Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Опытный средний "уникум" Дыренкова, 1929

Некая доля удачи, выпавшая на долю конструктора Дыренкова, можно сказать, вскружила ему голову. Ещё до начала опытных работ по созданию бронеавтомобиля БА-И, он задумал ещё несколько проектов. Об одном из них, опытном среднем колёсно-гусеничном танке, я хочу поговорить сегодня. Проект данной машины получил название Д-4, в честь своего создателя. Практически сразу после принятия «Трёхлетней программы танкостроения», конструктор Николай Иванович Дыренков задумал создать универсальную колёсно-гусеничную машину с мощным вооружением. Работы велись в инициативном порядке, силами самого конструктора, в свободное от остальных разработок время. По его задумке оптимальным для РККА решением было создание целой серии танков, способных двигаться на гусеничном приводе по бездорожью, колёсном по шоссе и твёрдым грунтовым дорогам, а также по железным дорогам общего назначения. Примечательно, что он не был первым – до него уже был, как минимум, один мечтатель, пытавшийся создать машину с комбинированны
Оглавление

Некая доля удачи, выпавшая на долю конструктора Дыренкова, можно сказать, вскружила ему голову. Ещё до начала опытных работ по созданию бронеавтомобиля БА-И, он задумал ещё несколько проектов. Об одном из них, опытном среднем колёсно-гусеничном танке, я хочу поговорить сегодня. Проект данной машины получил название Д-4, в честь своего создателя.

Изображение танка Дыренкова Д-4. Изображение в свободном доступе.
Изображение танка Дыренкова Д-4. Изображение в свободном доступе.

История создания

Практически сразу после принятия «Трёхлетней программы танкостроения», конструктор Николай Иванович Дыренков задумал создать универсальную колёсно-гусеничную машину с мощным вооружением. Работы велись в инициативном порядке, силами самого конструктора, в свободное от остальных разработок время. По его задумке оптимальным для РККА решением было создание целой серии танков, способных двигаться на гусеничном приводе по бездорожью, колёсном по шоссе и твёрдым грунтовым дорогам, а также по железным дорогам общего назначения. Примечательно, что он не был первым – до него уже был, как минимум, один мечтатель, пытавшийся создать машину с комбинированным приводом, но безуспешно. Взглянуть в историю Николай Иванович, видимо, не хотел.

5 октября 1929 года, как раз во время активной фазы работ по созданию танка Т-12, Дыренков обратился в РевВоенСовет СССР со своим проектом, а спустя месяц – выступил на одном из отчётных заседаний организации с докладом о разработанной им системе. Разумеется, во время своего доклада, он усиленно продвигал мысль на тему «лучше танка нет на свете» и если смотреть только на концепцию, конструктора можно было счесть правым. Но концепция – концепцией, а реализация подобных проектов — это совсем другое дело. Нарисовать танк в мыслях или проекте – одно дело, а вот реализовать его постройку, запустить производство серийное – совсем другое. Но конструктор этого, скорее всего, понимать не хотел. Не хотели понимать этого и в РВС СССР, ведь по итогам заседания было принято постановление, в котором говорилось – машину построить считаем целесообразным, сборку шести опытных экземпляров произвести на Ижорском заводе.

Причём первый танк в серии должен был покинуть сборочные цеха не позднее 1 апреля 1930 года, то есть в РВС думали, что проект готов на все 100%. И 14 декабря 1929 года Ижорскому заводу уже выдали заказ на сборку первого танка стоимостью в 95 тысяч рублей того времени, причём с перечислением четверти суммы сразу. Танку даже присвоили свой индекс, основанный на фамилии создателя – Д-4. Однако в РВС ошиблись в оценке сроков – к 1 февраля 1930 года была готова только общая компоновка машины, после чего начали готовить чертежную документацию.

Уже на этапе подготовки чертёжной документации, более опытные товарищи сумели убедить Дыренкова в неверности концепции в плане вооружения башен. Дело в том, что конструктор создавал проект с тремя 45-мм пушками, каждая в своей башне с круговым вращением. Смысла в такой концепции не было, поэтому Николай Иванович согласился на размещение всего двух орудий в двух диагонально расположенных башнях. Но на другие уступки Дыренков идти не собирался, что и замедляло работы по проекту. Уже 22 мая 1930 года начальник УММ РККА Калиновский писал в своём докладе Ворошилову о том, что работы по новому танку ведутся вяло и непрофессионально, и даже к 1 июля задание РВС СССР по созданию боевой машины не будет выполнено. Частично чертежи были закончены лишь к 4 мая 1930 года, и ещё минимум месяц потребуется на подготовку чертежей. Причём к моменту подачи этого отчёта не было чертежей рулевого управления, передач, приводов подъёмных механизмов, а также механизма перевода хода на колёсный.

Причём когда письмо с требованиями разъяснить ситуацию пришло на имя Дыренкова, он начал свои оправдания через перекладывание вины на сотрудников Ижорского завода – дескать, у меня почти всё готово, но рабочие необразованы, не умеют работать со сложной техникой, постоянно портят детали… К слову, у самого конструктора образования было немного – высшим учебным заведением, что он закончил, была ремесленная школа при механико-техническом училище Комарова. Фактически, ПТУ нашего времени. Но вернёмся к танку – виноваты были все вокруг, кроме амбиций конструктора.

Чертежи танка подготовлены В. Мальгиновым, находятся в свободном доступе.
Чертежи танка подготовлены В. Мальгиновым, находятся в свободном доступе.

В 1931 году ОКБ вместе с Дыренковым переводят поближе к руководству РВС, в Москву. Разместили их на территории Московского железнодорожного ремонтного завода, где под «чутким руководством» работы были завершены. В марте 1931 года танку устроили пробный прогон на колёсном ходу по территории завода, получившийся не совсем удачным. Да, основные узлы танка работали отлично, опробовали даже механизм смены хода, однако танк был перетяжелён, шасси не справлялось с нагрузкой. В итоге, даже по бетонному полу цехов завода машина двигалась с большим трудом. Кроме того, были выявлены недостатки в конструкции трансмиссии и конструкции опорно-катковой системы, да и мощность двигателей оказалась недостаточной для такой массы. В результате этого прогона, работы над Д-4 пришлось прекратить – финансирование резко перекрыли.

Дыренков в спешке разрабатывает новый танк, Д-5 – его проект был подан к рассмотрению в УММ РККА в сентябре 1931 года. Однако нашлась в Управлении хотя бы одна светлая голова – руководитель НТК УММ Густав Бокис. Он, изучив проект, докладывал члену РевВоенСовета Иннокентию Халепскому свои мысли по Д-5 в довольно резкой форме. Он считал, что Дыренков – безумный прожектёр, и потратив миллион государственных денег, не предоставив государству обещанный танк, зачем-то перешёл к разработке новой машины. Мотивируя сыростью данных, которые подкреплялись лишь «обещаниями сделать всё «на большой палец» конструктора», он запросил у Халепского следующей помощи – затребовать у конструктора детальные чертежи машины для всестороннего изучения в НТК УММ РККА, и прекратить всякие инициативы до окончательного рассмотрения проекта. Однако Дыренков поступил иначе – заручившись протекцией Тухачевского, он всё же приступил к созданию некоторых отдельных узлов на Мариупольском заводе, в рамках рационально-конструкторской деятельности. Это произошло в ноябре 1932 года, а уже 1 декабря ОКБ Дыренкова расформировали, конструктору намекнули на сугубо целевые работы, а проект Д-5 так и остался на стадии обсуждений в НТК.

Описание конструкции

В целом, Д-4 представлял собой классической формы и компоновки танк с двумя артиллерийскими башнями. Отделение управления располагалось в носовой части, в средней – боевое отделение, в корме – моторно-трансмиссионное.

Бронированный корпус и башни

Корпус танка имел вытянутую коробчатую форму, с классической каркасной схемой сборки. Корпус имел дифференциальное бронирование – лобовая броня была толщиной в 20 мм, борта корпуса – 13 мм, корма, крыша и днище – 8 мм. Листы стальной катаной брони крепились на каркас при помощи заклёпок. Обзор осуществлялся из целого ряда смотровых щелей, а механик-водитель и командир машины имели ещё и отдельные бронеколпаки для наблюдения за местностью. Экипаж танка составлял шесть человек – механик-водитель, командир машины, два артиллериста и два заряжающих (они же пулемётчики). Об оснащении машины радиосвязью информации у меня нет.

Одна из двух фотографий Д-4, дошедших до наших дней. Находится в свободном доступе.
Одна из двух фотографий Д-4, дошедших до наших дней. Находится в свободном доступе.

На крыше боевого отделения, по образу и подобию бронеавтомобиля «Остин Русский», устанавливались две башни, с комбинированным артиллерийско-стрелковым вооружением. Левая башня была сдвинута вперёд, правая – к корме машины, что позволяло дать башням угол обзора в 270 градусов, фактически покрывая всё пространство вокруг танка, причём с минимальными «мёртвыми зонами». Башни имели форму многоугольника, собирались по каркасной схеме. Лобовая броня башен представляла собой 20-мм стальную пластину, борта и корма – 8 мм листы, приклёпанные к металлическим уголкам. Поворот башни осуществлялся вручную.

Вооружение

Вооружение танка Д-4 имело смешанный состав – четыре пулемёта ДТ-29, а также две 45-мм пушки Соколова. В каждой из башен находилось по спаренной установке, в которую входила одна пушка и один пулемёт, с раздельными органами управления (потому на каждую башню приходилось по два члена экипажа).

Круглые вырезы в корпусе - это места для установки стрелкового (малые) и артиллерийского вооружения. Фотография в свободном доступе
Круглые вырезы в корпусе - это места для установки стрелкового (малые) и артиллерийского вооружения. Фотография в свободном доступе

Ещё два пулемёта находились в «спарке», расположенной с левой стороны в носовой части корпуса и обслуживались командиром машины. Их планировали применять как для целеуказания, так и для реальной борьбы с живой силой противника.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки на танке Д-4 использовались сразу два автомобильных четырёхцилиндровых бензиновых двигателя Hercules мощностью в 105 лошадиных сил каждый. Оба двигателя были объединены в один силовой блок, что позволило бы использовать упрощённую трансмиссию для передачи крутящего момента на приводные колёса. Система охлаждения двигателя – жидкостная, объединённая для двух двигателей.

Трансмиссия сухого трения «сталь по феродо», включала в себя четырёхскоростную механическую коробку передач реверсивного типа. То есть, в теории танк мог двигаться как передним, так и задним ходом со скоростью до 35 км/ч. Управление передачами осуществлялось при помощи гидравлических усилителей.

Вторая жизнь танка Д-4 даруется ему моделистами. Фотография в свободном доступе.
Вторая жизнь танка Д-4 даруется ему моделистами. Фотография в свободном доступе.

Пожалуй, самой интересной частью танка Д-4 была ходовая часть. Её задумывали изначально как колёсно-гусеничную, с возможностью передвижения как на колёсах, так и на гусеницах. Колёсный ход состоял из четырёх подрессоренных колёс с управляемой передней парой, опускаемых при необходимости при помощи специального механизма. Специальный механизм представлял собой два гидравлических домкрата с широкой «лапой» для подъёма машины – при их выпускании, с помощью гидравлических рычагов, гусеничный привод втягивался в корпус, а колёсный, оставаясь на месте, принимал на себя роль ведущего механизма.

Применительно к гусеничному приводу, ходовая часть состояла из трёх сдвоенных опорно-поддерживающих катков, ведущего заднего колеса и ленивца, расположенного в передней части машины. Опорные катки, вместе с рессорами крепились на подвижной коробке, в которую входили также и рессоры, обеспечивающие мягкий ход машине. Гусеничный движитель собран по французской схеме, с наружной штампованной частью и внутренней литой. Таких траков на каждую гусеницу приходилось около 160-180 мелких траков шириной в 420 мм.

Под днищем конструктор намеревался установить ещё и железнодорожные колёса, чтобы танк можно было использовать и в качестве бронедрезины – однако реализовать эту идею у него не получилось. Вернее, смонтировать успел, а вот собрать устройство, которое заставило бы танк двигаться по шоссе – нет. И в окончании всего, Дыренков хотел оснастить свой танк устройством надводного и подводного хода, но к моменту завершения всех работ по созданию его танков, оно так и не было разработано.

Заключение

Подобные проекты в сфере строительства бронетехники всегда были – дорогие, бесполезные и даже немного вредительские. Однако именно такие машины позволили сделать одно – научиться отбирать из всего многообразия предлагаемых машин самое ценное, позволяющее отобрать всё лучшее, а ненужное отмести. И поэтому танк Дыренкова занимает своё почётное место в истории российского танкостроения.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.