Согласно православному вероучению, духовная прелесть — это «обманчивая святость», сопровождающаяся тонкой формой самообольщения, самообманом, мечтательностью и гордыней.
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, прелесть — это: «повреждение естества человеческого ложью» или «усвоение человеком лжи, принятой им за истину».
Состояние духовной прелести характеризуется ощущением, что человек достиг высоких духовных высот, вплоть до личной святости. В этом состоянии человек может быть уверен, что общается с ангелами или святыми, видит видения или даже способен творить чудеса. Однако это не так, и человек всё глубже погружается в самообман и самообольщение.
Цель христианина — Царствие Божие. Заповеди Евангелия служат ориентирами на пути к этой цели, не позволяя сбиться с верного маршрута. Искушения, соблазны и прелесть — это те самые препятствия, с которыми христианин сталкивается на этом пути.
Прелесть, как следует из славянского корня «лесть», означает обман.
Прелесть может стать ловушкой, подпитывающей наше эго. Это иллюзия, от которой сложно избавиться, особенно если вы привыкли к её результатам.
Мы ищем признания в собственных глазах, полагая, что обладаем Божественной благодатью. Однако на самом деле мы заблуждаемся в своей силе. Мы становимся рабами собственных взглядов и мнений, и наша лесть себе превращается в замкнутый круг, который сжигает нас изнутри, подобно медленному огню.
Прелесть, исходящая от злых духов, может омрачить силу человеческой души. Как говорится в Библии:
«И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:13).
ЧТО ТАКОЕ БЕСОВСКАЯ ПРЕЛЕСТЬ
В широком смысле под «прелестью» можно понимать состояние, когда человек творит грехи и движется к погибели, но при этом убеждён, что всё в порядке.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал:
«Тот, кто неверен учению Христову и следует своей воле и разуму, подчиняется врагу и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести. Он теряет остаток своей свободы и становится полностью подчинённым диаволу».
Состояние людей, находящихся в бесовской прелести, может быть очень разным, в зависимости от страсти, которой они порабощены, и от степени этой зависимости. Но все, кто впал в бесовскую прелесть, то есть через развитие самообольщения вступил в общение с диаволом и оказался в его власти, находятся в состоянии прелести, становятся храмами и орудиями бесов и обрекают себя на вечную смерть в темницах ада».
Если бы человек жил безгрешной и праведной жизнью, все его душевные силы работали бы слаженно и гармонично, в соответствии с естеством. Именно в этом и заключается цельность человеческой личности. Но, к сожалению, это не всегда так.
РАЗНАЯ ПРЕЛЕСТЬ
Слово «прелесть» обычно используется в положительном контексте, чтобы подчеркнуть красоту и совершенство чего-либо. Накануне своей свадьбы Пушкин восторженно писал о знаменитой «Сикстинской Мадонне» Рафаэля, находя в изображении Богоматери черты сходства со своей избранницей Натальей Гончаровой.
На первый взгляд, всё очевидно: прелесть — это высшая степень изящества, то, что радует глаз и согревает сердце. Однако не спешите с выводами. Слово «прелесть» имеет старославянское происхождение, а его корневая основа «-лесть» заимствована из древнегерманского языка, где слово «lists» означало «козни» или «хитрости».
Кажется странным, что слово, связанное с красотой и совершенством, может также означать коварство и обман. Но во времена Пушкина «прелестный» также означало «соблазнительный» или «прельщающий». А ещё столетием раньше «прелестными» называли прокламации бунтовщиков склоняющие к измене.
Будучи человекоубийцей, диавол и его слуги — демоны — наносят вред человеку через различные искушения. С тех пор как Господь сокрушил ад и заключил сатану в темницу, тот утратил возможность порабощать человека так, как это было во времена Ветхого Завета. Однако он не оставил попыток завладеть душами людей, используя всевозможные уловки.
В православной традиции «прелестью» называют усвоение человеком лжи, которую он принимает за истину. В узком смысле это относится к аскетическим упражнениям, когда во время молитвы человек ощущает необычные состояния в теле (тепло в груди, сладость во рту) и принимает их за действие благодати. Сами по себе эти ощущения вполне естественны — они связаны с движением крови в различных частях тела, но обычно мы не замечаем их, потому что не концентрируем на них внимание. Однако иногда человек начинает придавать этим физиологическим явлениям духовный смысл. Например, вкус сахара во рту он может воспринимать как божественную сладость произносимых им молитвословий, а тепло в груди — как признак особого «теплого» молитвенного состояния, что считается признаком духовного роста.
Последствия такого «духовного возвышения» могут быть весьма печальными. На определенном этапе в этот процесс самообмана вступает еще один участник — тот, кто предложил Иисусу броситься вниз с тридцатиметровой высоты крыши Иерусалимского храма.
НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ СЕБЯ
Евангелие рассказывает, что диавол повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему:
"Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею" (Лк 4:9–11).
Прелесть — это состояние, в котором человек сначала обманывает себя мыслями о своей духовной исключительности. Тем самым он открывает дверь для врага человеческого рода, и дьявол начинает прельщать его.
КАК ПРЕОДАЛЕТЬ СОСТОЯНИЕ ПРЕЛЕСТИ
Человеку одному трудно противостоять дьяволу и падшим ангелам. Для этого ему нужна помощь свыше.
Бог наделил Церковь всеми необходимыми средствами для борьбы с силами зла. Ключ к успеху в этой невидимой битве — это полноценная христианская жизнь. Пост и молитва, о которых говорил Иисус Христос в Евангелии от Матфея (17:21), являются лишь частью этого процесса.
Прелесть возникает, когда человек уклоняется от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни в сторону мечтательной. Он стремится к благодатным ощущениям, склонен верить в чудеса (сновидения, видения, знамения), молитвенно восторгается и представляет образы. В таком состоянии человек неосознанно рассчитывает на свои силы, вместо того чтобы полагаться на благодать Божью, которая проявляется только в смирении.
Святитель Игнатий Брянчанинов определял прелесть следующим образом: «Прелесть — это повреждение естества человеческого ложью. Прелесть — это состояние всех людей без исключения, вызванное падением наших праотцов. Мы все находимся в этом состоянии. Осознание этого факта является лучшим способом избежать прелести. Величайшая же прелесть — это считать себя свободным от неё».
В борьбе с духовной прелестью, как и в любом сложном деле, Бог всегда готов помочь человеку Своей благодатью. Поэтому, как считает святитель Феофан Затворник, не стоит преувеличивать значение духовной гордости:
«Прелесть не стоит бояться. Она происходит с теми, кто возгордился и начал думать, что, как только в сердце зародилась теплота, это уже и есть конец совершенства. Но это лишь начало, и, возможно, не самое прочное. Ведь и теплота, и умиротворение сердца могут быть естественными — плодом сосредоточения внимания. А чтобы достичь благодати, нужно трудиться и ждать».
Причины ПРЕЛЕСТИ — это тщеславие и легкомыслие. Зависть бесов вызывает преуспеяние, а наказательное попущение — греховная жизнь.
"Прелесть, вызванная завистью бесов и гордостью, обычно быстро проходит, особенно после смирения. Но наказательная прелесть, когда человека предают сатане за грех, часто остается с ним даже до смерти. Бывает, что и неповинные люди, ради спасения, могут быть преданы на мучения бесов. И надо знать, что дух гордости иногда дает предсказания даже через тех, кто находится в прелести».
Крайней степенью прелестного мнения является ересь.
Правильное духовное состояние, противоположное прелести, называется трезвением.
Протоиерей Валентин Мордасов пишет:
«Чтобы избежать духовной прелести, нужно всегда помнить, что только искреннее покаяние, смирение, соединенное со страхом Божиим, способны создать в нас здоровое, духовное настроение. Также нам необходимо постоянное общение с духовным наставником, который поможет нам в нашем духовном развитии».
Христиане всегда использовали одно и то же оружие против всех видов греха — молитвенное обращение к Богу за помощью. Даже когда кажется, что уже нет сил противостоять искушению и соблазну, всегда можно сказать в глубине души: «Господи! Ты видишь, как я слаб, но я не хочу грешить. Прошу Тебя — помоги!» И помощь обязательно придет.
Однако для этого нужно действительно не хотеть грешить. И здесь уже решение остается за нами. Даже Бог не может помочь человеку, если он сам не хочет этой помощи.
Друзья, если было полезно и понравилось, оцените пожалуйста, поставьте пальчик в вверх, это помогает каналу развиваться.
Оставляйте комментарии.
Все статьи канала здесь - Православный чтец.
Жмите на канал, и подписывайтесь, что бы не пропустить новые статьи.
Благодарю.