В 1966 г. Эльдар Рязанов еще не был общенародным любимцем.
Да, на его счету уже имелись снятые «Девушка без адреса», «Дайте жалобную книгу» и (особенно) «Карнавальная ночь». Но такой славы, какая окружает Эльдара Александровича в наше время, он тогда пока не достиг.
И вот какие 5 причин помогли ему в данном случае.
1. Правильно найти сценариста – половина дела
Признайтесь: из всех фильмов Марка Захарова вы больше любите те, где сценарий писал Григорий Горин?
Так же было с Рязановым. Долгое время его наиболее плодотворным соавтором был Эмиль Брагинский.
Именно вместе с этим сценаристом режиссер в дальнейшем снял и «Гараж», и «Иронию судьбы…», и «Служебный роман», и еще многие другие фильмы, ставшие мега-популярными.
Началом их творческого тандема как раз и стала работа над комедией «Берегись автомобиля».
2. Все любят сказки о хорошем бедном парне, который побеждает плохих богатых парней
В данном случае хорошим парнем был этакий социалистический Робин Гуд.
Рязанов с Брагинским вспомнили услышанный где-то рассказ (как назвали бы сегодня – городскую легенду) об одном советском товарище, угонявшем машины у людей, которые жили на нетрудовые доходы.
По большому счету товарищ занимался самосудом. И это практически во все времена было противозаконно. Но любовь публики всегда на стороне того, кто защищает «униженных и оскорбленных». Особенно если сам он беден, а те, кого он грабит, богаты. Такая вот «экспроприация экспроприаторов». Более того, та легенда гласила, что товарищ перечислял в детские дома деньги, полученные за продажу угнанных машин. А это дополнительно вызывало симпатию к нему.
Как видите, статья о том, почему «выстрелила» комедия Рязанова, очень даже уместно появилась на моем психологическом/кино-психологическом Дзен-канале.
Впрочем, легенда, собственно, в этой паре предложений и заключалась. Больше ничего о том советском Робине Гуде известно не было.
И тогда сценарист с режиссером создали его личность сами, добавив к числу прототипов Дон Кихота, князя Мышкина и героев Чарли Чаплина. Эти фигуры были универсальны и проверены временем, а потому могли заинтересовать публику самую широкую. Так и случилось сразу после выхода на экраны комедии Рязанова «Берегись автомобиля».
3. Кино смотрят, чтобы встретиться с хорошими актерами
И сам Иннокентий Смоктуновский играл превосходно (причем за год до этих съемок он уже состоялся в роли Гамлета в более серьезной (не комедии) постановке – у Григория Козинцева).
И символ поколения шестидесятников Олег Ефремов был максимально достоверным, а еще ироничным, но в то же время человечным.
И руководитель театра в исполнении Евгения Евстигнеева выглядел просто бесподобной доброй пародией на многих режиссеров и актеров, особенно любителей.
А уж насколько забавной получилась парочка Андрея Миронова и Анатолия Папанова! Во многом рисунок этой игры они перенесли в дальнейшем в комедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», где тоже играли пару (на сей раз – не тестя с зятем, но контрабандистов).
Да и Георгий Жженов, появлявшийся ненадолго в роли автоинспектора, выглядел, вроде бы, суровым честным правоохранником, но в то же время забавным персонажем. Ведь это была комедия Рязанова!
Наконец, помогли состояться фильму как хиту и, так сказать, герои невидимого фронта – каскадеры. В частности, благодаря Александру Микулину сняли многие трюки с автомобилями во время погони.
Кстати, этот каскадер также принимал участие в съемках советских фильмов Саввы Кулиша «Мертвый сезон», Вениамина Дормана «Ошибка резидента» и Александра Алова с Владимиром Наумовым «Тегеран-43».
4. Шутки из комедии Рязанова расхватали на цитаты
И это серьезный признак народного признания. Даже если речь – о несерьезной комедии.
- «Детектив без погони – как жизнь без любви».
- «Не пора ли нам, друзья мои... м-м… замахнуться… ням-ням… на Вильяма нашего, понимаете, Шекспира?».
- «Твой дом – турьма!».
- «Свободу Юрию Деточкину!».
- И т. д., и т. п., и др., и пр.
Комедия без шуток – не комедия. А у Рязанова с юмором был длительный роман не на шутку.
5. Коктейль не может состояться без секретного ингредиента
В данном случае было целых два секретных ингредиента:
1) детективная канва. Она придавала остроты и заставляла публику затаить дыхание, но без излишнего драматизма и, как говорят в наши дни, без фанатизма и заморочек;
2) лирическая тема. Она делала Деточкина:
- с одной стороны, справедливым (он защищал даже тех, кто отчаялся ждать помощи официальной);
- с другой стороны, талантливым (он играл, хоть и в любительском театре, зато главную роль, и какую!);
- с третьей стороны, очень человечным, милым, обаятельным, мягким и порой мягкотелым. Даже удивительно – почему режиссер любительского театра на роль строгого принца датского выбрал именно этого меланхолика?
Помните, как персонаж Смоктуновского ел в кафе, а герой Ефремова на него смотрел? Это было в сцене, когда наш Робин Гуд признался милиционеру, что деньги от продажи авто не перекладывает в свой карман, но отправляет в детские дома. Так вот там он выглядел даже умилительно беззащитно.
А уж как ребячески-очаровательно смотрелся Деточкин после премьеры в роли Гамлета, когда его увозили в милицию... :))
П. с. Друзья, а какие комедии Рязанова нравятся вам?
П. п. с. На близкие темы о мистерии съемок кино читайте посты «Закадровый смех: вред или польза» и вот «Как выкручивались при съемках фильмов СССР без нужного реквизита».
+ отвечайте на тесты, где нужно вспомнить кино СССР по колоризированному кадру ранее черно-белого кино, также по негативу кадра, а еще по кадру, вырезанному цензурой.
#кино #знаменитости #телевидение #психология #комедии #СССР #культура