Найти в Дзене

Учитель в современной школе

Оглавление

Простой, казалось бы, вопрос, отвечая на который, погружаешься на очень большие глубины, где раскрывается картина кризиса современного образования.

Хотя, действительно ли ситуация настолько серьёзна, чтобы говорить о кризисе? У страха, как говорится, глаза велики, но преуменьшать степень проблемы тоже, всё-таки, не стоит, особенно когда речь идёт о будущих поколениях.

В одной из статей я поднимала тему школы и школьного образования, в данном же тексте я решила коснуться конкретного аспекта — непосредственно фигуры учителя и её значения в современной школе.

Что было в прошлом?

Всё меняется. Перемены коснулись и школу — как в целом, так и в частностях. Фигура учителя сегодня не эквивалентна тому значению, которым она обладала в советскую эпоху.

Советский учитель — образец и пример для подражания. Во всяком случае, мы помним советскую школу именно такой, тем не менее, определённые детали проявляются, едва мы за лоском ностальгических чувств начинаем различать то, что спрятано глубоко в памяти.

Советский учитель в глазах учеников обладал непререкаемым авторитетом, что, безусловно, создавало атмосферу уважения и способствовало более-менее прилежному поведению школьников.

Однако аспект авторитетности, на мой взгляд, хоть и важен, но не столь приоритетен, как может показаться. Ученик имеет право оспорить мнение учителя — только в том случае, если учащийся уверен в том, что учитель в чём-то ошибается или где-то допустил неточность. Но слово советского учителя абсолютно и неоспоримо.

Стоит ли платить столь большую цену за то, чтобы ученик проявлял вымученное «уважение» к учителю?

Школа не учит нас достигать истины или, по крайней мере, к ней стремиться; школа даёт набор навыков и знаний, чтобы учащийся в дальнейшем мог стать дееспособным членом общества. И «перегруженная» ощущением авторитетности фигура учителя становится серьёзной преградой в формировании индивидуального критического мышления, потому что критика направлена в первую очередь на то, чтобы выявлять ошибки как в собственных, так и в чужих решениях, но если с детства человеку говорили, что слово и мнение наставника всегда правильно, то о каком критическом мышлении вообще может идти речь?

Я не хочу принизить роль учителя в советской школе. Напротив, советское образование, начальное, среднее, высшее, дали нашему обществу и стране гигантское число высококлассных специалистов. Я лишь пытаюсь выделить те моменты «перегрузок» в безрассудном оценивании и восприятии фигуры учителя в разные моменты истории.

-2

Что происходит сейчас?

Видя и слушая истории о том, что школьным учителям могут по любому, даже самому минимальному поводу устроить выволочку как со стороны родительского комитета, так и со стороны начальства, приходишь к мысли, что ученикам, вероятно, дали слишком много свободы в выражении собственного мнения (вернее, их родителям).

Фраза «учитель не учит, а предоставляет услуги образования» отражает определённую степень упадка. Ведь если учитель «предоставляет услуги», то и ученик, и родители, как получатели услуг, вполне могут изъявить требование, чтобы учебный процесс проходил как-то иначе, или пожаловаться на то, что учитель работает как-то не так, не удовлетворяет тем или иным ожиданиям.

Кажется, что значение фигуры учителя в современной школе перешло в диаметрально противоположную позицию: учитель воспринимается не как абсолютный авторитет, но как продавец-консультант, которого можно отчитать за любую провинность.

Стоит ли такой удар по престижу профессии учителя комфорта учеников?

Мы словно наблюдаем за движениями маятника, и в данный момент фиксируем очередную амплитуду.

Работа школьного учителя важна, и данная аксиома не должна восприниматься лишь как набившая оскомину догма. То, что кажется бесспорным и давно подтверждённым, легко забывается.

На это всё.

Спасибо!

А как вы думаете, в чём значение фигуры учителя сегодня?

***

Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГЭ, также помогаю с прохождением ДВИ. Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath). Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.

***

Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!