«Величайшая из когда-либо придуманных вещей», «одно из красивейших слов, которые я когда либо слышал, музыка для моих ушей» — так Дональд Трамп называл пошлины на ввоз товаров.
Кажется, что Трамп просто одержим ими. Всю предвыборную кампанию он обещал ввести импортные пошлины, чтобы сделать Америку «снова богатой», и, придя к власти, сразу перешел к делу.
Правда, как это ему свойственно, Трамп действует хаотично. Обещал сделать пошлины 60% для Китая и 10–20% для остальных.
Но начал с ближайших торговых партнеров — Мексики и Канады, влепив им по 25%, а Китаю почему-то — 10%. Но для Китая пошлины успели вырасти до 20%, а соседям их отложили на месяц, потом они вступили в силу, а через несколько дней для ряда товаров сделали исключение еще на месяц. В марте введены сборы за сталь и алюминий — уже для всех.
Не будем даже пытаться следить за этой чехардой. «Единственное, с чем есть определенность на ближайшие 30 дней, — это неопределенность», — сформулировал губернатор крупнейшей канадской провинции Онтарио Дуглас Форд.
Трамп готов атаковать кого угодно: странам, в которых пошлины на американские товары выше, чем аналогичные в США, он пригрозил уравнять ставки. Среди них страны Евросоюза, вроде бы ближайшего союзника США.
За все это Трампа яростно критикуют. «Самая тупая торговая война в истории», — назвала редакционную статью The Wall Street Journal. Это можно списать на резкость журналистов, но экономисты с ними согласны.
Чего ждут от пошлин
Популисты, к которым относится Трамп, вообще очень любят пошлины. Такие политики играют на том, что все проблемы вызваны некими внешними силами и, если дать им отпор, то жизнь наладится. Пошлины для этого отлично подходят — можно говорить народу, что нас завалили импортом, все на нас наживаются, заводы закрываются, люди теряют работу — в общем, вернем американский рынок американским компаниям. Вот на что, по утверждениям Трампа, способны пошлины:
- повысить доходы бюджета, сократить его дефицит;
- породить производственный бум в США;
- создать множество рабочих мест;
- снизить цены на продукты;
- сократить дефицит в торговле с другими странами (импорт Америки намного больше ее экспорта);
- остановить войны;
- и даже помочь в уходе за детьми.
Логика тут примерно такая. Бюджет получит деньги от пошлин. Импортные товары станут дороже, и американцы станут покупать продукцию своих компаний. Чтобы этого избежать, часть иностранных производителей захотят стать местными — построить заводы в Америке. В обоих случаях это плюс в экономику, налоги в бюджет, а также новые или спасенные рабочие места.
Очень эффектно, как любит Трамп. «Пошлины, и одни только пошлины создали это огромное богатство для нашей страны», — написал он в своей соцсети Truth Social. Правда, было это в конце XIX века и с тех пор мир немного изменился, но это не смущает Трампа. Он часто апеллирует к старым добрым временам, обещает вернуть Америке былое величие и декларирует готовность действовать старыми методами, как с идеей покупки Гренландии или превращения Канады в 51-й штат. «Затем мы перешли на подоходный налог, — продолжается пост Трампа. — Мы никогда не были так богаты, как в тот период. Пошлины выплатят наш долг и СДЕЛАЮТ АМЕРИКУ СНОВА БОГАТОЙ!».
К чему приводят пошлины
Чаще всего вреда от них оказывается намного больше, чем пользы — за редкими исключениями (но о них дальше). Почему — хорошо объяснили Татьяна Михайлова из Университета штата Пенсильвания и Константин Сонин из Чикагского университета: раз страны торгуют, значит, им это выгодно; когда двое заключают сделку, каждый видит в ней смысл. Так что любое препятствие, мешающее торговле, означает потерю для обоих.
Это, конечно, сильное упрощение. Лекарства, например, часто имеют побочные эффекты, но мы же их принимаем. Экономисты десятилетиями исследуют разные торговые политики и чем больше они узнают, тем сложнее оказывается картина. Влияние пошлин может быть очень разным, порой неочевидным, оно зависит от множества факторов и то, что может быть хорошо в одной ситуации, окажется плохо в другой. Но ведь и Трамп все упрощает, пришел — и начал штамповать пошлины. К чему это приводит, экономисты показали на примере… пошлин самого Трампа.
В 2018 году в свой первый президентский срок он ввел тариф на стиральные машины — 20% с повышением до 50% после импорта 1,2 млн. Он обещал, что эти меры создадут «множество рабочих мест». Их появилось около 1800 — в основном благодаря заводам, которые в США открыли корейские Samsung и LG (американская Whirlpool наняла лишь 200 сотрудников, GE — ни одного). Бюджет США получил от пошлин на стиральные машины $82 млн в год. Получается, Трамп прав? Не очень много в масштабах Америки, но все же — вот она, польза.
Однако потери оказались куда больше. Из-за подорожания импорта спрос на отечественные стиральные машины действительно вырос, и американские компании тоже повысили цены. Стиральные машины подорожали в среднем на 12%. И не только они. В отличие от импортеров американские компании повысили цены и на сушильные аппараты (тоже примерно на 12%), которые нередко покупают вместе со стиральными машинами. И американцы стали платить за стиральную машину в среднем на $86 больше, а за сушильную — на $92.
В сухом остатке повышение пошлин обошлось американцам в $1,5 млрд в год, они заплатили по $815 000 за каждое новое рабочее место. Есть гораздо более дешевые и эффективные способы повысить занятость в таких секторах, отмечает профессор экономики Дартмутского колледжа, автор книги «Торговые войны. История торговой политики США» Дуглас Ирвин.
Типичная история: введение пошлин приводит к росту цен. «Существует миф, что, если обложить пошлинами импорт, национальные производители не будут менять цены. Это не так», — говорит Ирвин.
К чему еще приводят пошлины
Можно сказать: «Ладно, ошиблись, с кем не бывает». В конце концов, стиральные машины покупают не каждый год. Но нынешние пошлины Трампа касаются многих товаров, и ущерб будет больше.
Инфляция. Американцы будут нести потери от трамповской войны каждый раз, приходя в магазин. В 2023 году почти четверть американского сельскохозяйственного импорта (23,3%) поступало из Мексики. Более 80% этих поставок составляют овощи, фрукты и напитки, включая спиртные. Если пошлины заработают, все это подорожает. В граничащую с Канадой Монтану 86% импорта поступает оттуда, напомнил член Палаты представителей от штата Райан Зинке, бывший министром внутренних дел в первый срок Трампа: «У Монтаны и так не самая лучшая экономика, и это будет больно и приведет к росту цен». По словам Зинке, от действий Трампа пострадают «невинные» и «семьи, которые просто пытаются выжить».
Экономисты опасаются скачка инфляции. В декабре, когда Трамп был уже избран, но еще не вступил в должность, Федеральная резервная система (ФРС, американский центробанк) назвала «потенциальные изменения в торговой политике» фактором, из-за которого инфляция может оставаться высокой в этом году. В конце января, после инаугурации, она повторила этот сигнал. Лоуренс Саммерс, бывший министром финансов при Билле Клинтоне и директором Национального совета по экономике при Бараке Обаме, считает, что торговая война за год добавит к инфляции 1 процентный пункт, «и это в тот момент, когда мы пытаемся ее снизить». Для Америки это много.
В ходе производства автомобилей компоненты и собранные механизмы могут пересекать границу из США в Мексику и Канаду и обратно до 10 раз. Пошлины будут кстати
Проценты. Более высокая инфляция при прочих равных означает и более высокие процентные ставки, в том числе по государственным облигациям. Проще говоря, платить по долгам придется больше. То же самое с ипотекой — ставки вырастут, а с ними и размер платежа. Для американцев это очень чувствительно.
Ответные меры. Подпавшие под пошлины страны обычно не остаются в долгу и вводят ответные пошлины (а губернатор Онтарио Форд пригрозил даже прекратить поставлять в США электричество). Это сделали и Канада, и Китай, а Мексика пообещала ввести. Поэтому сократится не только импорт США, но и экспорт, предупреждает Ирвин. А это уже огонь по своим.
Канада — крупнейший поставщик нефти в США, но Трамп говорит: «Нам не нужны товары, которые у них есть. У нас есть вся нефть, которая нужна. У нас есть все деревья, которые нужны, то есть пиломатериалы». У США и правда много нефти, они крупный экспортер. Но если импорт нефти из Канады сократится, США, вероятно, придется продавать меньше своей нефти на экспорт. Правда, Трамп сделал для канадских энергоресурсов исключение, установив на них пошлину 10%, а не 25%.
Рост издержек. От импортных пошлин часто страдают и местные компании. Американские производители, по оценке Тайлера Кауэна, профессора экономики Университета Джорджа Мэйсона, импортируют около 20% составляющих их продукцию компонентов. То есть издержки этих компаний вырастут, их товары станут дороже, и американцам придется за них больше платить, а экспортерам станет сложнее конкурировать с иностранцами. «Если вводишь пошлины или квоты на поступающие в США товары и услуги, то облагаешь значительным налогом как американские компании, так и экспорт из США», — объясняет Кауэн.
В высокотехнологичных отраслях обойтись без импорта почти невозможно, в производстве могут участвовать десятки стран, объяснял профессор Гарварда Олег Ицхоки. Кауэн приводит в пример медицинское оборудование: это крайне успешная статья американского экспорта, однако компоненты для него поступают по сложным цепочкам, в том числе из Восточной Азии, Европы и Мексики.
Еще более яркий пример — автомобильный сектор. В середине XX века, когда Америка по Трампу была великой, глава General Motors произнес ставшее афоризмом «Что хорошо для нашей страны, хорошо для GM, и наоборот. Это одно и то же». Теперь гендиректор Ford Джим Фарли ездит в Вашингтон лоббировать отмену новых мер и описывает ситуацию так: «Много затрат и хаоса. Пошлины «окажут на нашу промышленность огромное влияние, будут потеряны миллиарды долларов прибыли».
В процессе производства автомобилей компоненты и собранные механизмы могут пересекать границу из США в Мексику и Канаду и обратно до 10 раз. А еще с 12 марта введены 25-процентные пошлины на алюминий и сталь со всего мира. «Все автопроизводители пострадают от этих пошлин в отношении Канады и Мексики, — заявил Джон Боззелла, президент Альянса автомобильных инноваций (представляет всех крупных автопроизводителей в США за исключением Tesla Илона Маска), и президент Международной организации автопроизводителей. — Большинство ожидает, что цены на некоторые модели вырастут аж на 25%». При этом цены вырастут практически сразу, а вот перестройка цепочек поставок и перенос производства займет время, объясняет Боззелла: пошлины в Северной Америке ударят по карманам потребителей «до того, как в страну вернутся рабочие места».
Люди станут беднее. Саммерс называет все это «самострелом американской экономики». Импортные пошлины не обязательно приводят к ускорению инфляции, показало недавнее исследование экономистов. Поначалу удорожание импорта ускоряет рост цен, но итог зависит от того, что будет с пошлинами дальше. Их временное повышение просто ускорит инфляцию, а постоянное приведет к снижению в долгосрочной перспективе. Но радоваться нечему, заключают авторы исследования: даже если в итоге тарифы Трампа снизят инфляцию, то это произойдет из-за снижения общего уровня благосостояния.
Только из-за пошлин Трампа на импорт из Канады, Мексики и Китая средняя американская семья, по подсчетам Института международной экономики Петерсона, потеряет более $1200 в год, или 1,8% дохода. Как обычно, сильнее всего пострадают бедные. У 20% наименее обеспеченных семей потери составят 2,7% дохода, а у 1% самых обеспеченных — всего 0,6%.
Раньше Трамп утверждал, что пошлины ведут «не к инфляции, а к успеху». В обращении к Конгрессу 4 февраля заявил, что «маленькое беспокойство возможно», но «нам это ОК».
В продолжение:
Зачем же тогда вводят пошлины
Что не так с пошлинами Трампа