Вы когда-нибудь видели, как человек пытается наполнить стакан с треснувшим дном? Да еще и очень старается, добавляет воды, подливает, но она всё так же утекает? Именно такую картину мы можем наблюдать сегодня в российском автобизнесе. Продажи летят вверх, рекорды бьются, а вот прибыль куда-то "уплывает". Казалось бы, вот он – рай для автодилеров, но нет, эта история скорее напоминает трагикомедию.
Каким-то чудесным образом компании продают всё больше машин, а денег от этого почему-то не прибавляется. Цифры выглядят парадоксально: склады ломятся от автомобилей, покупатели готовы платить, а в отчетах всё больше красных цифр. Ну, как тут не взяться за голову? Давайте разбираться, как так вышло.
"Рольф": продали много, заработали мало
Возьмем для начала старого доброго "Рольфа". С виду – всё прекрасно: новых машин продано 32,9 тысячи (на 15% больше, чем в прошлом году), а с пробегом – аж 63,2 тысячи. Правда, тут уже звоночек: подержанных продано на 38% меньше.
Теперь смотрим в бухгалтерию – веселая картина превращается в тревожную: выручка упала на 12% (до 285 миллиардов рублей), а чистая прибыль рухнула аж на 43%! То есть пока одни думали, что дилеры радуются рекордным продажам, "Рольф" подсчитывал потери.
Еще грустнее звучит их прогноз: в 2025 году продажи новых машин они собираются сократить на 10%, а рынок подержанных хоть как-то, но постараются удержать на плаву.
Хотя, глядя на потоки китайского «автопрома», удержать тут можно разве что голову, чтоб не закружилась. Серьёзно, кто в здравом уме их покупает? Эти Omoda, Cherry, или как там еще…Чангуки, которые периодически пытаются стать кирпичом, заговорить по-китайски или резко улететь в столб. Покупать китайскую машину – это как играть в рулетку, только вместо выигрыша – шанс попасть в сводку новостей по самым странным причинам.
"АвтоСпецЦентр" и "Автодом": борьба за каждую копейку
Эти ребята решили не сдаваться без боя и действительно постарались. В начале марта они радостно сообщили, что выручка выросла аж на 25% – до 123,2 миллиарда рублей, продажи тоже пошли в гору – на 50,3%!
Казалось бы, чудесный успех. Но давайте копнем глубже. Всего они продали 31,4 тысячи автомобилей: 17,2 тысячи новых (+68% к прошлому году) и 14,2 тысячи подержанных (+33%). Да, плюсики выглядят внушительно, но есть ли этот самый заветный профит?
Ой, знаете, что интересно? 20 миллиардов рублей они заработали вовсе не с продажи машин, а на техническом обслуживании и продаже запчастей. То есть основной доход им теперь приносит не сам факт владения автомобилем, а попытки его реанимировать. А в случае с китайским хламом - это популярный запрос.
"Авилон": китайцы в шоуруме, а деньги – в никуда
Что ж, "Авилон" в очередной раз подтвердил свою репутацию ежедневного борца за выживание. Они получили права на открытие восьми новых центров (которые, возможно, в будущем просто заполнят складскими остатками) и еще запустили крупнейший шоурум китайских автомобилей в Европе.
Остановите землю, я сойду. Мы действительно строим самые большие залы для продажи машин, которые в новостях ведут себя как "восстание машин" из фильмов?
Но оставим эмоции и взглянем на сухие цифры. Выручка выросла всего на 20% – до 100,9 миллиарда рублей, продажи новых машин – на 13% (до 23,4 тысячи), а подержанных – на 20% (до 9,2 тысяч). Проблема в том, что этот рост, как оказалось, не приносит достаточно денег.
"ТрансТехСервис": привет, LADA! (и немного китайцев)
Ну а вот у "ТТС" дела идут относительно неплохо. Они ухватились за родную классику автопрома – LADA. Их продано уже почти 10 тысяч штук. В общей сложности новых авто продали 29,6 тысячи, а подержанные ушли в количестве 31,5 тысячи штук.
Но, конечно же, на одном ВАЗе автодилеры не живут, так что в их автосалоны вкрались и 40 других брендов – ну куда уж без китайцев. Финансовых итогов за год они пока не раскрыли, но за полгода (49,5 миллиарда рублей, плюс 72%) можно примерно представить направление.
"Прагматика" и "Автополе": "мы старались, честно"
Если "Прагматика" – это крепкий середнячок (12,5 тысячи машин всего за год, из них 5 тысяч – LADA), то "Автополе" переживает не самые радостные времена. Они сделали ставку на подержанные машины, но этим только подрезали себе крылья.
Выручка упала на 5%, а в деньгах – на 1,9 миллиарда рублей! Грустно, конечно.
"Ключ-Авто" и "Аларм Моторс": ну мы хотя бы продаем
"Ключ-Авто" продержались, хотя потери тоже ощутимые. Продажи подержанных машин упали на 8%, а выручка сократилась на 31%.
"Аларм Моторс" бодрится, заявляя, что увеличили продажи на 42%. Интересно, что здесь помогло больше – маркетинг или открытие целых четырех новых дилерских центров. Правда, делиться финансовыми итогами они почему-то не спешат…
А что же дальше?
Ситуация на авторынке сейчас напоминает игру в шахматы на тонущем корабле. С одной стороны – рекордные продажи, с другой – убытки. Главные проблемы – заваленные складами дилеры, огромные затраты, растущая ключевая ставка.
Но самое забавное, что инфляция, расчеты по утильсбору и безумные цены на новые автомобили делают так, что покупатели в панике скупаются сейчас. Спрашивается – а что будет через полгода, когда ажиотаж стихнет?
Ну, а насчет китайских машин... Я всё еще не понимаю, кто их покупает. Есть же ноги – можно ходить пешком или на самокате(или привезти себе нормальный авто по цене китайского хлама). Потому что, если уже тратиться на машину, то брать её надо с умом, а не с сюрпризом в виде внезапной поездки в ремонт – или на учет к санитарaм после попытки поговорить с мультимедиа на русском.
В общем, странные времена творятся в автобизнесе. Но поживем – увидим. Хотя, возможно, лучше всё же ходить пешком.
А как вы относитесь к китайскому автопрому? Ходите в душ после каждой поездки на Чангуке?
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!