Краткая справка:
Богдан Михайлович Хмельницкий (1595г. — 1657г.) —гетман Войска Запорожского, предводитель национально-освободительного восстания казаков, которое освободило Украину от польско-литовской власти и вернуло Левобережную Украину с Киевом в состав России. Украинский национальный герой XXвека и неоднозначное отношение в современной Украине.
Предвидя ваши упреки, что Украины тогда не было. Как государства не было, но территория, где сейчас есть такое государство была и тогда. Вот для понимания где происходили действия я и называю те места Украина, а не окраина.
Запорожье
— Куда?
— В Запорожье, конечно. Я говорил им, что я старый вояка, который ждал, что на старости уйду на покой, но меня гонят. Лишили имущества, убили сына, угнали и надругались над моей женой.
— Вы же не были венчаны?
— Но мы любили друг друга и если бы не этот разбойник, то повенчались бы.
— Что еще вы говорили казакам Запорожской Сечи?
— Что за всю свою верную службу меня наградили приговором к смерти. Попросил укрыть меня. И говорил им, что они должны себя защитить, так, как и их ждет такая же участь, как и меня.
— Но ведь это правда? Они ведь тоже были всего лишены и кроме смерти их нечего не ждало?
— Да. Они были отчаянные воины. Но они не были политиками. И восстание быстро бы залили кровью казаков. А то что я задумал требовало хитрости и осторожности. О моих планах было известно только одному человеку из Сечи — запорожскому старшине. Казаки же ведали, что посылаем депутатов к королю.
— Но ведь кроме казаков и польские паны, да и сам коронный гетман Потоцкий жаждал вашей крови.
— Мы им писали успокоительные письма. Потоцкий не хотел крови казаков, ему была нужна моя голова. А для этого он решил выиграть время и попытаться меня выманить. Для этого он прислал к нам своего шляхтича, который был ловок в этих делах.
— И что же казаки?
— Они об этих переговорах не знали, все было тайно от них.
— Тогда такой вопрос. Каковы были ваши действия?
— Я уехал в Крым. На переговоры с татарами.
— Вы не отказались от своих планов? Как вам удалось это?
— Смог их убедить, но для того чтобы наш союз был крепче мне пришлось оставить в Бахчисарае своего сына Тимошу.
— Что за это сделали татары?
— Отрядили нам в помощь Тугай-Бея с ордой.
— Что же вы хотели добиться? У вас же были требования, с которыми вы начали восстание?
— Конечно. Мы требовали, чтобы Потоцкий с войсками ушел с Украины, удалил полковников и офицеров, уничтожение, установленное республикой казацкое устройство, и чтобы у казаков были вольности.
— То есть вы в то время думали только о казаках?
— Мы выдвигали требования понятные казакам и которые усыпили бы бдительность панов и Потоцкого. Король вообще не верил в казацкое восстание, он думал, что казаки собираются на татар, как в грамоте говорилось.
— Потоцкий в это поверил?
— Он не был дураком, понимал, что мы захотим такие вольности, что сможем повернуть против короля. И боялся, что наши войска из 3 тысяч могут стать 100 тысяч, как только войдем на Украину.
— То есть у него имелись шпионы, которые вас предали?
— Нет, но в народе шла молва о восстании. Все вооружались как могли. Да и мы отправляли своих агитаторов, которые призывали народ присоединиться к нам.
— Что решил король?
— Потоцкий убедил короля, что надо собирать свое войско. Но паны не очень собирались. Они были уверены, что легко победят. Поэтому больше пировали. Да и король, как я уже говорил, не был уверен, что Потоцкий прав. Поэтому его комиссары, посланные к панам, не сильно уговаривали тех.
Первая битва
— Чем это все обернулось?
— Паны решили, что нечего все войско отправлять на нас. Реестровые казаки под руководством Барабаша пошли Днепром, в то же время панские жолнеры и драгуны двинулись к нам по сухому пути. Мы вышли им навстречу, а Тугай-Бей шел за нами.
— Как велико было ваше войско и сколько было ваших врагов?
— У меня было 8 тысяч, да татарский отряд Тугай-Бея насчитывал около 4 тысяч. У поляков было около 6 тысяч реестровых казаков и не знаю точно сколько было регулярного войска, но от 2 тысяч до 6. Но самое главное было то, что поляки были лучше вооружены, у них были пушки и они были хорошо обучены. У нас землепашцы, которые взяли в руки оружие и не умели им пользоваться. Да татары, которые были вооружены луками и стрелами. Во главе поляков стоял молодой Потоцкий, но в случае чего коронный гетман на помощь своему сыну прислал бы подкрепление. А у меня не было подкрепления и ненадежные союзники, которые убежали бы при любом намеке на проигрыш. У нас была только вера наша православная. Весь успех нашего восстания зависел от этого сражения.
— Как же вы победили?
— Мы сошлись у реки Желтые Воды, но битву начинать не решались не мы, не они. Поляки ждали реестровых казаков, а я решил перехитрить поляков.
— Как это?
— Вел переговоры с реестровыми казаками, убеждал поддержать нас.
— И что же вы им сказали?
— Я им сказал: «Все народы защищают жизнь свою и свободу; звери и птицы то же делают: на то Бог дал им зубы и когти. Или нам оставаться невольниками в собственной земле своей? Поляки отняли у нас честь, волю и веру — все это в благодарность за то, что мы проливали кровь обороняя и расширяя Польское королевство!»
— И все реестровые казаки пошли за вами?
— Нет, не все, но их убили. Барабаша и тех, кто за поляков был. Все, кто поддержал нас присоединились и на глазах поляков вошли в наш обоз. Так преимущество получили мы.
— И что же сделали поляки? Сдались?
— Нет, они окопались. Решили выдерживать наш натиск и послали гонцов за помощью. Но мы перехватили гонцов. Поляки были окружены, но продолжали сопротивляться. Бились мы 5, 7 и 8 мая 1648 года. Поляки храбро сражались, но мы все равно победили. Многих убили, небольшая часть ушла. А остальных, в том числе высокопоставленных панов, взяли в плен. Среди них был пан Выговский.
— В будущем ваш соратник?
— Да, он.
Битва при Корсуне
— Что было дальше?
— Самое главное — теперь у нас были пушки. И мы смело двинулись в бой против главных сил поляков. Следующая битва была под Корсунью.
— Как она прошла?
— У поляков не было мира между собой, военачальники между собой договориться не могли. Русские из польского войска на нашу сторону переходили. Да и само место выбрано для битвы было неудачным для поляков.
— Это как?
— В конце рощи, там дорога спускалась с крутой горы, а потом из долины уходила в гору. Вдоль долины был выкопан глубокий ров. Вот и получалось, что у поляков пушки прямо с горы уходил в ров. Суматоха была. Те, что были впереди и видели все, кричали задним: «Стой!». А задние напирали, не слушались. Лошади пугались, все возы или в ров улетали или в овраг. А с противоположной горы мы из пушек по ним палили. И назад уже не повернешь, так как с тыла на поляков шли казаки и татары.
— И что получилось в итоге?
— Князь Корецкий с 2 тысячами жолнеров поспешили убежать из обоза. Казаки смогли разбить польский четырехугольник и началось избиение поляков. Казаки рубили беспощадно. К нам в плен попали гетман Потоцкий, гетман Калиновский и много панов. Ну а весь богатый обоз, который поляки припасли чтобы отпраздновать победу над холопами, то есть над нами, казаки получили в награду.
— Получается огнем и мечом вы шли к победе над врагом,
— Не только, словом тоже надо воевать.
— Вы пытались вести переговоры с поляками?
— Да, хотел примирить польскую шляхту и русских.
— Вы правда думали, что паны поймут холопов?
— Надеялся ни их благоразумие. Но я не учел, что сам еще не понял какие требования у народа, а значит и мои переговоры не имели успеха. Хотелось, чтобы меньше крови у моего многострадального народа пролилось.
— Победа под Корсунью, разгром серьезных сил поляков. Что дальше?
— Дальше я послал по всей своей стране, которая находилась под поляками, универсал, где призывал к восстанию. Я пригласил всех, кто хочет к нам присоединиться прийти со своим оружием к Белой Церкви.
— Интересные у вас переговоры.
— Одновременно с этим я отправил к королю делегацию. В письме я объяснял королю, что привело к такому положению дел и перечислил наши обиды
— И каков был список ваших обид?
— Что паны державцы и урядники притесняют казаков, чинят обиды нам, обращаются как с рабами, а не как с рыцарями. Что у казаков отбирают поля, скот, имущество, а самих казаков убивают, гноят в тюрьмах. Что те казаки, что проживают в имениях его королевского высочества вынуждены платить десятину и поволовщину, как мещане. Казачье сыны не могут содержать у себя своих родителей-стариков. С казацких вдов, даже если у них сыны на службе, берут подати как с мещан. На Днепре и Запорожье не имеют право казаки рыбу ловить. Хорошую военную добычу полковники да жолнеры себе забирают, а казакам достается, что похуже. Войско жалованье 5 лет не получало. Церкви наши православные отобрали и переделали в униатские костелы.
— То есть вы не считала, что вам нужно отделиться от Речи Посполитой?
— Нет, мы тогда об этом даже не думали. Думали, что Владислав все поймет и примет нашу сторону.
— Вы перечислили ваши обиды, но просили заступиться только за казаков, а ведь такие обиды терпел весь народ. С чего бы народу за вами идти, если для всех остальных вы не просили справедливости?
— Я понимал, что народу нельзя говорить о том, что бьемся мы за привилегии казаков. Я говорил, что мы бьемся за веру православную. И это тоже была правда.
— То есть народ в вашем понимании нечего не должен был получить из того, что вы требовали для казаков?
— Холопы? Я об этом не думал.
— Но народ при этом восставал против поляков?
— Да, и священнослужители призывали бороться за веру православную. Ведь все церкви православные были в руках латинов и униатов. Кругом одна нищета, что холопы, что казаки, что священнослужители – все нищие.
Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Если было интересно, то поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи.