Найти в Дзене

История искусства: Скульптура Донателло. Новатор в скульптуре

Оглавление

На протяжении всего ХV века большое число заказов создает обстановку соперничества и конкурентоспособности, благоприятствующей творчеству и новаторству. В области скульптуры высшего признания добивается Донателло. Как свидетельствует об этом его эпитафия: «То, что было сделано когда-то опытной рукой многих для скульптуры, Донателло в наши дни сделал сам».

Донателло, портрет XVI века
Донателло, портрет XVI века

Культ античного искусства

Флорентийские скульпторы постепенно приходят к убеждению, что совершенства пластики можно достичь лишь имитируя древних. Эта новая концепция произвела коренной переворот в искусстве. С возвращением к бронзе, исключительному материалу согласно концепции Плиния, эта революция носит скорее технический характер (Гиберти, «Святой Матфей»).

Лоренцо Гиберти, Святой Матфей, 1419-1420
Лоренцо Гиберти, Святой Матфей, 1419-1420

Но она также иконографическая. Человек становится центром внимания художников: бюсты (Антонио Росселино, Джованни Келлини), медали, конные статуи, погребальные памятники (Лука делла Роббиа, усыпальница епископа Беноццо Федериги) особенно занимают скульпторов и позволяют прославлять человеческие добродетели. Художники находятся под магией пластики. Их манера - менее стилизованная, более нормативная - стремится воспроизвести реальность естественного мира. Таким образом, внимание к анатомии человека, подчеркнутой contrapposto (отставленная нога, перенесение веса тела на одну ногу), изучение движения и перспективы становится основной целью для художников и скульпторов.

Лука делла Роббиа, Усыпальница епископа Беноццо Федериги, 1454
Лука делла Роббиа, Усыпальница епископа Беноццо Федериги, 1454

От размеров до экспрессивности

Донателло дебютирует в мастерской Гиберти по случаю завершения строительства дверей баптистерия во Флоренции. С 1410 года его новаторская и независимая манера получает признание. Друг художников и Брунеллески, он разделяет вместе с ними одну и ту же заботу: заботу о реалистичном изображении пространства и человеческого тела. В его рельефах особенно проявляется мастерство перспективы («Святой Георгий и дракон», «Пир Ирода»).

Донателло, Битва Святого Георгия с драконом, 1417
Донателло, Битва Святого Георгия с драконом, 1417
Донателло, Пир Ирода, 1427
Донателло, Пир Ирода, 1427

Влюбленный в античную культуру, Донателло совершает путешествия в Рим, конечно, в компании с Брунеллески. Очная ставка с римскими творениями - определяющий фактор для художника, который вписывает себя в потомство древних вместе со своими «Давидом», первой обнаженной фигурой из литой бронзы со времен античности, и «Гаттамелатой». Однако гениальность Донателло кроется в глубоко личном и экспрессивном характере.

Донателло, Иоанн Креститель, 1438
Донателло, Иоанн Креститель, 1438

В его первых скульптурах уже проявляется «неистовство» вдохновения. Впервые используя способы non finito, он сообщит своим будущим скульптурам трагическое и очень «экспрессионистское» звучание (Магдалина, святой Иоанн Креститель). В области живописи его творчество имело непосредственных преемников. Правда, как подчеркивает Альберти, живопись и скульптура в XV веке еще «искусство, состоящее в родстве, вскормленное одним и тем же гением».

Донателло, Кающаяся Магдалина, 1440
Донателло, Кающаяся Магдалина, 1440
Донателло, Юдифь и Олоферн, 1455-1457
Донателло, Юдифь и Олоферн, 1455-1457

Известные произведения

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ

Донателло, 1417

Донателло, Святой Георгий, 1417
Донателло, Святой Георгий, 1417

В 1339 году корпорации, управляющие церковью-halle (с тремя нефами одной высоты, разделенными столбами) Ор Сан Микеле, предоставляют своим членам возможность осуществить художественное оформление двенадцати ниш, окружающих здание. Однако корпорации Арти не торопятся с ответом на эту дорогую заявку. Лишь в XV веке они приглашают художников-новаторов: Гиберти, Нанни ди Банко и конечно же Филиппо Брунеллески и Донателло, который ваяет три статуи: святого Марка, святого Людовика Тулузского и святого Георгия.

Донателло, Святой Марк, 1411-1413
Донателло, Святой Марк, 1411-1413

Скульптор сообщает героический масштаб святому заступнику корпорации оружейников. Менее классическая, чем некоторые статуи церкви Ор Сан Микеле, статуя святого отличается глубоко реалистичным и человечным характером своего взгляда. «На лице прочитывается красота юности, пыл отваги, отчаянная энергия и дивное ощущение движения внутри камня» (Вазари).

БРОНЗОВЫЕ КАФЕДРЫ САН-ЛОРЕНЦО

Донателло, 1460-1470

Донателло, Две бронзовые кафедры из базилики Сан-Лоренцо, Флоренция, 1460-1470
Донателло, Две бронзовые кафедры из базилики Сан-Лоренцо, Флоренция, 1460-1470

Произведения Донателло последних лет свидетельствуют об эволюции его стиля. Созданные его неуемным воображением, Страсти Христовы на кафедре Сан Лоренцо полны драматизма, предвещающего приход Леонардо. А живописный рельеф, динамичность и порыв становятся вестниками Рембрандта и Тинторетто.

Донателло, Две бронзовые кафедры из базилики Сан-Лоренцо, Флоренция, 1460-1470
Донателло, Две бронзовые кафедры из базилики Сан-Лоренцо, Флоренция, 1460-1470

ГАТТАМЕЛАТА

Донателло, 1444

Донателло, Гаттамелата, 1444
Донателло, Гаттамелата, 1444

В 1443 году Донателло отправляется в Падую, чтобы изваять конную статую Эразмо ди Нарни -Гаттамелаты. Вызов, сделанный бронзе, носит, прежде всего, технический характер, так как Донателло решил отлить цельную статую. Этот вызов имеет также эстетическую направленность, поскольку художник задается целью приспособить античный эталон (конная статуя Марка Аврелия) к современным вкусам.

ДАВИД

Донателло, 1432

Донателло, Давид, 1432
Донателло, Давид, 1432

Этот Давид, выполненный для садового ансамбля дворца Медичи, считают первой обнаженной скульптурой из бронзы со времен античности. Примерно сорок лет спустя после Донателло Верроккьо предлагает Медичи новую версию Давида. Менее чувственная, более земная, чем статуя Донателло, бронзовая скульптура изображает молодого атлета, на этот раз одетого. Тонкая, отточенная верность изображения, тщательное исполнение свидетельствуют о чрезвычайной искусности в обращении с бронзой.

Верроккьо, Давид, 1475
Верроккьо, Давид, 1475