Найти в Дзене
Православный чтец.

Грешники видят себя праведниками, а праведники видят себя грешниками, – почему? "Духовный парадокс".

Оглавление

«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися...» ( «Душа моя, душа моя, пробудись, что ты спишь? Конец приближается, и ты будешь в смятении».)

ДУХОВНЫЙ ПАРАДОКС

В этом покаянном каноне, который считается одним из самых важных в христианской традиции, есть строки, которые можно назвать центральными. Эти строки написал святой Андрей Критский, автор канона, один из великих святых. Он обращается к своей душе: «Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?» Если такой праведник укорял свою душу за то, что она духовно спит, то что же тогда говорить о нас?

Святые отцы часто говорили, что в духовной жизни есть то, что можно назвать парадоксом. Это когда противоречивое утверждение, имеет глубокий смысл.

Этот «духовный парадокс» заключается в том, что люди, совершающие грехи, считают себя праведниками, а те, кто стремится к святости, видят себя грешниками.

ПОЧЕМУ ГРЕШНИК ВИДИТ СЕБЯ ПРАВЕДНИКОМ?

Дело в том, что он не осознаёт своей истинной природы, в то время как праведник направляет все свои силы на самопознание.

О необходимости понимания себя задумывались и лучшие представители языческих культур. Ещё в дохристианские времена было распространено изречение «познай самого себя», которое приписывали то Сократу, то другим языческим мудрецам.

В христианстве эта идея получила своё развитие. Недаром в Великий пост мы молимся: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь». Если бы мы могли видеть свои грехи, то не было бы нужды в таких молитвах.

В одном из житий святых ранее уже упоминался случай, когда подвижник молил Бога показать ему, насколько глубоко грех проник в человеческую природу и как он её изуродовал. Когда Бог исполнил просьбу подвижника, тот был потрясён тем, насколько грехом отравлена и искажена человеческая природа. В ужасе подвижник стал молиться, чтобы Бог скорее скрыл от него это ужасное зрелище.

Вот насколько грехом отравлен человек.

коллаж автора
коллаж автора

ВЗГЛЯД В СОБСТВЕННУЮ ДУШУ

И чем больше человек погружается в себя, чем больше он изучает свой внутренний мир, тем яснее и больнее он ощущает внутреннее повреждение от греха.

Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие святые в своих молитвах перед Святым Причастием называли себя грешниками из грешников, недостойными взглянуть на небесную высь. В этих словах не было никакого преувеличения или позёрства. Они действительно видели себя такими, какими говорили.

Не случайно преподобный Серафим Саровский, великий подвижник и святой нашей земли, который, по свидетельствам очевидцев, сиял подобно солнцу и, в молитве своей, поднимался над землёй, называл себя «убогим Серафимом». Ибо он, как истинный праведник, осознавал свою греховность.
Подобно тому, как в тёмной комнате невозможно увидеть грязь на грязной тряпке, так и грешник, не осознающий своей греховности, не видит своих грехов. Но стоит только проникнуть свету в его душу, как они становятся явными. И чем ярче свет, тем отчётливее видны грехи.

Поэтому, чем ближе человек к Богу, тем яснее он видит свою греховность. И когда человек действительно приближается к Богу, его совесть очищается, и голос её звучит подобно колоколу, упрекая его за любое отступление от Бога и неверность Ему.

Что же касается грешника, то он не знает ни себя, ни своей души. Даже когда он идёт на исповедь, ему кажется, что он не такой уж плохой. Когда он слышит о тяжких грешниках, он, подобно многим, думает: «Ну, я всё-таки не такой! Я не считаю себя праведником, я не святой, но всё же я не так уж плох; есть, наверное, и хуже меня».

НЕ ДОПУСКАЙТЕ САМООПРАВДАНИЯ

Но ни один истинно праведный человек не допускает даже малейшего самооправдания. Он помнит только свои грехи, а не чужие, и всегда сокрушается о них, видя себя безответным перед Богом.

Мы вступили в период размышлений о своих грехах и молитв. Давайте же попросим Господа, чтобы он даровал нам возможность видеть свои ошибки, а не чужие.

Чужие недостатки и промахи всегда бросаются нам в глаза, а свои мы часто не замечаем или находим оправдание. Давайте же искренне молиться, чтобы Господь помог нам увидеть наши грехи. Без этого невозможно истинное покаяние. Аминь.

Не зря в великом покаянном каноне центральное место занимает кондак, который начинается словами: «Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты будешь в смятении».

Святой архиепископ Андрей Критский, известный своей мудростью и благочестивой жизнью, был одним из тех, кого Церковь называет «земным ангелом и небесным человеком». Он говорил себе: «Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?»

Действительно, душа наша спит.

коллаж автора
коллаж автора

Особенно в наше время, когда мир охвачен скорбями и тяжёлыми переживаниями, человечество духовно спит!

Когда вы слышите слова этого покаянного канона, созданного преподобным Андреем, задумайтесь: а что нужно делать нам?

Если бы человек жил по заповедям Божьим, его жизнь была бы наполнена совсем другим смыслом. Именно поэтому Церковь предлагает нам эти глубокие и проникновенные молитвы в период Великого поста, чтобы мы могли заглянуть в свою душу и увидеть, что там происходит.

Но душа наша спит... В этом и наше горе, и наша беда!

Помните, как в замечательной молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим: «Господи, Царю, даруй мне увидеть мои грехи!»

Но я их не вижу, моя душа заснула и не замечает их. Как же я могу покаяться в них?

Поэтому в эти дни нам нужно сосредоточиться на себе, оценивая свою жизнь и её содержание с помощью строгих евангельских принципов. Если христианин будет так подходить к своему подвигу и труду покаяния и молитвы, то с помощью Божьей он сможет посеять семя духовное, в своём сердце и душе. Тогда время покаяния не пройдёт зря, а принесёт плоды, которых ждёт от нас Господь, и к которым призывает Церковь.

коллаж автора
коллаж автора

Молитва о зрении грехов своих

"..Господи! Дай нам видеть согрешения наши, дабы ум наш, весь вниманием к собственным нашим грехам привлечённый, прегрешения ближних видеть перестал и, таким образом, всех ближних увидел благими. Дай сердцу нашему отринуть гибельное беспокойство о немощах ближнего, все же заботы свои соединить в одно попечение о приобретении чистоты и святости, Тобою нам заповеданной и приготовленной. Подай нам, осквернившим ризы душевные, снова те убелить: ибо они, будучи уже омыты водами Крещения, теперь же, после осквернения, нуждаются в омовении слезами. Помоги нам увидеть, в свете благодати Твоей, многообразные живущие в нас недуги, истребляющие в сердце духовные движения и вводящие в него движения крови и плоти, враждебные Царству Божию. Подай нам великий дар покаяния, великим даром ви́дения своих грехов предваряемый и порождаемый. Сохрани нас этими великими дарами на пути нашем к Тебе и позволь нам достичь Тебя, призывающего осознающих себя грешниками и отвергающего считающих себя праведниками, да прославим вечно в блаженстве вечном Тебя, Одного Истинного Бога, пленных Искупителя, погибших Спасителя.. Аминь"

Молитва преп. Ефрема Сирина.

Послушайте покаянный канон "Душе Моя, Душе Моя, Воссстани..." в исполнении Волоколамского хора Московского патриархата:

Давайте вознесём хвалу Богу за всё.

Друзья, если было полезно и понравилось, оцените пожалуйста, поставьте лайк. Будьте добры.

На моём канале вы можете послушать церковные песнопения, заходите по ссылке: https://dzen.ru/suite/30a2a13f-615a-4569-815b-47dd1a1529a1

Оставляйте комментарии и пишите, что вас интересует..

Все статьи канала здесь - Православный чтец.

Жмите на канал, и подписывайтесь, что бы не пропустить новые статьи.