Найти тему

Как школа формирует взаимодействие ученика и учителя

Оглавление

Современная школьная повестка отличается крайней лояльностью к психологическому состоянию ученика. Интернет полнится материалами, в которых продвигаются «экспертные» идеи о том, как следует оберегать ребёнка от влияния «токсичной» школьной среды. Здесь мы опустим такие вещи, как буллинг и травля — эти темы достаточно серьёзны и требуют отдельного разбора в более объёмной статье, — и обратимся к другому аспекту младшего и среднего образования — к взаимодействию между учеником и учителем.

Собственно, «экспертные» материалы на просторах Сети проводят примерно одну и ту же магистральную идею: вот раньше учителя ни во что не ставили личность школьника, могли и подзатыльник дать, и обозвать, и унизить перед всем классом, особенно если это какой-нибудь оболдуй, совсем не проявляющий рвения в учёбе, и вот из-за таких учителей выросли люди с различными психологическими комплексами; то ли дело сейчас, когда деятельность учителя находится под неусыпным контролем родительского комитета, когда на ученика ни в коем случае нельзя повышать голос и вообще проявлять неуважение к его персоне, потому что ученик в любой момент может пожаловаться родителям, после чего с учителем будут разбираться более высокие инстанции местного образовательного сегмента.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Везде есть крайности. И везде есть тонкости. С одной стороны, я согласна, что необходимо проявлять определённую меру лояльности по отношению к ученику, что, однако, порой может выливаться в череду уже других проблем, например, когда абсолютно слабого ученика, который, к тому же, поняв, что с ним возятся, как с малым ребёнком, даже не старается делать вид, что учится... и от этого страдает если не вся школа, то класс, в котором учится такой товарищ. С другой стороны, я понимаю — без строгости в учёбе нельзя. Человек, особенно в таком возрасте, когда ветер в голове, а в крови огонь, использует любую возможность, чтобы немного подурачиться и побездельничать. Собственно, не только подростки этим грешны.

Но строгость каждый учитель понимает по-своему.

Понятное дело, выработать в школе индивидуальный подход к учащемуся, когда класс состоит из тридцати или более человек, невозможно. Методы педагогики слагаются из общего количества черт среднестатистического школьника — и от тех требований, которые необходимо выполнить в соответствии со школьной программой. Учителю же приходится лавировать между Сциллой и Харибдой, чтобы, во-первых, дать ученикам не просто информацию о предмете, а его понимание, а во-вторых, удовлетворить чаяния руководящих структур, ведь школа должна держать престижный вид.

Подобно снежному кому, проблемы накапливаются, фокусируясь, как ни крути, на этом коротком отрезке — между учеником и учителем.

Так в чём же корень противоречий?

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Ученик — не просто индивид, а участник большого процесса

Можно сказать, что аспект личностной самооценки ученика является частным и не играет никакой роли в более общем поле школьного образования. Но ведь здания строятся по кирпичикам, по блокам, и как всё, что состоит из частей, школа так же создана из подобных «атомов», и атом в ней — ученик, поскольку ради его образования и создаются такие структуры.

Исходя из собственного опыта работы репетитором, могу сказать: многие школьники боятся говорить, они испытывают страх перед собственным голосом. Потому что на уроках в них методично закладывают мысль о том, что ошибка — это катастрофа. Ошибаться нельзя. Если учитель спрашивает, надо всегда отвечать верно. И ни в коем случае не надо отстаивать своё мнение, потому что учитель всегда прав. Такая педагогическая тактика заведомо проигрышная.

Спросите себя: какого человека мы хотим видеть, когда он заканчивает школу? Забитого, стесняющегося и себя, и своих суждений, боящегося даже дать намёк на то, что он думает иначе — или самостоятельного, критически мыслящего, уверенного в себе и в своих словах, но готового признать свои ошибки? Думаю, очевиден тот факт, что к ученику необходимо проявлять уважение, как к взрослому человеку. И говорю я это не ради красного словца; мои подопечные начинали делать большие успехи в учёбе именно тогда, когда понимали, что могут свободно выражать своё мнение относительно тех или иных задач и вопросов, что они могут, если сочтут необходимым, оспорить моё решение или решение педагога.

Подавляя самооценку ученика, мы будто вытравливаем из него возможность в будущем повзрослеть — ведь человек с низкой самооценкой на долгие годы останется глубоко внутри маленьким ребёнком, он сохранит трепет перед фигурой авторитета, который всегда прав.

Тем не менее, это одна сторона вопроса.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Учитель — это тот, кто учит

С такими идеями недалеко и в утопию скатиться. А утопии нам не нужны. Особенно если дело касается образования.

Говоря, что к ученику следует относиться уважительно, я ни в коем случае не защищаю иную позицию: что учителя нужно чуть ли не понижать в правах, чтобы не навредить «личности» учащегося.

Личность — это не только свобода действий, но и ответственность.

И вот вторую часть многие почему-то забывают.

Ответственность и уважение — вещи, что отличают зрелого человека от инфантила.

И инфантильным человек может быть как в 15, так в 40 лет, всё зависит от воспитания и саморазвития.

Проблемы же современного школьного образования, на мой взгляд, заключаются именно в том, что ученику как человеку позволяют слишком долго оставаться в состоянии инфантильности. Он всегда знает, что прав. Но правоту свою ничем не подтверждает, лишь значимостью своего эго (не личности, прошу заметить). Он знает, что за него заступятся и родители, и школа. Такой человек в дальнейшем будет носить надутую значимость своей персоны перед собой, точно транспарант, хотя на деле мало что будет представлять собой как личность.

Учитель — тот, кто учит. И учение — это не просто «загрузка» школьной программы в пустые детские головы, а само усилие по вызреванию и созреванию этих голов, вернее, умов в этих головах.

Что я имею в виду? Учиться всегда сложно. Не из-за сложности предметов как таковых. Говоря философски, это скорее вопрос бытия, а не познания. В лице учителя ученик сталкивается с собственным невежеством — и старается, если захочет, его преодолеть. Ученик впервые узнаёт, что он может чего-то не знать, но грамотный учитель подскажет: нет ничего постыдного чего-то не знать — стыдно выпячивать своё невежество напоказ, выставляя его за единственно правильное мнение. Тут-то и дОлжно быть строгим, но умеренно строгим. Как я говорила выше, в данном пункте можно перегнуть палку.

***

Конечно, школа — это просто школа. Это необходимый этап в жизни каждого гражданина. И никаких самостоятельных личностей она не выращивает. Составных частей социума — да. Личностей — нет.

Взаимодействие учителя и ученика — тема сложная, и я осветила лишь часть её. И на мой взгляд, учитель учит ученика не только определённому предмету, но и самой возможности мыслить — и если учителю удаётся посеять в ученике зёрна самостоятельного мышления, то это, как я полагаю, хороший учитель.

Спасибо! До новых встреч!

А что вы думаете об этом? Что отличает хорошего учителя от плохого?

***

Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГИ, также помогаю с прохождением ДВИ. Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath). Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.

***

Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!:)