Найти в Дзене

Современное воспитание: в чём проблема?

Оглавление

Воспитание — сложнейший и многоуровневый комплекс норм, ценностей и тенденций. Во многом оно зависит от тех культурных и социальных условий, в которых живут родители, дети и, собственно говоря, сами воспитатели. Конечно, нельзя исключать индивидуальных и семейных традиций, сопровождающих ребёнка с детства до совершеннолетия.

Но каково же воспитание в наши дни?

Проблема насущная и дискуссионная. Достичь единого мнения принципиально невозможно. То, как следует воспитывать детей, является камнем преткновения многих поколений. Наверное, вопрос воспитания стоит на повестке дня столько, сколько человечество знает себя как цивилизованный социум.

Если раньше авторитет взрослого был непререкаем, то в нынешнюю эпоху цифровизации и индивидуализма мы видим, как меняется парадигма: авторитетность теряет свою значимость, дети всё чаще заявляют о своей обособленности и независимости, и именно этот пункт провоцирует постоянные споры. Раздаются слова о том, что нынешнее молодое поколение совершенно потеряно. И необходимо принять меры — чем скорее, тем лучше.

Имея за плечами богатый опыт воспитания собственных детей, могу сказать точно: идеальной модели воспитания не существует. Конечно, можно составить единый свод правил, которые привьют ребёнку нужные этические постулаты, но ребёнок — не заводной механизм, не робот, он активно воспринимает мир вокруг, наблюдая за взрослыми, и отмечает те или иные противоречивые мотивы.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Сознание — саморегулирующаяся система, и рано или поздно ребёнок начинает задаваться вопросами, которые родители не могут, с точки зрения вопрошающего, удовлетворить: почему люди поступают так или иначе? Почему мир именно такой? Переходя от предметных частностей к общим закономерностям, ребёнок погружается в материи, всё дальше уходящие от наглядности эмпирического опыта.

Да, философские проблемы волнуют детское сознание в довольно раннем возрасте, суть же в том, что ребёнок ещё не обладает достаточным запасом знаний, чтобы найти пусть относительные, но приемлемые на данном этапе решения проблем бытия, жизни и мироздания. Тут-то и должно помогать воспитание как создание универсальной картины мира, в которой у каждого элемента есть подходящее объяснение.

Зафиксируем это и попробуем разобраться, чем же отличается воспитание сегодня. Ведь рассуждая о нём, мы говорим не только о воспитанниках, но и трансформациях в общечеловеческом мировоззрении.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Каждая модель воспитания стремится стать лучшей (или лучше предыдущей)

Конфликт поколений — тема, набившая оскомину, но, как ни странно, не утратившая актуальности ни на йоту. Потому что с точки зрения культурного развития поколения всегда будут асимметричны друг другу. Потому что дети всегда будут видеть в действиях отцов некий изживший себя, но почему-то до сих пор существующий изъян, а отцы будут видеть в детях то, что нарушает отлаженную и упорядоченную схему, в которую упаковывается такой большой и такой угрожающий покою мир. А мир меняется. Тривиальный вывод — но это так. Воспитание же пытается отразить эту динамику и либо утвердить, что важно придерживаться традиционного, более консервативного уклада, либо придерживаться прогрессивного настроения, передавая детям все самые современные знания в сфере культуры, гуманитарных наук и прочее. Конечно, я не имею в виду, что ребёнка нужно накачивать передовыми философскими, социальными и прочими массивами данных. Однако культура сейчас и тридцать лет назад — совершенно разные культуры. И воспитание детей тогда и в наши дни — это разные модели воспитания. И сейчас родителям кажется, что они учли ошибки своих родителей, что они могут дать своим детям более модернизированное воспитание, не основанное на страхе перед наказанием или возможностью совершить ошибку. Собственно, это и служит проблематичной точкой, с которой мы переходим ко второму тезису.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Современные родители попадают в западню собственных ожиданий

Каждый родитель считает, что знает о своём ребёнке всё. Он знает, как он мыслит, чего хочет, о чём мечтает. Здесь-то современное воспитание спотыкается о подводный камень: ребёнок — это прежде всего объект родительских проекций и ожиданий и уже потом — индивид с собственным психологическим портретом. Разумеется, ребёнка до пяти-семи лет сложно назвать личностью — каждый его шаг контролируют родители, потому что дитя только изучает мир, старается понять его устройство. Ребёнку дают понять, как говорил Маяковский, «что такое хорошо и что такое плохо». Но в современном мире мы наблюдаем течение, которое и провоцирует неутихающие диспуты на форумах, в чатах, в комментариях (думаю, они возникнут и под этой статьёй): значимость ребёнка как личности значительно повышена. С точки зрения психологии, личность — это результат того, как развивается человек в самостоятельной жизни, значит, период воспитания, что логично, уже пройден. Личность понимает степень свободы своих поступков и степень ответственности. Но психоанализ пришёл к выводам, которые и привели нас к глобальным перестановкам в воспитательных системах: едва ли не с рождения ребёнок живо и активно воспринимает окружающий мир, он строит собственные модели умозрения и мировоззрения, конечно, стройность этих моделей роднит их с ещё мифическим мышлением, тем не менее, ребёнок — не tabula rasa, он не впитывает родительские нотации, как губка, но эти нотации искажаются в поле детского восприятия. Наблюдения психоаналитиков запустили ход фундаментальных изменений в педагогике и воспитании. Теперь детям с очень раннего возраста повторяют мысли о том, что он волен сам решать, что родители не должны выбирать за него. С одной стороны, это закономерный исход, потому что в детях перестали видеть субъектов, в которых можно просто «загрузить» необходимую воспитательную программу, но с другой — мы сталкиваемся с другой проблемой...

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Когда разрешено всё и не запрещено ничего

Как уже было сказано, система воспитания нынешняя стремится модернизировать системы воспитания предыдущие. Родители пытаются исправить ошибки своих родителей, из-за чего ребёнок становится как бы шахматной фигурой на доске, где современный родитель пытается выстроить идеальную модель своего собственного детства. Испытывая навязанные ограничения и запреты в детстве, родитель стремится дать своему ребёнку ощущение свободы и вседозволенности. Ведь нет чувства более невыносимого, чем чувство стыда. Теперь же стыд — негативный компонент, его необходимо оттеснить, показав ребёнку, что он может поступать так, как хочет, не боясь критики родителей. Но если человек с детства усвоит, что никакое из действий не возымеет ответных реакций со стороны других индивидов, ближе к зрелости мы столкнёмся с образом весьма инфантильной и капризной персоны, для которой будет непостижима мысль о собственной ответственности. Каким бы тяжким ни был комплекс вины, он — необходимый сегмент в устройстве зрелой личности. Да, порой мы безосновательно ощущаем вину. К тому же, вина — это этап, который переводит нас в статус жертвы, что может помешать в дальнейшей жизни. Тем не менее, между разрешением и запретом должна сохраняться золотая середина, иначе, с точки зрения психологии, в человеке останется клеймо инфантильного мышления.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Цифровой мир и преизбыток информации

Раньше мобильные телефоны выполняли рабочие функции, а как предмет развлечения они были скорее исключением. Теперь же смартфоны — это часть быта. Как и доступ ко Всемирной сети. И дети взаимодействуют с гаджетами с очень раннего возраста. Они всегда в потоке информации, постоянно смотрят в экраны. Воспитательные задачи незаметно перешли от родительских фигур к Интернету. Дети без задней мысли впитывают то, что вещают различные ютуб-шоу, ленты коротких видео... Пресловутое клиповое мышление из досужей фантазии давности стало реалией. Современный ребёнок просто не умеет скучать. Звучит парадоксально, но такие чувства, как тоска, скука, одиночество, когда человек впервые, образно говоря, «уходит в себя», размышляя о себе, погружаясь в мир собственных фантазий, а не изображений, поставляемых развлекательным контентом, уходят в небытие, порастая былью. Фактически, внимание ребёнка всегда пассивно, он лишь наблюдает, получая в избытке дозы дофамина. Он начинает учиться тому, что видит в телефоне, и это не может не беспокоить. Да, с одной стороны, восприятие новой информации — это всегда хорошо, с другой — бесконтрольное поглощение информации совершенно разного толка влечёт за собой не самые хорошие последствия. Навыки самостоятельного, критического мышления утрачиваются. И кто знает, чем это обернётся.

***

Современное воспитание — поле проблематичное. Впрочем, воспитание всегда оставалось областью исканий, споров, диспутов и преткновений. Кто-то поддерживает старую школу, кто-то открыт новому.

Надо лишь понимать, что ребёнок — это полноценное действующее лицо, просто до определённого возраста он ещё не в достаточной мере дееспособен.

Спасибо! До новых встреч!

Расскажите, какие проблемы вы видите в современном воспитании? Поделитесь мнениями, идеями:)

***

Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГИ, также помогаю с прохождением ДВИ. Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath). Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.

***

Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!