Продолжаю свой спонтанный марафон японских произведений. Эту книгу я открыла сразу после того, как закончила «Человек-комбини» этой писательницы. Хочу предупредить, что сборник очень специфический, и о некоторых рассказах я буду говорить подробно (без спойлеров, а просто описывать главную идею и сюжет в общих чертах), а так как несколько историй точно могут кому-то показаться дикими, то и мой отзыв о них, возможно, тоже может не понравиться или неприятно удивить. В комментариях приветствуется любое мнение, но без оскорблений.
Что за фрукт?
«Церемония жизни» (2019) — сборник из двенадцати рассказов современной японской писательницы Саяки Мураты. В нём она опять поднимает тему нормальности и, рассуждая об этом, в ряде рассказов создаёт мир будущего, в котором некоторые вещи, которые сейчас бы нас шокировали, считаются нормой. Это рассказы о повседневной жизни, об отношениях между людьми, про отношение к жизни и смерти и даже про отношение к еде.
Быть нормальным — тоже форма безумия, разве нет? Ту из форм безумия, которая на данный момент нам дозволена, мы и считаем нормой.
Мои впечатления
Рассказов достаточно много, и какие-то из них впечатляют (как в положительном, так и в отрицательном смысле) и крепко остаются в памяти, а какие-то я уже с ходу не могу вспомнить, когда смотрю на их названия в оглавлении, пока не открою первую страницу. В общем и целом, если бы я их ранжировала, то список бы получился примерно в таком порядке, какой он в оглавлении. То есть первые несколько рассказов мне понравились больше всего, а дальше в основном были либо такие, которые даже не запомнились, потому что не зацепили, либо такие, которые показались ну уж слишком странными и даже неприятными.
Из последних я бы особенно выделила «Любовь с ветерком», «Пазл» и «Город на съедение». В середине сборника ещё подумала про рассказ «И летней ночи поцелуй», что он самый странный, но по завершении сборника считаю его на фоне остальных абсолютно нейтральным, потому что он явно проигрывает истории про любовный треугольник между девочкой, мальчиком и тюлем («Любовь с ветерком»), истории про девушку, которая сначала не могла ничего чувствовать и очень по этому поводу загонялась, а потом так почувствовала, что лучше бы не надо («Пазл»), и истории про девушку, которая настолько не любила овощи и зелень из городских магазинов, что пристрастилась собирать травы сама («Город на съедение»). Вот эти три рассказа мне не просто показались странными (собственно, весь сборник можно назвать странным, ведь писательница рассуждает о нормальности и для этого выходит за привычные рамки), а стали для меня самыми неприятными.
Первые три рассказа, на мой взгляд, самые интересные. И вот они-то как раз могут кого-то шокировать больше всего. В предисловии переводчик Дмитрий Коваленин сказал, что в американском издании первый рассказ «Церемония жизни» перенесли в середину сборника. Видимо, как раз чтобы некоторые читатели не закрыли книгу на первых страницах. В этом же предисловии он сам рассуждает о том, что такое норма в обществе, и обращается к истории: ещё несколько сотен лет назад некоторые племена были каннибалами, а потом ситуация изменилась (где-то, наверное, это осталось, но Дмитрий говорит про конкретные места и события). Этим он нас как бы морально готовит к первому рассказу, поэтому тот уже не так пугает, по крайней мере, у меня именно так и было. Это история о будущем, в котором после смерти человека принято проводить «церемонию жизни» — застолье, на которое приглашаются все, кто знал покойника, чтобы съесть приготовленные из него блюда, на этом же мероприятии найти себе пару и с этой парой удалиться создавать новую жизнь. Не просто так данный рассказ стал главным и подарил название всему сборнику. Он самый проработанный и подробный. Плюс, если в большинстве других историй странно по сравнению с другими ведёт себя только главный герой, здесь же писательница создала целое общество, где непривычные для нас вещи является нормой, а вот главная героиня, наоборот, не понимает, как они к этому пришли. Хотя такие обычаи нам сейчас кажутся дикостью, здесь они представлены так заботливо и с таким подробным объяснением всех смыслов, что мне, например, не показалось это противным, отталкивающим. Наоборот, было интересно понаблюдать за таким вот развитием истории, и знаете, я даже могу себе представить, что человечество и правда может к такому когда-то прийти. (Надеюсь, меня за эти слова тут не заблокируют)
Все привыкли думать, что здравый смысл, инстинкты, мораль — это какие-то незыблемые категории, высеченные в камне однажды и на века. Но это не так! На самом деле все они постоянно меняются. И не вдруг и не в последнее время, как это показалось тебе. А беспрерывно и с незапамятных времен!
Второй рассказ «Идеальный материал» своей идеей очень похож на первый, и здесь тоже у нас есть только один человек, который считает, что остальные сошли с ума. Но здесь уже речь идёт не про еду, а про изготовление одежды и предметов декора из «материалов», которые остаются после смерти человека.
Похоже, мне и правда никогда не понять, почему шерсть из пуха тибетской козы — это хорошо, а человечья — плохо, подумала я.
Думаю, эти два рассказа — самые жуткие (хотя для меня и самые увлекательные), потому что больше всего противоречат нормам современного общества и уголовному кодексу. Хотя есть ещё «Поппи», но он как раз стал одним из тех, которые я уже забыла, пока не начала просматривать оглавление при написании этого текста, и я не хочу про него рассказывать, потому что боюсь наспойлерить.
«Милое застолье» — один из самых понравившихся рассказов и, пожалуй, самый приятный. Сестра главной героини с детства говорила окружающим, что она с какой-то далёкой планеты. Эта идея так крепко засела у неё в голове, что не исчезла, даже когда девушка уже выросла, начала работать и собралась выходить замуж. История строится вокруг подготовки к встрече с родителями жениха, который попросил будущую жену приготовить особые блюда с её «родины». Моё мнение по поводу сформулированной в конце идеи: с одной стороны, тут писательнице удалось в довольно милой форме показать, что у разных людей своё понятие нормального (в данном случае нормального питания), и я с этой идеей согласна; с другой же стороны, я не могу принять за норму питание одним только фастфудом не потому, что это что-то странное, а потому, что это вообще-то нездоровая штука, и речь уже не про норму, а про заботу о своём теле, так что я могу понять возмущение родителей жениха его культурой питания.
Мой благоверный пожирал пищу будущего, и мы смотрели на него, не отрываясь, как на чудовище.
Итог
Я бы точно не советовала этот сборник всем подряд. Я бы сначала посоветовала прочитать роман «Человек-комбини», и только потом, если читателя зацепят идеи и стиль Саяки Мураты, аккуратно предложила бы эту книгу, предупредив, что она очень специфическая. Я сама ещё не прочитала у писательницы «Земляноиды», но говорят, этот роман тоже, так сказать, необычный. Обязательно почитаю его в ближайшее время. Лично мне работы Мураты пока что нравятся. Необычно, очень смело и с юмором.
_____________________
Мои публикации о других японских произведениях: