Найти в Дзене

"Эстония" исчезла за 30 минут

Холодное, беспощадное, покрытое густым туманом. Балтийское море кажется безмятежным, но любой моряк подтвердит — его спокойствие обманчиво. Этот водоём, окружённый Северной и Центральной Европой, веками оставался ареной трагедий. Здесь исчезали корабли, гибли моряки, а штормы поглощали целые флотилии. Глубоко на дне, среди множества затонувших судов, покоится и MS Estonia. Паром, который отправился в свой последний рейс вечером 27 сентября 1994 года и исчез всего через несколько часов, став частью мрачной истории Балтики. Что делает это море таким опасным? Его изменчивость. Осенью здесь бушуют штормы, вызывая волны высотой с трёхэтажный дом. Ветра достигают скорости 20 метров в секунду, разрывая морскую гладь на тысячи белых гребней. Даже массивные суда, рассчитанные на тяжёлые условия, вынуждены бороться за каждую милю. В ночь трагедии Балтика снова показала свой характер. Волнение, начавшееся сразу после выхода MS Estonia из порта, быстро усилилось. Волны становились выше, ветер – ре
Оглавление

Холодное, беспощадное, покрытое густым туманом. Балтийское море кажется безмятежным, но любой моряк подтвердит — его спокойствие обманчиво. Этот водоём, окружённый Северной и Центральной Европой, веками оставался ареной трагедий. Здесь исчезали корабли, гибли моряки, а штормы поглощали целые флотилии.

Глубоко на дне, среди множества затонувших судов, покоится и MS Estonia. Паром, который отправился в свой последний рейс вечером 27 сентября 1994 года и исчез всего через несколько часов, став частью мрачной истории Балтики.

Что делает это море таким опасным? Его изменчивость. Осенью здесь бушуют штормы, вызывая волны высотой с трёхэтажный дом. Ветра достигают скорости 20 метров в секунду, разрывая морскую гладь на тысячи белых гребней. Даже массивные суда, рассчитанные на тяжёлые условия, вынуждены бороться за каждую милю.

В ночь трагедии Балтика снова показала свой характер. Волнение, начавшееся сразу после выхода MS Estonia из порта, быстро усилилось. Волны становились выше, ветер – резче, но на борту ещё никто не знал, что скоро этот паром пополнит ряды жертв непредсказуемой стихии.

Что же случилось в ту роковую ночь? Как корабль, который годами справлялся с суровыми условиями, вдруг исчез с радаров всего за несколько минут? Было ли это лишь стечением обстоятельств или нечто большее скрывается за официальной версией?

Ответы — там, в холодных водах Балтики.

Судьба рокового рейса

Гордость эстонского флота. Символ новой независимости. MS Estonia был не просто паромом — он олицетворял для Эстонии выход страны в открытое море после десятилетий советского контроля. Построенный в 1980 году в Германии, корабль прошёл через нескольких владельцев, прежде чем в 1993 году оказался в распоряжении эстонской компании Estline. С того момента он курсировал между Таллином и Стокгольмом, связывая Восточную и Северную Европу.

Рейс 27 сентября 1994 года был рутинным. На борту 803 пассажира и 186 членов экипажа. Бизнесмены, туристы, студенты, обычные путешественники. Для большинства это был обычный ночной переход через Балтику — 14 часов в пути, неспешные разговоры в ресторанах, отдых в каютах, предвкушение шведского утра.

MS EstoniaМИСС Эстония на архипелаге Сокхольм 12 сентября 1994 года
MS EstoniaМИСС Эстония на архипелаге Сокхольм 12 сентября 1994 года

Перед выходом в море синоптики предупреждали о сильном ветре. Осень в этих водах всегда непредсказуема, но прогноз не вызвал тревоги. Ветер 15-20 метров в секунду, волны до шести метров — не самое приятное плавание, но далеко не критичное. MS Estonia уже не раз проходил через подобные условия.

Капитан Арво Андрессон, опытный моряк, следовал графику. В 19:15 паром отчалил от причала Таллинского порта, разрезая вечернюю гладь воды. Всё шло по плану. Но никто на борту ещё не знал, что это путешествие закончится гораздо раньше, чем было запланировано. И не в Стокгольме.

Стихия против техники: начало бедствия

С первых минут рейса MS Estonia вел себя странно. Лёгкий крен на правый борт был заметен ещё в порту, но экипаж не придал этому особого значения. Причина проста — неправильное распределение груза. Автомобили и контейнеры в трюме оказались смещены, что сделало судно менее остойчивым. Добавьте к этому порывистый боковой ветер и сильные волны, и картина становится тревожнее.

Балтийское море в эту ночь было беспокойным. Штормовой ветер и шестиметровые волны раскачивали паром, но он продолжал идти своим курсом. Скорость — 14 узлов. На первый взгляд ничего необычного: суда этого класса были рассчитаны на тяжёлые условия. Но ближе к полуночи в корпусе начали раздаваться глухие удары.

MS Estonia с открытым визором
MS Estonia с открытым визором

В 01:00 пассажиры и экипаж услышали громкий металлический звук с носовой части. Волна? Сбой конструкции? Второй помощник сразу же отправил матросов проверить грузовой отсек и систему запирания носового визора — массивной конструкции, скрывавшей за собой аппарель для автомобилей.

Проверка не выявила повреждений. Индикаторы показывали, что замки закрыты, ничего не указывало на возможную опасность. Обычный шум в непогоду — так решили на мостике. Но уже через несколько минут стальные переборки вновь содрогнулись от мощного удара. Затем ещё одного. И ещё.

На этот раз все сомнения исчезли: что-то действительно было не так.

Разломленный борт: момент катастрофы

В 01:15 второй осмотр подтвердил худшие опасения. Носовой визор отсутствовал. Вместо него зияла огромная дыра, через которую волны беспрепятственно врывались внутрь. Вода залила грузовую палубу за считанные минуты, превращая MS Estonia в неуправляемую массу металла.

Крен резко увеличился. 20 градусов. 30. Через 15 минут судно оказалось наклонённым на 60 градусов, и это означало одно — ситуация необратима. Доступ к выходам усложнился, лестницы превратились в почти вертикальные препятствия. Те, кто находился в каютах, оказались в ловушке. Паника охватила палубы. Люди, не понимая, что происходит, пытались вырваться из спальных отсеков, карабкались по наклонённым стенам, цеплялись за перила.

Восстановленный носовой визор MS Estonia, хранящийся на военно-морской базе Муске в Швеции.
Восстановленный носовой визор MS Estonia, хранящийся на военно-морской базе Муске в Швеции.

Электричество на борту ещё работало, но судно уже потеряло управление. Экипаж пытался затормозить двигатели, но вода продолжала поступать, её вес затягивал корабль в пучину. В 01:21 был отправлен первый сигнал SOS. Радиосвязь работала с перебоями, голос оператора звучал неразборчиво.

Тем временем MS Estonia продолжала крениться. Лестницы становились отвесными стенами, полы превращались в потолки, а каждая минута сокращала шансы выжить. Те, кто сумел выбраться на верхнюю палубу, видели только одну картину — бушующее, холодное Балтийское море и темноту. В этой темноте их ждал единственный выход.

Последние минуты «Эстонии»

Электрические лампы мигнули и погасли. Кромешная тьма накрыла коридоры и палубы. Крики, стук, грохот падающих предметов. Люди, которым повезло выбраться из кают, теперь оказались в ловушке по другой причине — корабль накренился настолько сильно, что передвигаться стало практически невозможно.

Корпус продолжал заваливаться. 70 градусов. 80. В этот момент те, кто ещё оставался внутри, теряли всякую надежду выбраться. Верхняя палуба уже не была «верхней» — она почти полностью ушла под воду. Оставался лишь кусок днища, торчавший над волнами. Последняя точка, где можно было зацепиться за жизнь.

Реконстукция момента, когда MS Estonia дала сильный крен
Реконстукция момента, когда MS Estonia дала сильный крен

В 01:50 MS Estonia исчез с радаров. Этот момент стал точкой невозврата. Паром рухнул в ледяную бездну, перевернувшись вверх килем и погрузившись на глубину порядка 80 метров. Волны сомкнулись над ним.

Те, кто оказался за бортом, вступили в новую борьбу — с холодом. Температура воды +10 °C, сильный ветер, разбросанные обломки. Спасательные плоты были на месте, но многие из них переворачивались на волнах. Пассажиры, кто уже находился в воде, теряли силы слишком быстро. Люди замерзали за считанные минуты.

Плавать, бороться, держаться за что угодно — в полной темноте, среди штормящих волн. Но даже у самых сильных оставалось немного времени. Через несколько минут голоса начали стихать.

Спасательная операция: слишком поздно?

Реконструкция момента ухода под воду MS Estonia
Реконструкция момента ухода под воду MS Estonia

Первыми тревожный сигнал приняли экипажи других паромов. MS Silja Europa, находившийся неподалёку, изменил курс и поспешил на помощь. Вскоре к нему присоединился MS Mariella, затем ещё несколько судов. Но времени было слишком мало. Когда в 02:12 первый корабль прибыл к месту катастрофы, на воде уже не было корабля — только хаотично разбросанные спасательные плоты и люди, цепляющиеся за обломки.

Вертолёты прибыли лишь к 03:05. Шведские спасатели использовали нестандартный, но эффективный метод подъёма выживших — они опускали тросы прямо в воду, вытаскивая людей на борт. Один из вертолётов за ночь спас больше людей, чем все паромы вместе взятые. Но даже этого оказалось недостаточно.

Спасательный плот от MS Estonia 29 сентября 1994 года
Спасательный плот от MS Estonia 29 сентября 1994 года

Из 989 человек, находившихся на борту MS Estonia, 310 смогли выбраться на верхние палубы. Половина из них добралась до спасательных плотов. В итоге выжили только 138. Остальные утонули или замёрзли в ледяной воде.

Почему так мало спасшихся? Шторм сделал эвакуацию хаотичной — перевёрнутые плоты, огромные волны, которые затягивали людей обратно в воду. Радиосигнал был слабым, спасатели не сразу поняли масштаб бедствия. А главное — у жертв просто не было времени. Спустя час после крушения большинство уже не могли бороться.

На следующий день Балтийское море снова было спокойным. Спасательные службы искали тела, но для тех, кто не успел выбраться в первую ночь, надежды уже не оставалось.

Официальное расследование: версия властей

Через несколько дней после катастрофы правительства Эстонии, Финляндии и Швеции создали совместную комиссию для расследования причин трагедии. Это должно было стать самым масштабным и тщательным разбирательством в истории Балтийского моря. Однако по мере его проведения вопросов становилось больше, чем ответов.

Окончательный отчёт был опубликован в 1997 году. Основной вывод: виноват носовой визор. Крепления не выдержали ударов волн, конструкция разрушилась, и тяжёлая створка попросту оторвалась. Без неё грузовой отсек оказался открыт, и вода начала заливать судно. В течение нескольких минут паром потерял остойчивость и накренился настолько сильно, что спасти его уже не представлялось возможным.

MS Estonia на Стокгольмском архипелаге 12 сентября 1994 года/
MS Estonia на Стокгольмском архипелаге 12 сентября 1994 года/

Версия казалась логичной, но у специалистов она вызвала вопросы. Подобные случаи уже происходили ранее. В 1980-х несколько паромов с аналогичной конструкцией сталкивались с проблемами носового визора, но тогда экипажу удавалось предотвратить катастрофу. Почему на MS Estonia всё развивалось так стремительно? Почему никто не успел вовремя среагировать?

Ещё одна проблема — сам паром изначально не был рассчитан на такие погодные условия. Он проектировался для более спокойных прибрежных вод. Но это стало известно только после катастрофы.

Отчёт не дал полного ответа на главный вопрос: можно ли было избежать трагедии? Официальная версия не объясняла всех деталей, а значит, неизбежно породила новые догадки и теории.

Загадки и альтернативные версии

Официальная версия казалась убедительной, но со временем появилось слишком много несостыковок. В 2020 году подводные съёмки затонувшего судна выявили нечто, чего не было в отчёте комиссии — пробоину длиной четыре метра на правом борту. Причём её края выглядели так, будто корпус пробили снаружи.

Что могло оставить такой след? Одна из гипотез — столкновение с подводным объектом, возможно, субмариной. В пользу этой версии говорили многочисленные свидетельства странных звуков перед катастрофой. Некоторые эксперты предполагали, что MS Estonia могла быть случайно протаранена военной подлодкой во время секретных учений.

Другие версии звучали ещё загадочнее. В начале 2000-х появились утверждения, что паром перевозил нелегальный груз — военную технику, возможно, советского происхождения. Эстония только недавно обрела независимость, и в те годы через её порты проходило немало сомнительных поставок. Некоторые источники утверждали, что в грузовом отсеке могли находиться секретные компоненты оружейных систем, которые направлялись в западные страны.

Визор парома «Эстония» в Швеции
Визор парома «Эстония» в Швеции

Но самое странное — запрет на исследования места крушения. Вскоре после катастрофы правительства Швеции, Финляндии и Эстонии объявили район затопления «местом упокоения» и запретили любые погружения без специального разрешения. Более того, рассматривался даже вариант зацементировать останки корабля на дне. Официальное объяснение — уважение к погибшим.

Однако критики сомневаются: если всё действительно было так, как утверждает официальный отчёт, что именно власти не хотят показывать?

Уроки катастрофы и нерешённые вопросы

Что пошло не так? Официальное расследование признало конструктивные недостатки судна и ошибочное распределение груза, но можно ли было предотвратить катастрофу? Экипаж поздно понял масштаб проблемы, а сигнал SOS был отправлен, когда судно уже практически теряло управление.

Организация спасательной операции тоже оставляет вопросы. Почему вертолёты прибыли только через два часа? Почему плоты были так плохо оборудованы для шторма? Возможно, будь реакция быстрее, погибших было бы меньше.

25 июля 2023 года на месте крушения круизного судна «Эстония» в Балтийском море была обнаружено и поднята на борт судна Viking Reach часть носового трапа. Это произошло в рамках расследования обстоятельств трагедии.
25 июля 2023 года на месте крушения круизного судна «Эстония» в Балтийском море была обнаружено и поднята на борт судна Viking Reach часть носового трапа. Это произошло в рамках расследования обстоятельств трагедии.

Но главный вопрос — почему спустя столько лет вокруг трагедии остаётся так много неясностей? Официальный запрет на исследование обломков лишь подогревает сомнения. Если всё действительно было так, как утверждают власти, зачем скрывать место крушения?

Секретные перевозки, возможное столкновение с подводным объектом, странности в спасательной операции — всё это не даёт покоя тем, кто ищет ответы. Балтийское море хранит слишком много тайн, и, похоже, MS Estonia стала одной из них.

А что думаете вы? Действительно ли всему виной случайность, или есть детали, которые намеренно скрывают? Делитесь своими версиями в комментариях!

Рекомендую почитать