В истории нашей страны имеются примеры, когда целые города по тем или иным причинам исчезали с лица Земли. Обычно это происходило по естественным причинам (например, в связи с уменьшением населения), но при этом прежние названия на географических картах всё же сохранялись, поскольку населённый пункт всего лишь менял свой административно-территориальный статус. Но есть города, исчезновение которых связано с иными обстоятельствами, в основе которых - дело рук человеческих...
Моя жизнь неразрывно связано с деревней Колодкино (что в Конаковском районе Тверской области), являющейся родиной моих далёких предков. Правда, тогда административно-территориальное деление Тверской губернии было отличным от нынешнего, и они с гордостью говорили про себя: «Мы -корчевские!».
Как же так случилось, что целый город с сотнями жилых домов был попросту разрушен и стал частью подводного пейзажа, навсегда упокоившись на дне Иваньковского водохранилища?
Точное время возникновения Корчевы неизвестно, но в писцовых книгах Московского государства 1540-ых годов имеется упоминание о селе Карачево. По сведениям тверских писцовых книг 1627- 1628 годов оно входило в вотчину Тверского архиепископа, а после 1764 года стало принадлежать ведомству Коллегии экономии.
Быть бы ему и далее обычным селом, если бы не прогулка по Волге Екатерины Второй.
По одной из легенд, якобы императрица вышла на берег в окрестных местах, чтобы поохотится. Обилие дичи и живописные места настолько ей приглянулись, что за обедом (из той самой дичи) родилось спонтанное решение: «Желаю увековечить сие дикое место, давшее нам чудесный приют! Отныне быть здесь новому городу, лес корчевать!». А случайно пробегавший во время царского пиршества заяц оказался на гербе будущего уездного города. Одновременно в 1781 году в состав Корчевского уезда вошли отдалённые части Тверского, Кашинского и Калязинского уездов.
Посетивший в 1856 году Корчеву великий русский драматург А.Н. Островский отметил светлые стороны в жизни уезда, который давал искусных мастеров- строителей крупных волжских барок, славился своими лоцманами и коневодами (конная тяга применялась для транспортировки судов).
По сведениям на 1863 год в городе было 410 дворов и 3317 жителей. А ещё три каменные церкви, сорок одна лавка, три гостиницы, два трактира, четыре постоялых двора, два училища, больница, 6 заводов (паточный, пивоваренный, два пряничных и два кирпичных) и даже собственная городская тюрьма. Во второй половине XIX века в Корчеве открылись пожарное общество, типография, общественная библиотека, а также было учреждено первое пассажирское общество «Самолёт», осуществлявшее рейсы по Волге от Твери до Рыбинска. С городской пристани тогда ежегодно отправлялись до 170 пароходов с грузами. Однако, по торговому обороту Корчева заметно уступала другим городам губернии.
Не сказать, чтобы этот провинциальный городок и далее рос на глазах. Население даже в лучшие свои времена не превышало 3,5 тысячи человек. Более того, в отдельные исторические периоды заметно сокращалось: так, по переписи 1897 года в Корчеве оно уменьшилось до 2182 человек, в 1913 году составляло 2518 человек, в 1923 году - 2353 жителя.
В отличие от Екатерины, не все с восхищением отзывались о природном облике этих мест. Посетившему в сентябре 1860 года тверскому вице-губернатору (а по совместительству писателю) Салтыкову-Щедрину сам город явно не приглянулся: улицы в основном немощёные, торговые площади бедны, тротуары ветхие и грязные. И вывод по итогам инспектирования оказался неутешительным: Корчева не представляет никакого интереса для промышленников и предпринимателей.
А будучи признанным мастером иронии и сатиры, не преминул «ославить» уездный город вот таким хлёстким высказыванием:
«Такая уж здесь сторона. Кружева не плетут, ковров не ткут, поярков не валяют, сапогов не тачают, кож не дубят, мыло не варят. В Корчеве только слёзы льют да зубами щёлкают»
На самом же деле Корчева тех лет (если судить по архивным материалам и воспоминаниям его жителей) представлял собой довольно-таки симпатичный городок, явно не заслуживавший подобных нелестных слов. Так что, тут Михаил Евграфович явно переборщил!
Но корчевские - народ трудолюбивый и упёртый! Спустя всего полвека ситуация изменилась полностью. В Корчеве уже имеется шесть улиц (Набережная, Дворянская, Бутырская, Воскресенская, Большая и Косая), две аптеки, земская больница, мужская и женская гимназия, школы, торговые ряды и целых четыре церкви - Преображенская, Собор Воскресения, Казанская (на кладбище) и Острожная (при тюрьме).
Преимущественно деревянный город сохранил к началу двадцатого века квадратную застройку: его улицы и переулки располагались перпендикулярно друг другу. Из наиболее красивых образцов зодчества, безусловно, выделялись женская гимназия, дом купца Синебрюхова (известный на Руси пивоваренный бренд) и дом Рождественских.
История дореволюционной Корчевы заканчивается в декабре 1917 года, когда здесь была провозглашена советская власть. После того, как в 1918 году из части Корчевского уезда выделился вновь образованный Кимрский уезд, а в 1922 году и весь Корчевской уезд полностью вошёл в состав Кимрского уезда, Корчева превратилась в центр волости. Население городка неуклонно уменьшалось и в 1926 году составляло всего лишь около 2 тысяч жителей. В 1927 году был образован Конаковский район, в который вошла большая часть бывшего Корчевского уезда, в том числе и город Корчева.
В первые годы советской власти город продолжал развиваться: получает широкую известность местная больница (во-многом благодаря земскому врачу Русину), в школах Корчевы обучаются детишки со всей округи, открыт педагогический техникум с общежитиями, чуть позже появляются свой оркестр и большая библиотека...
М.И.Русин (1850-1929) - врач, уроженец Корчевы, автор работ на медицинскую тематику, создатель ряда препаратов и лекарств. С 1873 по 1925 год руководил корчевской больницей, обеспечивая медицинской помощью город и весь уезд.
В общем, люди жили и не тужили. Так продолжалось до тех пор, пока на июньском пленуме ВКП(б) в июне 1931 года не было принято решение о строительстве канала «Москва-Волга». Из трёх вариантов канала - от города Старицы, от реки Шоши и вдоль реки Яхромы - выбор пал на третий. Вот тут-то корчевской люд серьёзно обеспокоился, поскольку для реализации проекта требовалось повысить уровень воды (а для этого построить плотину на Волге близ нынешнего города Дубны). Таким образом, город Корчева и более сотни окрестных сёл и деревень попадали в зону будущего грандиозного затопления.
О том, что город будут ликвидировать, корчевитяне узнали в 1934 году. Поначалу они не верили в это и не хотели переселяться. Лишь когда начали вырубать сады и леса, горожане начали спешно уезжать в соседний посёлок Конаково, в Кимры и другие места. Те, кто оказался порасторопнее, договорились о переезде вместе со своими деревянными домами - десятки жилищ были перевезены за 15 км. Зрелище было невероятно потрясающим! Для этого были привлечены «канальцы» - заключённые, строившие канал Москва-Волга.
В «день икс» оставшиеся каменные дома и старинные церкви были попросту взорваны. После долгих расчётов инженеры-проектировщики решили, что город уйдёт под воду полностью, но, как оказалось, просчитались: под водной толщей оказалась лишь часть корчевской земли - два кладбища, несколько церквей и другие части города.
В марте 1937 года Постановлением Президиума ВЦИК город Корчева был официально ликвидирован.
Территория бывшего города стала полуостровом, и сегодня сюда можно добраться лишь водным путём либо основательно заросшей дорогой из Конаково. На незатопленной территории сохранилось кладбище с остатками фундамента одной из церквей и единственное уцелевшее каменное здание - тот самый дом купцов Рождественских.
В настоящее время дом принадлежит частным лицам. До недавнего времени в нём располагался Дом рыбака, где можно было остановиться на постой, но недавно его закрыли и выставили на продажу.
Корчева явила миру многих знаменитых людей, ставших ее подлинной гордостью. В их числе, например, советский физик профессор МГУ лауреат двух Сталинских премий В.Л.Лёвшин (известный разработкой люминесцентных ламп и приборов ночного видения); русский изобретатель в области телефонии П.М.Голубицкий (сконструировал многополюсный и поездной телефоны для железных дорог, коммутатор для попарного соединения нескольких телефонных линий); русский востоковед и дипломат В.Ф.Минорский (один из виднейших курдологов своего времени).
Вместо эпилога. По фотографиям и открыткам (беспристрастным памятникам старины) и воспоминаниям бывших горожан, можно убедиться, что маленький провинциальный тверской городок Корчева был чистым, уютным и красивым. И доживи он до наших дней - быть бы ему непременно привлекательным местом для отдыха!
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!