Найти в Дзене

Последний рейс Эль Фаро

Небо окрасилось в красные оттенки на рассвете. Моряки с давних времен знали: если восход окрашен в кровавые оттенки, жди шторма. "Если красно поутру — моряку не по нутру", — гласит древняя пословица. В тот день, 29 сентября 2015 года, предостережение природы оказалось пророческим. "Эль Фаро" — 40-летний контейнеровоз, совершавший регулярные рейсы между Джексонвиллем, Флорида, и Сан-Хуаном, Пуэрто-Рико. Его маршрут проходил через Карибский бассейн, зону, где стихия не прощает ошибок. Но капитан Майкл Дэвидсон не видел в надвигающейся буре серьезной угрозы. Они вышли в море, не зная, что этот рейс станет их последним. За сутки до выхода "Эль Фаро" из порта, Национальный центр ураганов США объявил о формировании тропического шторма Хоакин. Прогноз предсказывал, что он может усилиться и достичь статуса урагана. Карта предупреждений охватывала огромную акваторию к востоку от Багамских островов. Но Дэвидсон, опытный капитан, не изменил маршрут. Он решил, что шторм пойдет на север, в открытый
Оглавление

Небо окрасилось в красные оттенки на рассвете. Моряки с давних времен знали: если восход окрашен в кровавые оттенки, жди шторма. "Если красно поутру — моряку не по нутру", — гласит древняя пословица. В тот день, 29 сентября 2015 года, предостережение природы оказалось пророческим.

"Эль Фаро" — 40-летний контейнеровоз, совершавший регулярные рейсы между Джексонвиллем, Флорида, и Сан-Хуаном, Пуэрто-Рико. Его маршрут проходил через Карибский бассейн, зону, где стихия не прощает ошибок. Но капитан Майкл Дэвидсон не видел в надвигающейся буре серьезной угрозы.

Они вышли в море, не зная, что этот рейс станет их последним.

Дьявол в деталях: ошибка за ошибкой

За сутки до выхода "Эль Фаро" из порта, Национальный центр ураганов США объявил о формировании тропического шторма Хоакин. Прогноз предсказывал, что он может усилиться и достичь статуса урагана. Карта предупреждений охватывала огромную акваторию к востоку от Багамских островов.

Но Дэвидсон, опытный капитан, не изменил маршрут. Он решил, что шторм пойдет на север, в открытый Атлантический океан, и не создаст угрозы. Даже когда данные метеорологов начали расходиться с его ожиданиями, он не посчитал нужным скорректировать курс.

Контейнеровоз Эль Фаро
Контейнеровоз Эль Фаро

В 9:30 вечера 29 сентября "Эль Фаро" покинул Джексонвиль. Команда была насторожена, но полностью доверяла своему капитану. Они не знали, что следуют прямо в пасть урагана третьей категории.

Мы будем в порядке

На борту "Эль Фаро" использовалась метеосистема BVS, которая обновлялась раз в шесть часов и показывала прогноз визуально, облегчая анализ ситуации. Дэвидсон доверял именно этим данным, поскольку система использовала спутниковые сводки и учитывала погодные модели, однако её редкие обновления могли не отражать динамику урагана в реальном времени. На основании данных с неё Дэвидсон изменил курс всего на несколько градусов. Это был его единственный маневр, пока корабль двигался навстречу буре.

На следующий день, когда шторм уже становился ураганом, капитан продолжал убеждать команду, что "все будет хорошо". "Мы пойдем южнее глаза шторма. Мы будем в порядке", — говорил он.

Однако команда становилась всё более обеспокоенной. Второй помощник тихо шепнула коллеге: "Он занижает масштабы шторма. Думаю, он понимает, что мы не должны были сюда идти, но теперь делает вид, что все нормально".

-3

30 сентября в 19:00 капитан понял, что Хоакин не свернет на север. Теперь он находился прямо по курсу "Эль Фаро". Он слегка изменил направление, но это было уже слишком поздно. Вскоре Дэвидсон покинул мостик и ушел спать.

А корабль продолжал движение в катастрофу.

К полуночи судно уже шло сквозь стены дождя и шквальные порывы ветра. Офицеры на мостике обсуждали возможные маршруты отхода. Они пытались связаться с капитаном, но он оставался непреклонен: курс менять не нужно. "Слушай, мы просто идем на юг", — заявил он по телефону.

Но ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Они не понимают, насколько все плохо

1 октября, 3:30 утра. Судно внезапно начало сильно крениться на правый борт. Открылся один из люков, и вода начала поступать внутрь.

В 4:46 капитан Дэвидсон попытался исправить ситуацию: он повернул судно прямо против ветра. Скорость упала до 7 узлов. Однако это решение привело к катастрофическим последствиям. Ураган уже находился всего в 11 милях (17 км) от "Эль Фаро". Ветер бушевал со скоростью 105 узлов, а высота волн достигала 9 метров.

"Мне не нравится, как судно кренится. Кажется, мы теряем управление", — сказал Дэвидсон.

Капитан Майкл Дэвидсон
Капитан Майкл Дэвидсон

В 6:31 капитан впервые объявил тревогу. Но было поздно. Судно потеряло ход. Вода заливала машинное отделение. Команда начала готовиться к эвакуации, но на горизонте не было спасения. Все шлюпки на левом борту уже оказались под водой, а те, что находились справа, невозможно было спустить из-за сильного крена.

Мы тонем!

7:01 утра. Дэвидсон связался с береговой службой, сообщив: "У нас произошла морская чрезвычайная ситуация .У нас пробоина в корпусе, главный двигатель вышел из строя. Срочно нужен специалист по аварийным ситуациям!".

Судно в этот момент полностью утратило управляемость и беспомощно дрейфовало в шторме.

Реконструкция момента, когда Эль Фаро начал тонуть
Реконструкция момента, когда Эль Фаро начал тонуть

В 7:27 капитан подал сигнал "покинуть корабль". Однако сделать это было невозможно. Волны перевернули "Эль Фаро" на правый борт. В 7:30 экипаж услышал последнюю команду: "Выходите!".

А затем — тишина.

"Эль Фаро" исчез в бушующих волнах.

После шторма береговая охрана начала поисковую операцию. В течение нескольких дней были обнаружены лишь обломки: спасательные круги, пустые гидрокостюмы и пятна масла на поверхности воды. Однако ни одного тела экипажа так и не нашли.

Ключевую роль в восстановлении картины событий сыграл самописец переговоров (Voyage Data Recorder, VDR), найденный в 2016 году. Он записал последние 26 часов разговоров экипажа на мостике, а также параметры судна. На его основе Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) опубликовал официальный отчет, который пролил свет на фатальные решения капитана и состояние корабля перед крушением.

Кадр из видео, опубликованного Национальным советом по безопасности на транспорте в апреле 2016 года, "Эль Фаро" все еще находится под водой. Грузовое судно затонуло в 2015 году после того, как попало прямо в ураган третьей категории, в результате чего погибли все 33 члена экипажа, находившиеся на борту.
Кадр из видео, опубликованного Национальным советом по безопасности на транспорте в апреле 2016 года, "Эль Фаро" все еще находится под водой. Грузовое судно затонуло в 2015 году после того, как попало прямо в ураган третьей категории, в результате чего погибли все 33 члена экипажа, находившиеся на борту.

Расследование показало, что трагедия "Эль Фаро" была вызвана не одной ошибкой, а целой цепочкой факторов:

  • Капитан проигнорировал предупреждения и не изменил маршрут.
  • Судно было устаревшим. "Эль Фаро" строился в 1975 году и подвергался неоднократным модификациям, которые ухудшали его остойчивость.
  • Компания-владелец"Эль Фаро" экономила на безопасности, не отправляя судно в сухой док для тщательной проверки.
  • Ошибки в распределении груза повысили риск крена судна.

Цена высокомерия

Трагедия "Эль Фаро" могла не случиться. И это история о том, как череда неверных решений, излишняя самоуверенность и недостаток внимательности привели к катастрофе.

Сегодня этот случай остаётся одним из самых загадочных исчезновений в Атлантике. Но главный вопрос остаётся без ответа:

Почему капитан, опытный моряк, решил рискнуть и повел корабль прямо в центр урагана? Делитесь своим мнением в комментариях.

Рекомендую почитать