Этот блог на самом деле переполняет ирония, потому что автору не нравится серьезное отношение к вещам и людям, не нравится негатив, не нравится нравоучение и морализаторство. Еще автор этого блога очень плохо воспитан и относится ко всем людям одинаково, не разбирая пола, расы, вероисповедания и прочих убеждений. Это же относится и к возрасту - ну недостаточно мне возраста, чтобы испытывать предопределенное уважение к человеку и все его выпады и впадения принимать за великую мудрость. Потому что очень часто наблюдаю примеры, о которых говорится в древней китайской поговорке, которую я только что выдумал: "Юный глупец когда-то становится зрелым глупцом, затем старым глупцом и затем мёртвым глупцом".
Итак, к иероглифам. Маразм крепчал, деревья гнулись. Эта трилогия началась прекрасной "Книгой о Боге" и закончилась абсолютно посредственной "Книжкой о небе". Закончил писатель писать в целом, как я думаю по просьбе редактора, которая чудом донесла до него, что "люди устали". В последней книге особо заметно, как у деда пошатнулось сознание к 96 годам, и идея веры в Бога потихоньку стекла в обычное сектантство. С одной стороны тут говорится как человек должен жить в мире и счастье, что все люди братья. И на соседней строке совершенно убойные цитаты, вплоть до того, что "Россия - это ад". Думал я обидеться на Сэридзаву, но потом прочёл строку, где он пишет, что "Горбачёв его брат". И это меня крайне повеселило, потому что как ни корчил Кодзиро из себя пророка - не смог увидеть, что Горбачёв не станет героем, а станет знаком "Величайшего глупца всех времён и народов". К сожалению, всё что сейчас происходит в мире, все кризисы и конфликты - последствие "дел брата Сэридзавы", и потребуется труд не только нашего, но, возможно и следующего поколения, чтобы эти "великие свершения" разгрести. Отдельную часть моего презрения заслужила всё та же классическая японская нетерпимость, которую видимо не вытравит ни одно учение, которое можно с натяжкой назвать духовным. Не могу я понять, когда человек, проповедующий мир и любовь начинает гнать пургу о том, что есть народы якобы "правильные и неправильные", о том, что Францию населяют "люди максимально приблизившиеся к образу Бога", а Иран с Ираком наоборот. О том, что кровавые революции приносят пользу. О том что где-то на земле есть "свобода, равенство, братство", но только для очень маленького количества сэридзавоподобных, и не нужно совсем париться, что 99% остальных людей они не по карману. По моему скромному видению истинная вера должна людей объединять и помогать им расти духовно, а не разделять на кучки по сортам и пытаться всех подводить под один устав, отсекая неугодных.
Почему дочитал. Мне понравилась именно литературная задумка конструкции произведения, которое вроде как похоже на Пруста. Было. Потом стало похоже еще на Толстого с его бесконечными, странными нравоучениями и идеями кому как жить следует. К концу это похоже еще и на Желязны с его Амбером (но Желязны хоть вещества кушал, у Сэридзавы иные нарушения когнитивного характера). Один из фанатов в предисловии пытается нас убедить, что повторения тут специально сделаны с эстетической точки зрения, но эстетики в повторах никакой не обнаружено. В первой книге автор сказал, что будет писать эту книгу, пока не умрёт, и потом сказал: "В любой момент с радостью приму смерть". И вот, вроде и умирать не охота, но и писать уже не о чем. Поэтому гоняем текст по бесконечному кругу, накладывая на это затухающее сознание. Я готов повторять бесконечно: "О чём бы ни говорил человек - он будет говорить о себе." И в литературе это проявляется конкретно. Как бы ты не пытался корчить из себя святого, как бы не пытался хитрить и обманывать - твоя истинная натура выйдет на поверхности текста, проявится в тех местах, в которых ты не ожидаешь, и всем (кроме избранных и одарённых) станет ясно, что ты хотел на самом деле, и кто ты такой есть.
Можно сказать, что это "магический реализм", но это не так, потому что это опять фэнтези. Представим мир, в котором действительно существует Бог (не так, как в нашем, а фактически, и он еще и общается с некоторыми сыридзавами-ясирами-якадзунами). Еще автор якобы перемещается между мирами и странами, якобы предвидит будущее и проч. Откровенно считает себя святым и прилагает все усилия чтобы после смерти его через книгу нарекли внеочередным "сыном господним", "литературным мучеником, всю жизнь вспахивавшим страницы" и что-то в этом роде (гремучая смесь лицемерия и эгоизма). Вот такая совсем не хитрая хитрость. На самом деле я бы немного переписал; туда бы еще немного героизма, монстров и экшона и поменьше лево-радикальной повесточки и мизантропии. Чтоб он уставал не от пачкания бумаги словами, а, например, пока спит отбивался как дум-трупер от орд наступающих на землю демонов по спец-заданию Бога. А когда просыпался, непременно удивлялся бы, как настоящий сумасшедший: "Я опять спас мир! Почему никто не благодарит меня, смерды!?" В моём прочтении был бы реальный мир, в котором есть реальный Бог, с которым можно было бы взаимодействовать, был бы параллельный мир, в который можно было бы заглядывать, всё (объекты) было бы наделено душой на примере синтоизма. И всё повествование в форме мемуаров с привязкой к реальным историческим и политическим событиям ХХ века. А может такое уже и есть в современной литературе...
Отходя от темы, позволил себе сочинить такой юмористический ответ автору, чьи 2000 страниц мне пришлось прочитать, чтобы вы примерно смогли оценить содержание, не читая его полный текст:
-- Алло, Егор.
-- Алло, да. Кто это?
-- Это Бог
-- А! Привет, Бог! Чо как, дружище?
-- Да в целом нормас, но... Знаешь, звоню пожаловаться... Я начинаю жалеть, что создал Японию... И всё из-за этого писаки Сэридзавы, который будучи на самом деле глубочайшим атеистом и мизантропом, пытается проповедовать людям, будто имеет ко мне хоть какое-то отношение. Ты же знаешь как я не люблю тупых м-даков...
-- Да, Господи, они - наша общая с тобой боль.
-- Так вот. Я же тогда просил Трумэна сбросить атомку не на Хиросиму, на самом деле, а на Сэридзаву, чтобы от него ни молекулы не осталось и чтобы он перестал уничтожать экваториальные леса, переводя бумагу в свои многотомные письмена. Но связь прервалась, адрес расслышали неверно...
-- Да, нелепая вышла ошибка...
-- А теперь вот он пишет, что якобы "Россия - это ад". Да что он о себе возомнил!? Россия - моя любимая страна. При создании Мира больше всего я трудился именно над Россией и людьми, которые в ней живут. Я тут, понимаешь пытаюсь всех мирить, чтобы все жили дружно в мире и совершенствовали мир. Рак там вылечили, СПИД победили, на Марсе домики построили, придумали бы пиво от которого не толстеешь и в туалет не хочется... А он мне тут упёрся в свою Францию с Японией, понимаешь, и пытается всех перессорить, якобы завладев монополией на общение со мной! Не бывать никакой монополии! Кроме настольной... Всех люблю и ценю одинаково, ну и вы уж там не плошайте!
-- Хорошо. Это я знаю. Для этого здесь и родился, когда моя душа, пребывая в истинном мире выбирала оболочку и место для перерождения. Только души тех, кто провинился рождаются в Японии. А Сэридзава видимо за что-то обречён рождаться в ней вечно.
-- Именно так. И помни, всё что ты пишешь и говоришь - истина в последней инстанции, потому что я сделал тебя своим официальным представителем во Вселенной. Все, кто твой блог не читают - попадут ад. А все, кто пишут глупые комментарии, попадут в Японию, чтобы попытаться поставить на путь истинный японских писателей, впадающих в ненависть к другим народам.
-- Конечно, Бог.
-- И вот еще что, чуть не забыл. Твоя душа должна срочно отправиться в Америку. Ты видел причёску Трампа? Нужно срочно что-то с этим делать. Пусть покрасит волосы в синий, как у Лебедева, или даже пусть сбреет, если хочет правильно управлять страной.
-- Сделаю всё что смогу, Бог, звони чаще. Мне пора бежать.
-- Чао-какао! Да пребудет с тобой сила!
Не знаю, было ли вам смешно так как мне, но в книге такого "подтёка сознания" примерно на 2000 страниц. И, не обладая чувством юмора, не относясь скептически к тому, что написано, я вряд ли смог бы прочесть. Как впрочем и многих других авторов, чьи книги некоторые читатели воспринимают на веру и стараются жить по заповедям писателя. Вот уж точно - читаю, чтобы остаться собой, а не стать кем-то из книжки. На самом деле не сильно важно, кто и что говорит, кто и что думает. Важно только то, что реализуется в действии. Мало написать "все люди братья" или "человек рождён для счастливой жизни" - нужно это попытаться реализовать. Нет чудес, кроме тех, что вершим мы силой своей веры.
Про Японию, конечно же, абсолютная шутка. Мне очень нравится и интересна Япония с её искусствами, культурой и людьми, которых я изучаю несколько лет к ряду. Так же как и другие страны, потому что не могу выделить из них более "правильные" или "самые лучшие". Поколесив по миру, я понимаю, что везде, независимо от чего бы то ни было живут такие же люди, которые так же любят, страдают и верят. Если бы Сэридзава был бы настоящим пророком, если бы он на самом деле говорил бы с Богом, а не вникал заместо этого в новости по ящику, я бы прочёл в его книге, что "нет неправильных народов или нецивилизованных стран, потому что Бог любит всех одинаково и завещал людям жить в мире и любви и не враждовать." Вместо наказаний он бы предложил "пожать руки или обняться всем народам, между которыми есть какие-то мнимые конфликты - конфликты есть среди политиков, среди корпораций, среди религиозных организаций "окормляющих паству" (за сносную плату), которые делят деньги и ресурсы - между людьми нет конфликтов и ссор, которые не заслуживают понимания, примирения и прощения". Примерно так там было бы написано.
Я долго старался сильно не обращать внимания на юношу ясиро, который каждые десять дней приходит к Сэридзаве, переодевается в женское красное платье и, корча рожи, начинает вещать от имени духа некой вероучительницы. Ничего не имею против Тэнри или Мики Накаяма, но вот такой цирк мне совсем не по душе. Вот эти все места - магические исцеления, воскрешения, левитации - это всё то, что относится к шоу-бизу от религии, есть то, во что я крепко не верю и не поверю ни под каким соусом. Вера в Бога и само Чудо для меня совершенно в другом и наверное лучше всех получилось приблизиться к сути у моего друга Кьеркегора, звучит сокращённо примерно так: "Бог повелел одному человеку убить своего сына, а тот отказался." Вот настоящая вера, которую не сломить, она в любви и в приверженности добру, не важно какие голоса, что тебе нашептывают от имени каких богов - решение принимаешь ты, поступок совершаешь ты и отвечать за это только тебе.
Вот еще импровизированная пародия на повествование, чтобы как-то обозначить моменты которые меня очень смущали в книге: "Всю жизнь я трудился не покладая рук, писал статьи в Дзенчик и так это делал самоотверженно, что даже военные, шахтёры, сталевары, пожарные и врачи пускали слезу, приговаривая: "Святой! Кто мы и кто Он!". Жил бедно в доме двадцати комнат, подаренном мне одним из читателей моего блога. Питался только хлебными сухарями, за которыми ездил на майбахе с личным водителем, тоже подаренным мне одним из читателей блога. Еще один из подписчиков подарил мне дачу в горах и личный самолёт, чтобы я мог отдыхать между написанием этих невыносимо сложных статей в блоге. Так ведь можно и всё здоровье загубить, тыкая весь день по клавишам и придумывая, что же такого о себе хорошего сочинить. В дом ко мне обычно вела длинная очередь, начинавшаяся примерно из Рязани. Люди хотели получить от меня благословение и личный совет как жить, как вести бизнес, как управлять странами. И вот как-то пришел ко мне бедняк и говорит: "Я бедняк, бедняк, бедняк. Ничего, ничего, ничего у меня нет. Что же мне делать?" А я взял с пола железяку, превратил её в золото и отдал ему, мне же не сложно, я же всемогущий в своей собственной книге и могу написать всё, что угодно, и тут на меня снизошел святой дух и сказал ему моими устами: "Инвестируй в крипту или поставь на зеро. Да почаще тапай хомяка." Бедняк прослезился, достал из кармана ракетный ранец и улетел к себе на Плутон."
Всю книгу автор говорит о своей святости, мудрости, просветленности, мученичестве, исключительности, жертвенности. Но всё время, даже когда он говорит о других, он говорит в первую очередь о себе. Нет в тексте ни капли сострадания и ни капли откровения. И чем дальше я читал, тем больше понимал, что передо мной иллюзионист-напёрсточник с пером в руке.
Еще один очень на мой взгляд забавный момент - суперсила Сэридзавы. Бог наделил его силой "заряжать воду", превращая её в "святую лурдскую воду". Было раньше такое место во Французских Пиренеях - Лурд, где бил из горы источник со святой водой. Бывал я там, место и правда очень красивое. Там постоянно совершались чудеса. Миллионы людей приезжали туда со всего света на перелинаж (паломничество). Потому что там исцелялись неисцелимо больные - слепые прозревали, глухие восслухивали, парализованные восставали. Даже была комиссия по чудесам. Но в один день, когда начался финансовый кризис, папа сказал, что это всё обман и никаких чудес нет, кроме тех, что в Ватикане. И вмиг чудеса происходить перестали, люди перестали приезжать. Лурд стал обычной деревней с целыми ансамблями невостребованных религиозных построек, и вода из скалы потекла самая преобычная. Так вот, к силе. Наш "Кашпировский от литературы" мог заряжать только небольшое количество воды у себя на подоконнике. И потом поил ей выдуманных персонажей своей книги, которые чудесным образом исцелялись. Потому что силой никакой не обладал на самом деле. Но меня-то Бог на самом деле ею одарил щедро и безраздельно, поэтому, дорогие читатели и особенно подписчики и особенно те, кто лайки ставит, и особенно те, кто задумывается куда бы прислать доната - заряжаю божественным благословением вам всю воду - в бутылках, из под крана, на кухне, в ванной, в душе и даже в унитазе! Даже слюну, которой наполнен рот - и ту заряжаю на успех! Да снизойдёт на вас благодать, счастье, исцеление и скидки в пятёрочке, где бы вы ни были! Верьте в себя - и вы всё сможете! Да хранит вас Бог!
Кодзиро Сэридзава: