швецией.

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный художник. Конец 1670-х — начало 1680-х годов.
Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный художник. Конец 1670-х — начало 1680-х годов.

Как мы знаем все-таки вы присягнули Москве?

— Москва наконец-то поняла, что с Польшей не договоришься. Московский посол имел аудиенцию у короля, это было перед самым началом похода польского войска.

— И что там произошло?

— Послы указали, что поляки опять допустили пропуски в написании титула московского царя, требовали казнить виновных. И еще требовали казни шляхтича, который плохо отозвался об Алексее Михайловиче в Варшаве. Поляки отказали. И вот тогда московские послы заговорили о нас, о казаках.

— Что же они сказали полякам?

— Послы сказали следующие: «Великий государь, его царское величество, для православной христианской веры и святых Божиих церквей сделает брату своему, королевскому величеству, таковую поступку, что велит отдать вины людям, которые объявились в прописке в государевом именовании, если король и паны рады успокоят междоусобие с Черкассами, возвратят православным церкви, которые были оборочены под унию, не будут впредь делать никакого притеснения православным и помирятся с ними по Зборовскому договору».

— Поляки, конечно, ответили резко?

— Поляки сказали, что мирные договора больше не действительны и они намерены нас уничтожить. И просили в этом помощь у московского царя. Послы уехали в Москву прервав переговоры и сказали, что не могут терпеть такого бесчестия.

— Тогда зачем, зная все это, вы вели переговоры с другими государствами?

— Чтобы подтолкнуть Москву к действиям.

Переяславская рада

Картина Алексея Кившенко "Переяславская рада. 1654 год. Воссоединение Украины". 1880 год
Картина Алексея Кившенко "Переяславская рада. 1654 год. Воссоединение Украины". 1880 год

— В Москве знали, что ведете переговоры с другими государствами?

— Знали и знали, что среди моих ближних людей есть те, кто выступает за то, чтобы казаки получили турецкое или крымско-татарское подданство.

— Откуда они могли это узнать?

— Выгодский им сообщил, ему заплатили в Москве, и он сообщил им эти сведения.

То есть ваш сподвижник деньги заработал и выполнил важную миссию для вас?

— Получается так.

Но ведь на самом деле у вас кроме союза с Москвой других вариантов не было?

— Да, не было. Посудите сами. С Польшей о союзе на равных мы не договорились. Суверенного независимого государства мы бы не смогли создать. Нам бы этого не дали сделать Польша, Турция. Им это было не надо. Заключить союз с татарами мы могли только временный. Мы бы просто были для них наемниками. С турками тем более нельзя было. Ислам и православные под одним флагом?

— А почему нет?

— Ислам в то время были враждебно настроены к христианству. О каком подданстве могла идти речь? Они нас приняли бы только в качестве пленных рабов. Вот и получается, что у нас мог быть только один союзник – Москва. И даже не союзник, а мы должны были принять подданство московское и выгнать ляхов с нашей земли.

Земский собор. Художник С.В. Иванов. 1908 год
Земский собор. Художник С.В. Иванов. 1908 год

— Так что же предприняла Москва, в то время, когда вы стояли перед выбором идти на выручку к сыну или принимать бой от войска короля Польши?

— В Москве земская дума посоветовала царю Алексею Михайловичу принять нас со всеми землями, городами и войском в свое подданство. И решили также объявить войну Польше и Литве.

— Войну? Причина какая?

— Оскорбление веры и царской чести в Речи Посполитой.

— За веру, царя и Отечество!

— Хорошо сказано.

Письмо Богдана Хмельницкого, посланное из Черкас царю Алексею Михайловичу, с сообщением о победах над польским войском и желании запорожского казачества перейти под власть русского царя
Письмо Богдана Хмельницкого, посланное из Черкас царю Алексею Михайловичу, с сообщением о победах над польским войском и желании запорожского казачества перейти под власть русского царя

— И как происходило принятие казаками подданства московского?

— В начале января 1654 года к нам приехало посольство во главе с боярином Василием Васильевичем Батурлиным. В составе посольства были также окольничий Иван Алферьев, думный дьяк Иларион Лопухин и представители духовенства. Еще с посольством прибыли 12 стольников, несколько стряпчих, 11 подьячих, 2 переводчика и 200 вооружённых воинов во главе с головой московских стрельцов Артамоном Матвеевым. И вот 8 января была созвана рада в Переяславе, где я выступил перед казаками.

— И о чем же была ваша речь? О том, что необходимо принять подданство Москвы?

— Нет. Вы казаков не знаете, если бы я принял решение и поставил их перед фактом, то не пошли бы. Я им предложил выбрать. Казаки ведь знали, что в Москву мы посылали восемь раз послов. Это с 1648 года.

— Восемь раз? Долго же бояре и царь решались. Так какую речь вы произнесли?

— Я им сказал: «Панове полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское и все православные христиане! Всем вам известно, как нас Бог освободил из рук врагов, преследующих церковь Божию, озлобляющих все христианство нашего восточного православия, хотящих искоренить нас так, чтобы и имени русского не упоминалось в земле наглей. Всем нам уже это стало несносно, и, видно, нельзя нам жить более без царя. Поэтому мы собрали сегодня раду, явную всему народу, чтобы вы с нами избрали себе государя из четырех, какого захотите: первый царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть, через своих послов; второй — хан крымский; третий — король польский, который и теперь может принять нас в свою милость, если сами захотим; четвертый — царь православный Великой Руси, царь восточный, которого уже шесть лет мы беспрестанно умоляем быть нашим царем и паном. Тут которого хотите, того и избирайте! Царь турецкий — бусурман. Крымский хан — тоже бусурман. Об утеснениях от польских панов не надобно вам и сказывать. А православный царь восточный одного с нами греческого благочестия. Кроме его царской руки мы не найдем благоспокойнейшего пристанища.»

— Хороша речь. Вы же прямо все объяснили, самый глупый бы понял, что надо голосовать за московского царя.

— Так казаки и поддержали меня. Все как один проголосовали за московского царя.

Но вы ведь не просто приняли подданство, были условия, которые в ы оговорили.

— Не просто оговорили, а закрепили в жалованной грамоте Алексея Михайловича.

— Что это были за условия?

— Запорожское войско получало все свои права и вольности, в дела казаков не могли вмешиваться бояре, воеводы, стольники царские. Суды у нас товарищеские, сами казаки судят.

— Это как?

— Где три казака, то могут два из них судить одного.

— Какие еще условия были?

— Гетмана и старшину выбирают вольными голосами, казаки сохраняют все свои права на землю и имущество. Войско запорожское утверждается численностью 60 тысяч. Гетман мог принимать иностранных послов, но при этом должен известить государя о переговорах, если послы приходили с предложениями, направленными против государя и Москвы, то задержать таких и известить государя. И не иметь переговоров с турецким султаном и польским королем. Жалование казаки получать стали из местных доходов.

— Ну это все для казаков, а остальные жители что имели с этого договора?

— Шляхта, духовенство и все мирное население оставались при своих правах, имуществе. Пашенное крестьянство тоже оставалось при своих правах и отдавала царю ту часть своего продукта, что и прежде. Всеми делами управлять, собирать подати в казну тоже должны местные. От царя человек приезжает только принять собранную подать и с надзор за правильным поступлением их.

— Широкий жест от царя.

— Да, но вот только наш вечевой уклад отменялся. Все переходило под московское самодержавие.

Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России
Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России

— Вы приняли присягу и дальше?

— Я и старшины приняли присягу, после чего боярин Батурлин преподнес мне царский флаг, булаву и символическую одежду.

— С самим царем Алексеем Михайлович вы хоть раз встречались?

— Нет, не разу в своей жизни лично с ним не общался.

— Представляю, как были рады представители духовенства, ведь теперь народ стал единым.

— Вот тут вы ошиблись. Киевское духовенство, митрополит киевский Сильвестр Коссов и архимандрит Киево-Печерского монастыря Иосиф Тризна отказались принимать присягу.

— Почему?

— Опасались расправы над православным духовенством.

— Что за бред? Ведь в Москве тоже православное духовенство.

— В Москве в это время церковный раскол проходил. Реформы патриарха Никона, где вносились изменения в богослужебные книги, в обряды. У этих реформ были противники по главе с протопопом Аввакумом Петровом. Вот и испугались наши священники.

— Их можно понять. Если вспомнить как сторонники патриарха Никона при поддержке царя Алексея Михайловича боролись со старообрядцами и помня судьбу протопопа Аввакума. Но это большая тема для разговора.

— И не со мной, я в этом не понимаю. Своих проблем хватало. В январе принимали присягу жители Киева, Нежина, Чернигова другие. Отказались принимать присягу некоторые казаки, им как раз не понравилось, что не было больше казачьей вольницы в принятии решений.

— Это какие казаки?

— Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков.

— Что же они хотели? Остаться с польским королем?

— Нет, этого они не хотели. А вот король, когда узнал, что винницкий полковник Богун отказался принять присягу московскому царю, то отправил всем, кто не принял присягу, свой универсал. Где говорилось: «Дошло до нас, что злобный изменник Хмельницкий запродал вас на вечное мучение царю московскому под нестерпимое ярмо, противное вашей свободе, и принуждает вас присягать против воли этому мучителю; однако между вами нашлось много постоянных в верности, которые, увидя измену мятежника, отступились от него»

— И ему поверили?

— Нет, как только польские войска вошли на земли Украины, то получили отпор такой же сильный, как и раньше. Народ был против панов настроен и прощать не хотел.

Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Если было интересно, то поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи.