Цветы и поэзия издавна крепко связаны друг с другом. От воспетой средневековыми трубадурами и менестрелями розы, через ставшую символом целой страны лилию и целую россыпь близких сердцу и столь привычных, навевающих чувство уюта и ностальгии полевых цветов - они были спутниками лучших проявлений человеческой мысли, появлялись в стихах, балладах, модных аксессуарах, картинах и даже в архитектурных формах. Каждая эпоха превозносила свои цветы. Средневековая роза, тюльпанная лихорадка 17-ого века, пышные пионы и гортензии эпохи барокко и наконец модерн... С какими цветами ассоциируется он? Время бурного технологического прогресса, изменений в социальной структуре, появления новых течений как в моде и искусстве, так и в общественной мысли - что послужило, продолжая ботаническую метафору, предвестником этих изменений и стало символом этой необычной, но столь яркой эпохи?..
Не будет преувеличением сказать, что неотъемлемой частью искусства и моды в эпоху модерна стали вывезенная из Америки орхидея и привезённые из Японии хризантемы. Они встречались в стихах, на картинах, в рекламных буклетах и при оформлении театральных афиш, их использовали в моде и, конечно, держали дома. Вырастить на среднестатистическом подоконнике капризную, чувствительную к любому изменению освещенности и температуры орхидею и в наши дни остается задачей не из легких, а изящный вид цветущих осенью хризантем - цветущих, несмотря на погоду, в которую все остальные растения начинают погибать - напоминает о царившем тогда духе декаданса.
Вот, например, что писал о цветочной моде того времени современник:
“Страсть к этим странной, вычурной формы цветам и охлаждение и пренебрежение к изящным являются признаками нашего времени. Мне вполне понятна привлекательность фантастических форм орхидеи и болезненная, если можно так выразиться, прелесть бледно-жёлтых, светло-коричневых, нежно-фиолетовых и выцветших сиреневых тонов хризантемов. Эти торжествующие ныне цветы соответствуют современным настроениям духа многих лиц... в настоящее время теперь более необходимы жгучесть, острота в приправе и черствость, холодность для глаз”.
Художники и писатели модерна сделали орхидею символом утонченного, изломанного эстетизма. Ее изображения помещали на гобелены, театральные афиши, использовали при создании ювелирных украшений и даже в архитектуре. Так, на фасаде знаменитого особняка Рябушинского в Москве, выполненным одним из главных архитекторов модерна - Федором Шехтелем, расположен мозаичный фриз с орхидеями и ирисами.
Нашлось место орхидеям и в малой архитектуре - архитектуре повседневных вещей. Вот, к примеру, модерновый светильник Галле и изображенными на нем орхидеями. Учитывая, что подобный светильник стоял, вероятнее всего, в спальне, нельзя не вспомнить об еще одном значении упомянутого цветка: к началу 20-ого века орхидея стала символом чувственной, порочной любви, но с подобной репутацией дни такого узора были сочтены - искусство не терпит пошлости.
Уже в 1905-ом году Александр Блок презрительно называл орхидеи “вечными спутницами среднего декадента”, а к 1920-ым годам орхидеи окончательно потеряли в своей символике изначальную утонченность, став пошловатой претензией на богемность: без орхидейной бижутерии или закрепленного на плече цветка не обходился вечерний туалет дамы полусвета.
Гораздо лучше сложилась судьба у хризантем. Привезенные из Азии, они легко адаптировались к европейскому климату и приобрели популярность в садах и на дачных участках благодаря тому, что зацветают глубокой осенью, когда все остальные растения да и природа в целом начинают отмирать. Этим хризантемы и обязаны своей символикой: этот цветок олицетворяет близость смерти, обреченность, меланхолию.
Изображения хризантем можно найти в творчестве Винсента ван Гога, Клода Моне, Михаила Врубеля, Игоря Грабаря. Часто встречаются эти печальные цветы и в стихотворениях Серебряного века, например, у Иннокентия Анненского хризантемы цветут “как в бреду”, они “умирают в небе” при наступлении ночи у Георгия Иванова, цветущая хризантема напоминает об ушедшей и невозможной любви Бальмонту, “дрожит, хризантема, грустя” у Набокова. Попали хризантемы и в лирику Ивана Бунина - ярого противника декадентства и в целом новых веяний модерна, однозначно выразившем свои цветочные симпатии в стихотворении “Полевые цветы”. Но и он, спустя 16 лет после написания “полевых”, решил воспеть и эти цветы, однако у него они не являются никаким символом умирания или былой любви, а лишь радуют его взор, расцветая “на окне, серебряном от инея”...
Если продолжать высказанную в начале статьи мысль о том, что каждой эпохе соответствует свой цветок, то придется признать, что в случае эпохи модерна правило все же дает сбой - невозможно такую многоликую, многогранную, полную самых разных вкусов и тенденций эпоху обозначить, одарить лишь одним цветком. Поэты, художники, архитекторы и дизайнеры модерна восторгались множеством различных растений, но нельзя не заметить, что описанные нами орхидея и хризантема были среди самых заметных. Встречаясь на страницах стихов, глядя с картин в галереях и фасадов изящных особняков, напоминая о себе в предметах интерьера и украшениях, эти цветы привлекали внимание людей того времени и отчасти даже формировали его, задавая моду не только на определенные орнаменты и сюжеты, но и на мысли, чувства и ощущения, с этими цветами связанные.
Так можно ли сказать, что цветы модерна создали модерн?... Или же все было наоборот... Оставим эти вопросы вам, дорогие читатели, и встретимся в следующих статьях #Сквозь_призму_истории
Подписывайтесь на канал и читайте также: