Сборник писательницы И. Грековой я брала в библиотеке главным образом ради «Хозяйки гостиницы». Но мимо других произведений, которые шли «в довесок», пройти не смогла.
Само название повести «Кафедра» говорит о том, что перед нами сюжет на «производственную» тему; в центре повествования не только взаимоотношения героев, но и профессиональная жизнь сотрудников института.
Труд и взаимодействия в рабочем коллективе – популярный лейтмотив советской прозы. Иногда они непрерывно связаны с преодолением себя во имя большой общественной цели. Иногда, как в «Кафедре», авторы делятся камерными, почти лиричными историями. Разумеется, И. Грекова, как вузовский преподаватель математики, описывает близкий ей мир.
Если в «Хозяйке гостиницы» слог узорный, как нельзя более подходящий славному, но горькому прошлому, то в «Кафедре» чувствуется нерв стремительной современности, какой она виделась в семидесятые. Узнаваемы штрихи времени: девушки-акселератки в джинсах, длинноволосые парни, кибернетика.
У книги интересная структура. Каждая из глав посвящена тому или иному сотруднику кафедры или студенту. Истории развиваются параллельно, но складываются в общую непрерывную картину. Все главы написаны от третьего лица, кроме тех, которые представляют собой личные записи и письма. Несколько в стороне отстоит сюжетная линия принципиальной преподавательницы Нины Асташовой, которая ведет рассказ от первого лица.
В жизни с коллегами проводишь больше времени, с чем домашними, но даже через много лет все ещё мало знаешь их. Так и в повести у каждого героя есть внешняя сторона, обращенная к коллективу, труду и учебе, и внутренняя – потаенные мечты, семья, прошлое. Иногда в этих двух ипостасях персонажи одни и те же. Красавица Люда Величко и на сессиях звезд с неба не хватает, и в личной жизни не слишком осторожна, из-за чего в комнате общежития появляется детская кроватка. Олег Раков, виновник сего события тоже прозрачен, хотя и умеет заговорить голову.
А иной раз в характере человека прячутся неожиданные грани. Отличницу Асю знают как активистку и умницу группы, но типичную неприметную дурнушку. Между тем в девушке скрыт огромный запас любви, который и потратить не на что, кроме как на нерадивую подругу и её ребенка. Нина Асташова – упорный педагог и правдоруб, а дома - чуть инфантильная женщина, скинувшая хозяйство на старшего сына. Новый заведующий кафедры – сухарь и педант, но нежный отец для дочки и заботливый зять для парализованной тещи. Отдельная песня – профессор Завалишин, старый заведующий и добрый дух кафедры, чье одиночество не оставляет равнодушным.
В книге хватает любопытных рассуждений о преподавании в высшей школе, в основном, споров об энтузиазме и формализме, человеколюбии и целесообразности. Что лучше: добиваться большего количества пятерок в зачетке или следовать принципу «отличный, значит отличающийся от других»?
«Процесс обучения надо сделать привольным и радостным. Как этого достичь? Не вполне ясно. Черты такого приволья иногда замечаются. Хорошая лекция - всегда праздник.»
Из вузовских преподавателей лучше всего помнишь тех, кому было интересно работать. Также и тех, кто знает студентов по именам и тех, кто старался донести материал, чтобы их поняли. А как много в институтах сотрудников, чья миссия - монотонно продиктовать кирпич неперевариваемого текста. И.Грекова увлечена тем, что пишет. Кажется, за каждой книжной коллизией стоит реальный случай из её практики. Автор призывает к индивидуальному подходу к студенту.
«По-моему, идеально было бы, чтобы студент на экзамене, пользуясь любыми пособиями, продемонстрировал свое уменье приложить данную науку к решению реальной задачи. Ведь именно этого потребует у него жизнь!
Мне возражают: на такой экзамен пойдет слишком много времени. Вероятно, в этом они правы. Но что значит "слишком много времени"? Можно ли сказать, что писатель затратил на свой роман слишком много времени? Или художник на картину?»
Ещё немного о приеме в вузы:
«Несколько слов о процедуре приема в вуз: в своем теперешнем виде она непригодна и своей функции отбора достойнейших не выполняет. Проверяется не развитие, не способности, а (в лучшем случае) степень натасканности. В результате -- фиктивный отбор, случайный прием. Попасть в вуз довольно трудно, но это последнее усилие. Будучи принятым, студент, независимо от своих качеств (одаренности, прилежания, призвания), как правило, вуз кончает.»
Затронуты темы профессиональной этики, конкуренции в научном мире, где некоторые карьеристы вовсе даже не Эйнштейны, а подлизы и паразиты на чужом труде. И всюду такой родной, заразивший все сферы жизни бюрократизм, который заслонил отчетами, планами и регламентами живую суть любой работы.
В общем, «Кафедра» достойна внимания и переизданий. Произведение заставляет вспомнить собственные студенческие годы, а также посмотреть свежим взглядом на коллег, которые окружают тебя каждый день, но которых ты так и не знаешь по-настоящему.