Найти в Дзене

Подробно про аутсорсинг охраны труда: что это такое, плюсы и минусы

Оглавление
Сопровождение в области охраны труда
Сопровождение в области охраны труда

Стоит ли привлекать стороннего специалиста по охране труда или лучше передать эту функцию на аутсорсинг? В этой статье я поделюсь своим мнением о том, почему аутсорсинг по охране труда может помочь в этом вопросе работодателям.

Каждый предприниматель, который использует наемный труд, сталкивается с необходимостью обеспечить безопасность своих работников.

И те, кто считает, что в их компании нет никаких опасностей и вредных факторов, заблуждаются.

Согласно Трудовому кодексу (ст. 214 ТК РФ), даже работа в офисе и использование обычной оргтехники может представлять угрозу для здоровья человека. Несчастные случаи происходят в любой организации.

Так стоит ли нанимать специалиста по охране труда в штат или лучше воспользоваться услугами аутсорсинга? Давайте разбираться, что такое аутсорсинг в охране труда простыми словами.

Что такое аутсорсинг по охране труда

Аутсорсинг в области охраны труда — это передача определенных функций специалиста по охране труда сторонним организациям на основе договора об оказании услуг.

Это позволяет организовать и координировать работу по охране труда на предприятии, а также обеспечить безопасность персонала и руководителя!

Аутсорсинг может стать удобным решением для компаний, если специалисты, предоставляющие услуги, имеют высокую квалификацию в области охраны труда.

То есть руководитель заключая договор на аутсорсинг по охране труда, подписывает не договор на оказание услуг, а договор о собственной безопасности в рамках соблюдения требований Трудового кодекса РФ.

Обычно аутсорсинговые организации по охране труда привлекают компании с небольшим штатом — менее 50 человек. Если в штате более 50 сотрудников, необходимо нанять специалиста по охране труда в соответствии со статьей 223 Трудового кодекса Российской Федерации. Это требование распространяется на все компании, независимо от формы собственности и сферы деятельности.

Например, в организации по производству продуктов питания, где работает 68 человек, есть штатный специалист по охране труда, но ему в помощь привлекается аутсорсинговая организация. Они оказывают консультационные услуги по договору и помогают ему вести документацию по охране труда.

Преимущества и недостатки аутсорсинга по охране труда

В небольших компаниях, когда происходит проверка Государственной инспекции труда или расследование несчастного случая, работодатели задаются вопросом: как организовать работу по охране труда эффективно и с минимальными затратами?

Есть два варианта решения этой задачи:

1. Нанять штатного специалиста по охране труда.

2. Воспользоваться услугами аутсорсинговой компании.

Иногда возникает вопрос: «А что, так можно было?»

Да, можно. Это не противоречит закону, если у аутсорсинговой компании есть аккредитация Минтруда.

Рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта.

Преимущества привлечения аутсорсинговой компании:

1. Экономия на зарплате. Штатному специалисту нужно платить зарплату, оплачивать больничные и отпуска, а также налоги. В аутсорсинге вы платите за конкретную услугу, что значительно дешевле.

2. Сокращение затрат на оборудование рабочего места (оргтехника, мебель, канцелярия и т.д.).

3. Бесперебойное предоставление услуг. Штатный специалист может уйти в отпуск или заболеть, и тогда вам придётся искать замену. В аутсорсинге работает команда специалистов, которые могут заменить друг друга. Если кто-то не выйдет на работу, это не ваша проблема.

4. Аутсорсинговая компания инвестирует в развитие и повышение квалификации своих сотрудников, а также приобретает программное обеспечение и информационные ресурсы, которые не каждая организация может себе позволить.

5. Аутсорсинговая компания использует самую дорогую нормативно-правовую базу, которую, как правило, организации штатному специалисту не приобретают.

6. У аутсорсинговой компании большой опыт в проверках, как в плановых, так и во внеплановых, а у штатного специалиста 1 – 2, либо вовсе нет опыта. Следовательно, аутсорсинговая компания организует все так, чтобы максимально защитить вас в случае проверки.

7. Так как у аутсорсинговой компании много организаций на сопровождении, соответственно есть дружеские отношения с лабораториями, которые проводят СОУТ, учебными центрами и т.д., и они дают скидки на свои услуги, следовательно, аутсорсинговые компании позволяют вам существенно экономить.

Теперь о недостатках, куда же без них? Поскольку они есть и довольно существенные.

1. Низкое качество предоставляемых услуг. К сожалению, начинающему предпринимателю практически невозможно найти компетентную организацию с первого раза. Я советую не торопиться и не заключать договор об аутсорсинге на длительный срок. Внимательно изучите информацию, прочитайте отзывы, ознакомьтесь с рекомендациями, а затем принимайте решение о сотрудничестве. Уже по отзывам вы сможете понять, в какой сфере специализируется аутсорсинговая компания: в пищевой промышленности, производстве или, возможно, в сельском хозяйстве.

Ознакомиться с отзывами о нашей работе вы можете по этой ссылке.

Мы регулярно подтверждаем свою квалификацию и наращиваем опыт, сотрудничая с 2019 года уже более чем 1000+ организаций по всей территории нашей страны.

2. Утечка конфиденциальной информации о компании. К сожалению, и такое случается.

При составлении договорных отношений обязательно включайте информацию о конфиденциальности и проверьте, что аутсорсинговая организация берет на себя обязательство сохранять конфиденциальность полученной информации, а также сведений, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна.

3. Отсутствие гарантий. Представьте, что аутсорсинговая компания внезапно прекращает свою деятельность. А у вас как раз на пороге комплексная проверка. Ничего не поделаешь, придётся разбираться самостоятельно: искать замену, изучать рекомендации, заключать новый договор, общаться с надзорными органами. С другой стороны, штатный сотрудник тоже может уйти в любой момент.

Именно поэтому, договорные отношения необходимо заключать с аутсорсинговыми компаниями, которые уже давно на рынке и имеют авторитет в области охраны труда.

4. Также следует помнить, что полностью передать обязанности по охране труда сторонней организации могут только частные компании с численностью до 50 человек.

Если количество сотрудников превышает это число, в штатном расписании обязательно должна быть должность специалиста по охране труда. В этом случае работодатель может передать аутсорсинговой компании только часть работы, например, разработку документации, периодические проверки и пересмотр инструкций.

5. Но самое интересное — как контролировать правильность оформления документов по охране труда, разработанных компанией.

Хочешь не хочешь, а придётся вникать в вопросы охраны труда. Если у руководителя нет времени из-за загруженности, придется поручить эту работу кому-то из сотрудников, хотя бы для проверки всех мероприятий. Получается двойная работа.

Поэтому при заключении аутсорсинговых отношений, обращайте внимание на рекомендации, отзывы, благодарственные письма от контрагентов (при наличии), квалификацию специалистов аутсорсеров.

6. И еще один недостаток — когда происходит несчастный случай, необходимо немедленно принять меры, а аутсорсинговые компании, как правило, находятся на расстоянии, и оперативно это сделать невозможно. Это может привести к нарушению сроков и процедур расследования, что в свою очередь приведет к штрафам.

Это не применимо к тем компаниям, у которых есть штат специалистов по России и оперативное реагирование возможно повсеместно, вплоть до того, что руководитель сам может прилететь в любую точку России, если происходит чрезвычайная ситуация.

По своему опыту могу сказать, что для многих компаний, в том числе среднего бизнеса, аутсорсинг может быть хорошим решением, но нужно тщательно изучить все аспекты такого сотрудничества.

Для новичков законодательство по охране труда может показаться сложным и запутанным, и чтобы разобраться в нем, потребуется время. А учитывая, как часто надзорные органы проверяют новые компании, штрафы не заставят себя ждать.

Лучше всего доверить эту задачу команде профессионалов, которые приведут документы в порядок и проконсультируют по всем вопросам.

И если вы не хотите нагружать своих сотрудников дополнительной работой, некоторые функции по охране труда можно передать на аутсорсинг.

Даже если раньше в компании не уделялось внимание охране труда и большинство сотрудников не понимают, зачем она нужна, можно постепенно выстроить систему охраны труда. Это не быстрый процесс, но при поддержке руководства он вполне осуществим.

Специалисты по охране труда, как правило, не пытаются «достучаться» до руководства, или пытаются это сделать, но не могут в силу различных причин.

Мы, как аутсорсинговая компания, достукиваемся...

Мы знаем много аргументов, примеров из практики, которые позволяют изменить решение и отношение в целом к охране труда руководителя компании.

В 95% мы достукиваемся до заказчика. Хотя есть 5% супер упертых, но мы хотя бы их предупреждаем, чтобы потом не было претензий, так как мы говорили, что может произойти что-то… А произойти могут самые печальные последствия.

Основные выводы

Организации, которые заключают договор на аутсорсинг в сфере охраны труда, должны осознавать все риски, связанные с этим решением.

Прежде всего, работодатель должен понимать, что он не может полностью переложить ответственность за охрану труда на аутсорсинговую компанию и её специалистов. Даже если руководитель этой компании даёт гарантии, работодатель всё равно несёт ответственность за своих сотрудников.

Также необходимо учитывать расходы на обучение персонала и приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Аутсорсинговая компания может помочь разработать документы и выстроить систему охраны труда, но она не обязана обеспечивать сотрудников СИЗ и обучать их бесплатно в лицензированном учебном центре (если это не предусмотрено договором).

Высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и, конечно, рабочие должны быть заинтересованы в создании эффективной системы охраны труда на предприятии. Заключение договора не должно быть просто способом переложить ответственность на другую сторону.

Аутсорсинговая компания не может гарантировать безопасность работников и снижение травматизма, если на предприятии проводятся работы повышенной опасности, газоопасные работы и т.д.

В первую очередь, соблюдение безопасных условий труда начинается с руководителя организации!

И если у вас есть необходимость в создании эффективной системы управления охраной труда, обращайтесь, поможем реализовать.

Желаю всем безопасной и эффективной работы!

С уважением, команда учебного центра “Сфера безопасности”.