Сатирическая повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована при жизни автора и подверглась цензурному изъятию, так как чиновники посчитали её «острым памфлетом [статья резко обличительного содержания - прим. ред.] на современность». Лишь в ельцинские годы, во времена перестройки, повесть увидела свет в СССР. Давайте разберёмся, что именно так возмущало большевиков, почему Шариков стал символом «нового человека», и чем печален финал произведения.
Краткое содержание повести
Сюжет повести строится на необычной истории собаки, превращённой в человека. Действие «Собачьего сердца» разворачивается в Москве в декабре 1925 года. Главный герой, хирург Пётр Преображенский, профессор и учёный с мировой репутацией, проводит необыкновенные операции, пересаживая половые железы обезьян своим состоятельным клиентам для достижения омоложения.
В качестве подопытного для своего эксперимента он выбирает милую собаку по имени Шарик, которую находит на улице. В ходе операции, в которой хирургу помогает также его помощник Иван Борменталь, собаке пересаживаются мужские половые железы и гипофиз — железа, влияющая на рост и развитие организма. Цель эксперимента была звучит в повести следующим образом: Показание к операции: постановка опыта Преображенского с комбинированной пересадкой гипофиза и яичек для выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем — о его влиянии на омоложение организма у людей».
После хирургического вмешательства Шарик неожиданно становится человеком, но перенимает манеры своего "донора" — алкоголика и уголовника Клима Чугункина, который погиб в пьяной драке. Новый облик — Полиграф Полиграфович Шариков — сохраняет нищету и бескультурие своего прежнего состояния: он начинает пьянствовать, ругаться и лезть в долги, даже находит время дружить с коммунистом Швондером, председателем домкома, который страстно желает «уплотнить» квартиру профессора новыми жильцами. В конечном итоге, Шариков занимает должность в службе по отлову бездомных животных и даже поднимается до уровня начальника. Тем не менее, его поведение злоупотребляет терпением профессора Преображенского: он ворует вещи, угрожает доктору и оскорбляет домработницу. Профессор, отчаявшись, решает провести новую операцию, чтобы вновь превратить Шарикова в собаку. Он размышляет о безобразной трансформации, которую пережил Шарик: «Что за труд я проделал, чтобы из милого пса получить такую мерзость, от которой волосы дыбом встают!».
Главные прототипы и история публикации
Прототипом профессора Преображенского стал дядя Булгакова — гинеколог Николай Покровский, и его бывшая супруга Татьяна Лаппа утверждала, что сразу узнала черты дяди в повести: «Когда я начала читать, поняла, что это он. Такой же сердитый, с пышными усами и мелодичным напевом». Интересно, что у Николая также был ассистент с фамилией Блюменталь, её Булгаков трансформировал в Борменталя. Другой дядя писателя, Михаил Покровский, тоже был хирургом. В 1916 году, когда Булгаков впервые приехал в Москву, он жил у них некоторое время, и квартира профессора Преображенского в повести была похожа на реальную квартиру Покровских, находившуюся на Пречистенке.
«Собачье сердце» было создано Булгаковым в начале 1925 года в Москве с намерением опубликовать в журнале «Недра». На встречи литературного сообщества, где присутствовали известные писатели и артисты, произведение вызвало восторг, однако агент ОГПУ, присутствовавший на заседании, квалифицировал его как опасное. В результате последовали обыски квартиры Булгакова, и рукопись была изъята. В течение долгих лет повесть распространялась в самиздате, и лишь в конце 1920-х Максим Горький добился её возвращения автору. Первое официальное издание появилось только в 1987 году, - тексту не удалось избежать искажений, однако впоследствии, благодаря кропотливому труду филолога Лидии Яновской, были восстановлены детали по запискам оригинального автора.
В контексте 1920-х годов советская идеология стремилась создать «человека нового типа», свободного от «ошибок прошлого». Булгаков, однако, был противником этих идей. Его профессор Преображенский, пытаясь воспитать Шарикова, терпел неудачи, что отражало взгляды Булгакова на невозможность осуществления таких планов после становления советской власти. По мнению литературного критика Евгения Яблокова, Шариков — это не новый человек, а лишь кукла, наделенная мерзкими привычками старого алкоголика Клим Чугункина. Итогом стал персонаж, скорее подходящий для удобного управления новой властью, нежели для культурного общества, что Булгаков и пытался подчеркнуть в своей работе.
В чём незыблемость проблемы повести?
Конфликт, отражённый в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», представляет собой столкновение двух культур: интеллигенции дореволюционной эпохи и недавно пришедшего к власти пролетариата. Как отмечает доктор филологических наук Игорь Сухих, Булгаков мастерски запечатлел суть этого ключевого противостояния, которое стало не просто теоретической концепцией, а реальной частью жизни 20-х годов. В его произведении наблюдается резкая смена социальных ролей: представители старой культуры оказываются в положении, когда их место занимает новая, менее образованная прослойка населения, каждая из которых имеет свои обиды и правды.
Швондер символизирует собой «абсолютное зло», которое влияет на Шарикова даже сильнее, чем Преображенский. Он приносит революционную литературу, обучает его коммунистическим убеждениям и способствует формированию у Шарикова принципиального и вечно требующего характера, однако это не ведёт к осознанию им идеалов равенства, а лишь тренирует уметь получать то, что, по ему мнению, ему положено.
Финал повести лишь кажется оптимистичным, несмотря на то, что Преображенский после всех приключений вновь превращает Шарикова в собаку. Не уничтожив «абсолютное зло», профессор оставляет открытым вопрос о будущем. Он осознает, что «новая человеческая единица», ставшая «страшной мразью», была лишь уничтожена физически, а идеи Швондера и душа Клима Чугункина продолжают жить в других людях. Несмотря на внешний победный финал, представляемый в виде перевоплощения Шарикова, неизбежная угроза со стороны пролетариата остаётся: старый порядок может развалиться в любой момент, поскольку Швондер продолжает вести свои дела на посту председателя домкома. В конце концов, Преображенский предупреждает, что Шариков представляет серьёзную опасность не только для него, но и для таких, как Швондер, находя тем самым параллели с будущими репрессиями 1930-х годов, в которых пострадают даже «революционеры» и убежденные коммунисты. Булгаков, таким образом, создал не просто интересную повесть, но заключил в ней и предчувствие зловещих веяний будущего времени.
Спасибо, что прочитали статью до конца.
Подписывайтесь на канал Хроноскоп, если было интересно, - это я вас так прошу помочь мне поднять его в рекомендации. Также пишите комментарии, интересно почитать, что вы думаете.
Читайте также ранее опубликованные статьи на канале: