На заре XX века Россия столкнулась с катастрофическими потерями в области художественного наследия — российские музеи лишились множества драгоценностей. Обширные коллекции пострадали от разрушительных пожаров, вызванных революционными событиями и Гражданской войной. Часть экспонатов была распродана за границу в поисках финансовой поддержки, а немалую долю унесли с собой немецкие солдаты во время Второй мировой войны. В этой статье мы исследуем, какие бесценные сокровища были утрачены Эрмитажем, Оружейной палатой и Царским Селом, что удалось спасти и вернуть, а какие произведения искусства навсегда исчезли из поля зрения.
«Искры революции»: смятение первых лет советской власти
В годы революции и Гражданской войны музеи, как и частные коллекции, подверглись жестоким испытаниям. Многие владельцы сокровищ старались скрыть свои ценности: прятали их в одежде, зарывали в землю или преломляли в самодельные укрытия. Большая часть таких тайников была разграблена почти мгновенно, но в советские времена о потерянных кладах продолжали ходить легенды.
Не всем удалось сохранить свои богатства. Например, 7 ноября 1917 года красногвардейцы захватили Зимний дворец, и смотритель Николай Дементьев с горечью замечал, что ни одно помещение не смогло избежать атаки вандалов: «Всё подверглось полному разграблению и хищениям».
Некоторые предметы искусства были эвакуированы из Эрмитажа по распоряжению Временного правительства, но, к сожалению, многие музеи понесли колоссальные убытки. В Ярославле во время восстания эсеров в 1918 году сгорело более 2000 знамен и множество старинных артефактов. Екатеринодар тоже пострадал: красногвардейцы разграбили местную картинную галерею, повредив её интерьеры и унеся с собой ценные сокровища.
Правительство пыталось бороться с разграблением, создавая специальные структуры для охраны культурного наследия. В числе защитников этих ценностей был художник Станислав Жуковский, который документировал сохранившиеся предметы искусства и помогал сохранять усадьбы от дальнейшего разрушения. Он также добился статуса музейного объекта для усадьбы Кусково графов Шереметевых.
Некоторые художественные произведения, пропавшие в ходе революции, были обнаружены только в наши дни. В 2012 году, во время реставрации особняка Трубецких-Нарышкиных в Санкт-Петербурге, рабочие наткнулись на тайную комнату с более 2000 ценнейших предметов — от столового серебра до канделябров, завернутых в газеты и датированных осенью 1917 года. Ныне этот клад хранится в музея-заповеднике «Царское Село».
«Мы входим на опасный путь с шедеврами в руках»
В 1920-х годах, стремясь преодолеть финансовый кризис, советское правительство начало масштабную распродажу музейных ценностей. Государство проводило национализацию частных коллекций и конфискацию ювелирных изделий у граждан. Князь Сергей Волконский вспоминал страх и ощущение постоянной угрозы: «Никогда нельзя было спокойно спать».
Специальная комиссия, возглавляемая Максимом Горьким, оценила художественные предметы и давала «зелёный свет» антикварам, которые готовили их к продаже. Правительство начало изымать ценности и из церквей, что способствовало утечке имущества в другие страны, где нередко его переплавляли на слитки.
К концу 1920-х годов СССР получило дипломатическое признание и интерес к антиквариату резко возрос. С 1928 года, согласно постановлению Совнаркома, право на продажу предметов из музеев было оформлено официально, и сотрудники Эрмитажа стали составлять списки на предметы общей стоимостью до двух миллионов рублей.
Первый аукцион, на котором выставлялись сокровища из советских музеев, прошел в Берлине в ноябре 1928 года. Глава государственной конторы «Антиквариат» Николай Ильин с энтузиазмом отмечал: «Вооруженные только наивностью, мы вступаем на широкий путь с Рембрандтами, Ван Эйками и другими мастерами». Однако не обошлось без скандалов: бывшие владельцы, в частности, Юсуповы, пытались вернуть свои вещи даже пои помощи суда, но их борьба завершилась полным провалом.
Процесс распродаж длился до 1933 года, в течение которого Эрмитаж утратил множество произведений, включая шедевры Рембрандта и Рафаэля. За пределами страны оказались тысячи икон и уникальных артефактов — лишь немногие из них впоследствии вернулись в Россию. Например, российский предприниматель Виктор Вексельберг выкупил коллекцию Фаберже и открыл в Санкт-Петербурге посвящённый ему (Фаберже) музей, а Михаил Карисалов передал музею-заповеднику «Царское Село» стол Екатерины II. В 2015 году в Москву также вернулась коллекция русских орденов.
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте, - для меня важно знать, что вам интересно и что нравится.
Также читайте другие статьи на моём канале: