Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. "Вездеходъ" Пороховщикова, 1916

В 1914 году был спроектирован первый российский танк, воплощённый в металле – «Вездеходъ» Александра Пороховщикова. Проект не был пущен в серию, хоть и имел реальные боевые возможности – почему, расскажу в этой публикации. Первые намётки на проект самоходной боевой машины появился в виде эскизов в 1914 году – именно тогда Александр Пороховщиков, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге обратился в ставку Верховного главнокомандования Русской Императорской Армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины, способной передвигаться по бездорожью. Никаких документов, которые могли бы объяснить устройство боевой машины, он не предоставил, соответственно, его идею никто не воспринял всерьёз. Однако в январе 1915 года, на приёме у начальника снабжения Северо-Западного фронта генерала Данилова, изобретатель смог представить подробные чертежи. Теперь уже проект Пороховщикова показался военным интересным — гусеничная легкобронированная машина пов
Оглавление

В 1914 году был спроектирован первый российский танк, воплощённый в металле – «Вездеходъ» Александра Пороховщикова. Проект не был пущен в серию, хоть и имел реальные боевые возможности – почему, расскажу в этой публикации.

"Вездеходъ" Александра Пороховщикова. Сам изобретатель слева на фото, рядом с ним - генерал-лейтенант Коваленко. Фотография в свободном доступе.
"Вездеходъ" Александра Пороховщикова. Сам изобретатель слева на фото, рядом с ним - генерал-лейтенант Коваленко. Фотография в свободном доступе.

История создания

Первые намётки на проект самоходной боевой машины появился в виде эскизов в 1914 году – именно тогда Александр Пороховщиков, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге обратился в ставку Верховного главнокомандования Русской Императорской Армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины, способной передвигаться по бездорожью. Никаких документов, которые могли бы объяснить устройство боевой машины, он не предоставил, соответственно, его идею никто не воспринял всерьёз. Однако в январе 1915 года, на приёме у начальника снабжения Северо-Западного фронта генерала Данилова, изобретатель смог представить подробные чертежи.

Теперь уже проект Пороховщикова показался военным интересным — гусеничная легкобронированная машина повышенной проходимости, оснащённая пулемётом была сочтена как «перспективная боевая единица». На эти цели 13 января 1915 года изобретателю выдали 9 660 рублей и 72 копейки (согласно приложенной к чертежам смете), выделили помещение для сборки машины и полсотни человек для её сборки. 1 февраля 1915 года начались работы по сборке первой российской гусеничной боевой машины. Работали споро — уже 18 мая того же года машина была испытана самим Пороховщиковым на ровной дороге - «Вездеходъ» разогнался до умопомрачительных для гусеничных машин того времени 25 километров в час. Во время пробега ожидаемо возникли некоторые проблемы, которые были отмечены самим изобретателем и устранены в течении нескольких дней после обнаружения.

Устройство боевой машины Пороховщикова. Пунктиром показана башня, которая так и не была достроена. Изображение в свободном доступе.
Устройство боевой машины Пороховщикова. Пунктиром показана башня, которая так и не была достроена. Изображение в свободном доступе.

Тем не менее, все проблемы выявить и устранить не удалось — уже во время первых официальных «смотрин» боевой машины, прошедших 20 июля 1915 года, появились серьёзные проблемы. Во-первых, машина сильно не дотягивала до расчётных характеристик, во-вторых, вскрылись более серьёзные проблемы — например, механизм поворота оказался настолько «сырым», что гусеницу при поворотах часто срывало. Да и сам механизм поворота оказался не ахти — несколько раз Пороховщикову (что выступал в роли испытателя лично) приходилось доворачивать своё изобретение палкой, как плот на воде.

Примерно тогда же изобретатель доработал свою машину, оснастив её в дополнение к гусеничному, ещё и колёсным приводом. Причём схема была довольно остроумной — при необходимости «Вездеходъ» мог двигаться на заднем барабане гусеницы и опускаемых передних колёсах. А встретив на пути препятствие, машина ложилась на гусеницу и переползала через него. После этого он мог вновь «встать на колёса» и продолжать движение по ровному грунту. Разумеется, по бездорожью (в особенности по рыхлым грунтам) он на колёсах передвигаться не мог — вяз по самое… ну вам по пояс будет! ©

В конце весны того же 1915 года Пороховщиков переработал корпус своего изобретения — некий прообраз композитной брони. Её секрет крылся в «комбинации из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок», а в качестве прокладок использовался слой спрессованной высушенной морской травы. «Упругие» и «жёсткие» слои металла представляли собой листы котельного железа, закалённых разными методами. Такая броня была относительно дешёвой и демонстрировала достаточную прочность для противостояния попаданиям из пулемётов и малокалиберных пушек (во втором я всё-таки сомневаюсь, но ни опровергнуть слова изобретателя, ни подтвердить их я не могу — данные об обстрелах корпуса или хотя бы отдельных листов такой брони нигде не публиковались). Дальнейшие испытания и доводка прототипа продолжалась до конца года.

Испытания "Вездехода" на бездорожье. Фотография в свободном доступе.
Испытания "Вездехода" на бездорожье. Фотография в свободном доступе.

В первом квартале 1916 года (точнее даты не скажу, но известно, что ещё лежал густой снег) начались испытания полностью завершённого, по словам изобретателя, прототипа. И 29 декабря 1916 года наступил «момент Х» - прототип начали испытывать под Петроградом. Тогда же он показал совершенно невозможные для гусеничной техники тех лет 42 километра в час по ровному грунту. Этим он, по некоторым данным, вызвал интерес даже у августейших особ. Однако на следующий день было принято решение остановить финансирование работ — к тому моменту на создание и доводку машины было истрачено вдвое больше указанной в смете суммы, а на требования ГВТУ изобретатель отвечал, что истратил на машину около десяти тысяч собственных денег. Когда его всё же заставили показать ведомости, куда вносились все траты, сумма действительно составляла 10 118 рублей и 85 копеек, куда Пороховщиков внёс и «покупку двух пистолетов, папахи, чаевых для курьеров, траты на возниц и прочие не относящиеся к проекту траты».

Тогда военное ведомство в приказном порядке потребовало вернуть в казну затраченную сумму, а саму машину отправить в распоряжение ГВТУ (видимо, доработать проект всё-таки собирались). И тут изобретатель проявил изворотливость — он начал туманно объяснять что ведёт работы по более совершенной машине, с полноценным экипажем и улучшенными боевыми характеристиками. На что в военном ведомстве усмехнулись — ещё с этим прототипом не всё ясно, он уже за следующий берётся. Однако свой прототип «Вездеходъ №2» он 17 января 1917 года в ГВТУ представил. Новый проект особого интереса и одобрения не получил, а дальнейшие политические катаклизмы в стране и вовсе поставили крест на дальнейших работах изобретателя. Кто-то из исследователей связывает это с возможным «остыванием» изобретателя к своему детищу, а лично я вижу ситуацию следующим образом — молодому советскому государству было не до трат на вооружение, тем более незнакомое и не совсем доведённое до ума. Хотя никто и не запрещал проводить работы в частном порядке, без государственной «подпитки» Пороховщиков работать над своим детищем не стал.

Описание конструкции

Несмотря на свою очевидную «сырость», Александр Александрович Пороховщиков разработал и создал действительно перспективную машину, опережающую своё время. Однако именно эта «сырость», по моему мнению и сыграла решающую роль.

Бронированный корпус и башня

Корпус вездехода был создан по каркасной схеме — металлический каркас был жёстко прикреплён к раме, а уже на него при помощи клёпки и сварки крепились панели корпуса. Сам корпус представлял собой коробку сложной формы, в профиль напоминающую нос лодки. Панели корпуса, как уже сказано выше, представляли собой нечто среднее между композитной и разнесённой бронёй (такое в танковой промышленности массово начали применять лишь через 30-40 лет после Пороховщикова).

Принципиальная схема вездехода Пороховщикова. Изображение в свободном доступе.
Принципиальная схема вездехода Пороховщикова. Изображение в свободном доступе.

Корпус «Вездехода» был достаточно тесным даже для одного человека — по длине он был всего 3,5 метра, в ширину — 2, а в высоту — 1,5 метра. Носовая часть была пустой — в ней располагались лишь барабаны, на которых перематывалась гусеница, сразу за ней располагалось место единственного члена экипажа (пулемётная башня устанавливалась над ним), а в корме машины располагалось моторно-трансмиссионное отделение. Точных данных о бронировании финального образца у меня нет, но учитывая массу представленного в Петрограде образца (который считается финальным) в три с половиной тонны, толщины более 1-1,5 сантиметров по кругу на машине не было.

Башня представляла собой небольшой цилиндр, в котором располагались (по плану самого Пороховщикова) пулемёт Максим образца 1910 года, прибор наблюдения (скорее всего, перископический) и прицельные приспособления. Глядя на примерные схемы, можно сказать, что пулемёт имел бы боекомплект в две или три тысячи патронов, заряжённых в брезентовые ленты и уложенных в металлические короба. Короба, скорее всего, предлагалось раскладывать справа и слева от водителя, позади него размещался топливный бак.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки на «Вездеходъ» устанавливался двухтактный бензиновый двигатель карбюраторного типа мощностью в 10 лошадиных сил с жидкостным охлаждением. Через карданный вал он передавал крутящий момент на трансмиссию и уже от неё на коробку передач, соединённую с приводными задними барабанами.

На изображении видна единая гусеница. Изображение в свободном доступе.
На изображении видна единая гусеница. Изображение в свободном доступе.

Оригинально была собрана ходовая часть — это была одна сплошная лента шириной в 120-150 сантиметров, установленная по центру машины. При гусеничном двидижителе таких габаритов планировалось удельное давление, равное 0,05 килограммам на квадратный сантиметр грунта — фантастические значения и по сей день. Так как этот привод позволял бы ехать только по прямой, изобретатель оснастил свой прототип ещё и двумя колёсами, которые выдвигались при движении по твёрдому грунту и обеспечивали поворот машины.

Однако этот привод делал машину неуправляемой на рыхлом грунте и бездорожье — любая попытка постановки машины на колёсный ход привела бы к поломке колёсных стоек и как следствие, к полной неуправляемости машины на любых грунтах.

Конечно, лучше бы оснастить машину двумя независимыми друг от друга гусеницами, которые обеспечили бы куда лучшие показатели подвижности и проходимости, но давайте не будем забывать — на дворе 1915-1916 годы, когда ещё мало кто понимал, как должен выглядеть танк, и что он собой представляет. Поэтому простим Александру Александровичу его недоработки, ведь в дальнейшем он хорошо себя покажет в качестве авиаконструктора.

Заключение

Прототип боевой машины Александра Пороховщикова был действительно инновационной для своего времени техникой — многие решения, которые он применил на своём «Вездеходе», нашли своё применение в массовом танкостроении лишь спустя несколько десятилетий. Ну что тут сказать? Относительно массового применения подобных материалов в начале ХХ века, скорее всего было бы неоправданно дорого, а может и вовсе невозможно.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!