Найти в Дзене

Чолпон || Киргизская сказка

Было это давно. На киргизской земле, окруженной хребтами пёстрого Ала-Тоо, властвовал Темир-хан. Был он жесток и хитёр и всех окрестных ханов сумел подчинить своей воле. Далеко простирались его пастбища, и не было счёту его табунам и отарам. А когда хан останавливался на стоянку, то вокруг его ставки вырастал целый огромный город из войлочных юрт. Сам хан держался наособицу и воздвигал свою нарядную белую юрту подальше от своих людей. Юрта была богато украшена: стены были завешены шёлковыми коврами из далёких стран, на полу лежали узорные ширдаки - войлочные ковры, - покрытые шкурами медведей и барсов, сам же хан восседал на шёлковых подушка в халате из золотой парчи, отороченной драгоценными мехами. Не только золотыми одеждами выделялся хан, но и грозным нравом. Чуть что - засверкают гневом его глаза, и прикажет хан жестоко расправится с неугодными. И не миновать его гнева ни родным, ни приближённым. А друзей у хана и не было никогда. А знаете, кого ещё не было у хана? Сыновей. Много

Было это давно. На киргизской земле, окруженной хребтами пёстрого Ала-Тоо, властвовал Темир-хан. Был он жесток и хитёр и всех окрестных ханов сумел подчинить своей воле.

Киргизская земля // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Киргизская земля // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Далеко простирались его пастбища, и не было счёту его табунам и отарам. А когда хан останавливался на стоянку, то вокруг его ставки вырастал целый огромный город из войлочных юрт.

Сам хан держался наособицу и воздвигал свою нарядную белую юрту подальше от своих людей. Юрта была богато украшена: стены были завешены шёлковыми коврами из далёких стран, на полу лежали узорные ширдаки - войлочные ковры, - покрытые шкурами медведей и барсов, сам же хан восседал на шёлковых подушка в халате из золотой парчи, отороченной драгоценными мехами.

Темир-хан // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Темир-хан // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Не только золотыми одеждами выделялся хан, но и грозным нравом. Чуть что - засверкают гневом его глаза, и прикажет хан жестоко расправится с неугодными. И не миновать его гнева ни родным, ни приближённым. А друзей у хана и не было никогда.

А знаете, кого ещё не было у хана? Сыновей. Много жён было у хана, но у всех появлялись только дочери. Как злился на это хан, как гневался! У простого табунщика есть сын-помощник, у последнего бедняка, а у него, могущественного хана, грозы всех соседей - почему-то нет. Видно, плохо стараются жёны. Так думал хан. И вот, узнав, что у одной из жён будет ребенок, он строго приказал: ему нужен только сын-наследник, помощник в завоеваниях, который сохранит и расширит владения хана.

И, может, приказ помог, или женские хитрости, а все-таки родился у хана долгожданный сын. Жаль только, мать не пережила родов, покинула этот мир.

Хан назвал своего единственного сына Нурдин. Рос он сильным и здоровым, только характером пошёл не в отца. Нурдин был весёлый и добрый, больше всего на свете любил он родную землю, горы Ала-Too, и всегда рядом с ним были его друзья – дети табунщиков и чабанов.

Нурдин // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Нурдин // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Все любили ханского сына за простоту его и приветливость, только хана это не радовало. Да и был ли он когда-нибудь по-настоящему доволен в жизни? Дружба сына с детьми простых бедняков хана только злила. С сыном он ничего поделать не мог (это ведь был его единственный сын), а вот от его приятелей хан старался избавиться под разными предлогами и мечтал раз и навсегда избавить сына от неподходящей, по его мнению, компании.

И вот, наконец, придумал хан женить сына: никуда не поедет он от молодой жены, забудет и про полудетские свои забавы, и про друзей-чабанов. А если взять жену из богатого рода, то это только увеличит богатство и могущество самого хана.

Только хан и не подозревал, что Нурдин уже полюбил простую девушку Чолпон, а она ответила ему взаимностью. Только верные друзья Нурдина знали об этом, но свято берегли его тайну. Часто, уезжая с друзьями в горы, Нурдин покидал их и скакал на опушку леса, где ждала его Чолпон.

Надо сказать, в последнее время их встречи наедине стали редки, так как в их ставке стали пропадать девушки. Как вырастет девочка, станет невестой, полюбит молодого парня - так вскоре и пропадёт. Плачут родители, всадники объезжают окрестности - но всё без толку. Так пропало уже несколько подруг Чолпон. Думали, что, верно, кто-то из соседей устраивает набег на владения жестокого хана. Нурдин волновался за свою любимую и просил её никуда не ходить одной.

Только в этот раз надо было им встретиться в дали от людских глаз, так как у Нурдина были плохие вести.

Нурдин и Чолпон // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Нурдин и Чолпон // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

И вот встретились они, как обычно, в лесу, Нурдин рассказал Чолпон, что отец намерен женить его на богатой невесте.

Побледнела Чолпон, покачнулась от этой вести, как от удара, но Нурдин сжал её руки и прижал к сердцу.

- Не бойся, милая Чолпон, я всегда буду тебе верен! Пусть твои щеки всегда будут румяны, как спелые яблоки, а глаза сияют, как звезды, красота не меркнет от печали. Отец изменит свое решение, если узнает о нашей любви. Если же нет - я не смогу жить без тебя!

Чолпон подняла на него свои прекрасные глаза, полные слёз.

- Я верю тебе, любимый. Я чувствую, как бьется твое сердце. Оно, как и мое, переполнено любовью. Нурдин, я тоже не смогу жить без тебя!

Темнело. Пора было возвращаться домой. Но тропинка, знакомая Чолпон с самого детства, куда-то исчезла, а лес как будто превратился в непроходимую чащу. Поднялся ветер. Большие деревья с крючковатыми ветвями преградили им путь, ветки раскачивались и цеплялись за одежду и волосы, царапали лицо и руки. Чолпон и Нурдин выбились из сил, продираясь между кривыми стволами в поисках дороги.

Чолпон прижалась к Нурдину, и ей сразу стало спокойнее. Она предложила отдохнуть под деревом, пока не утихнет ветер. Нурдин согласился. Они сели под деревом, Нурдин положил голову на колени Чолпон, а она стала гладить его по волосам. Вскоре Нурдин задремал.

Вдруг лес озарился зеленоватыми огоньками. Чолпон насторожилась и отодвинулась от Нурдина. Со всех сторон слышались шорохи и какие-то зловещие звуки: каркали вороны, ухали филины, где-то страшно завыли волки. Да ещё эти огоньки! Казалось, лес освещался тысячами горящих глаз, которые с каждой секундой как будто приближались к Чолпон. Внезапно раздался резкий, лающий смех, и в следующее мгновенье перед Чолпон появилась старуха - хромая, горбатая, с седыми спутавшимися волосами, горящим, недобрым взглядом и большим крючковатым носом. Руки её тоже казались скрюченными, как ветки деревьев.

Злая колдунья // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Злая колдунья // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Старуха поближе подошла к девушке и снова захохотала так громко, что качнулись верхушки деревьев.

- Ха-ха-ха, ты воображаешь, что твоя красота может удержать Нурдина? Глупая девчонка! Завтра же он будет моим и его сердце будет биться только для меня! Я - великая волшебница Айдай, и куда вам, глупым девчонкам, тягаться со мной!

В один миг на глазах изумлённой Чолпон старуха преобразилась в прекрасную стройную девушку, чьё тело, окутанное воздушными тканями, будто светилось изнутри. Смеясь, мелодичным голосом красавица произнесла:

- Ну, разве я не хороша? Не удержишь ты своего жениха, не устоит он передо мной, как и другие не устояли!

Взмахнув своей сияющей шалью, колдунья исчезла, оставив дрожащую от страха Чолпон и спящего крепким сном Нурдина.

Колдунья волшебно преобразилась // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Колдунья волшебно преобразилась // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Вместе с колдуньей пропало зеленоватое свечение, и, мало-помалу, стих лесной шум и гам. Чолпон никак не могла прийти в себя. Она не понимала, была ли старуха на самом деле, или же всё это ей только привиделось.

В это время Нурдин беспокойно заворочался. Он просыпался тяжело, как будто после болезни. На его лбу выступила испарина. Чолпон провела рукой по волосам и лбу Нурдина, стирая холодный пот.

- Кажется, я уснул? - с трудом проговорил Нурдин.

- Ветер утих, - ответила Чолпон. - Нам пора идти.

Она помогла Нурдину подняться, и, помогая друг другу, они вышли к дороге, которая, оказывается, была совсем рядом.

Всю обратную дорогу Чолпон была грустной и молчаливой. Она ничего не рассказала Нурдину о своей странной не то встрече, не то сне, а Нурдин думал, что любимая грустит перед расставанием.

На следующий же день какая-то старуха рассказала Темир-хану о том, что его сын встречается в лесу с дочерью простого табунщика. Нурдин же ничего не стал отрицать.

- Да, отец, я люблю Чолпон и хочу, чтобы она стала моей женой! Ты только послушай, что это за девушка...

Но хан не захотел его слушать. В ярости он приказал отвести Нурдина в его юрту и охранять, а в это время отправить весточки всем богатым соседям, чтобы свозили своих дочерей на смотрины. Увидит Нурдин настоящую красавицу, и забудет про эту Чолпон - так думал хан, подкручивая свой ханский ус.

Хан крутит ус // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Хан крутит ус // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Вскоре стали съезжаться гости. Каких только не было невест! Каждый сосед мечтал породниться с могущественным ханом. В большой ханской юрте начались смотрины, на которые Нурдина, как пленника, привели двое ханских воинов. Десятки самых изящных, самых нарядных красавиц прошли перед взором Темир-хана и его сына, но Нурдин даже не удостоил их взглядом.

И вот очередная невеста появилась в юрте в сопровождении пышной свиты и десятка слуг. Казалось, она не двигалась, а парила по воздуху, не касаясь земли, - до того девушка была легка и стройна. Только войдя в юрту, закружилась она в страстном танце, а её сверкающая шаль так и мелькала перед глазами.

Девушка провела шалью перед лицом Нурдина, и он сразу же поднял голову, поднялся, подошёл к ней и, взяв за руки, произнёс:

- Кто же ты, прекрасная незнакомка, как зовут тебя?

- Айдай! -мелодичными колокольчиками разнеслось по юрте.

Айдай зачаровала Нурдина // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Айдай зачаровала Нурдина // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Нурдин не мог отвести взгляда от девушки. По заворожённому лицу сына Темир-хан понял, что он согласится на свадьбу. Хан, довольный, поднялся со своего места.

И тут, словно свежим горным ветром повеяло, рябь пошла по прекрасным чертам Айдай и по лицам её свиты. Это, оказывается, друзья Нурдина, прослышав о том, что планировал хан, провели в ханскую юрту Чолпон, нарядив её старухой. Как только девушка появилась в юрте, лицо красавицы Айдай странно исказилось.

Чолпон оттолкнула Нурдин и встала перед колдуньей, заслонив юношу своим телом.

- Не отдам! - воскликнула Чолпон.

У Нурдина же будто пелена с глаз спала. Обнял он свою Чолпон и больше уже не обращал внимания на Айдай, которая всё неистовей кружилась в танце. Наконец, топнув ножкой, Айдай пропала.

- Отец, вот моя невеста, Чолпон! Мы давно любим друг друга, - сказал Нурдин.

Но девушки, которых пригласили на смотрины, никак не ожидали такого. Зачем же их звали, если всё давным давно решено?! Неужели же их хотели разыграть, поднять на смех, унизить перед этой бедно одетой девушкой?!

Девушки обиделись на Чолпон // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Девушки обиделись на Чолпон // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Одна за другой, разозлённые девушки покидали ханскую юрту, а вместе с ними уходили и их могущественные отцы.

Хан в гневе затопал ногами, замахал кулаками. Глаза его налились кровью. Как посмел Нурдин его ослушаться?!

Хан страшно разозлился // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Хан страшно разозлился // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Хан чувствовал себя опозоренным перед соседями, поэтому приказал своим воинам схватить Нурдина и Чолпон и сбросить их в глубокое горное ущелье.

Воины переглянулись и увели Нурдина. Они не смели ослушаться ханского приказа, но всё же Нурдин им нравился, а Чолпон была так хороша, так нежна - как можно было сбросить её в ущелье? Поэтому воины довольно вежливо отвели Нурдина и Чолпон в горы, спустили их в расселину и удалились.

- Не бойся, Чолпон, - сказал Нурдин. - Пока я рядом, тебе ничего не угрожает.

- А я и не боюсь, - ответила храбрая Чолпон.

Вскоре они уснули, обнявшись.

А в это время колдунья Айдай в своём дворце грызла кончик своей сверкающей шали. Очень её беспокоило, что Чолпон разрушила тогда её чары. Как же ей хотелось поквитаться! Тут филин, её помощник, прилетел с вестью, что хан выгнал Чолпон и Нурдина в горы, и в голове Айдай созрел новый план.

Хлопнув в ладоши, она вызвала джинна и отдала ему свою шаль.

- Приведи сюда Нурдина! - приказала колдунья.

Джинн обратился прекрасной воздушной девой и полетел к ущельям Ала-Тоо.

Найдя Нурдина, джинн в облике прекрасной девы коснулся его лица шалью колдуньи и поманил за собой. Словно сквозь пелену сна, Нурдин увидел парящую в воздухе красавицу и ухватился за конец шали, которую она ему протягивала. И они взмыли в небо! Дева хохотала хриплым мужским басом, а Нурдин парил в воздухе, держась за тонкую шаль. Наконец, он рухнул на землю и тут-то уже проснулся окончательно. Он сидел посреди дороги, а перед ним виднелись дворцовые ворота. Вдруг двери отворились, и Нурдин пошёл внутрь.

Волшебная шаль привела Нурдина к колдунье // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Волшебная шаль привела Нурдина к колдунье // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Нурдин шёл в полумраке дворца, пока не очутился в богато украшенном зале, посреди которого бил фонтан. Брызги воды сверкали, как драгоценные камни, и только это и освещало огромный зал. Нурдин смутно различал росписи на стенах, ковры и богатые ткани, но он видел, что напротив входа установлено ложе, на нём лежит Айдай, окутанная сверкающей шалью, а у её ног лежит страшное чешуйчатое чудовище. Шаль на плечах Айдай развевались и манила Нурдин, так что юноша не заметил, как очутился в объятиях Айдай.

А это, чтобы вы могли сравнить, чья трактовка образа Айдай интереснее // Илл. Эдуард Халмурзаев
А это, чтобы вы могли сравнить, чья трактовка образа Айдай интереснее // Илл. Эдуард Халмурзаев

И как раз в это время в горном ущелье проснулась Чолпон. Увидев, что Нурдина нигде нет, она стала выбираться, громко крича "Нурдин! Нурдин!" Но ей отвечали лишь вороны и филины.

Горная тропинка привела Чолпон в лес. Огромные деревья тянули к ней свои крючковатые ветки, пытаясь оцарапать ее и разорвать одежду.

Чолпон бежит спасать Нурдина // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Чолпон бежит спасать Нурдина // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Но Чолпон знала, что где-то за лесом её Нурдин, и смело бросилась в чащу. Деревья хлестали её ветками по лицу, филины рвали когтями волосы, где-то недалеко выли волки. Но Чолпон ничего не боялась и пробиралась вперёд.

Вскоре она заметила, что в чаще растут цветы, которых Чолпон раньше никогда не видела в лесу. "Смелее, Чолпон", - шелестели цветы. - "Мы твои пропавшие подруги. Это колдунья нас заколдовала. Но ты ничего не бойся. Запомни, вся её сила - в шали".

Чолпон, слыша это, смелее и решительнее шла вперёд. Наконец, она, в разорванной одежде и с исцарапанным лицом, вышла из леса. Перед ней стоял каменный дворец. Ворота были открыты настежь, и Чолпон вошла.

Так же, как и Нурдин, прошла она по тёмным коридорам и очутилась большом зале, освещённом струями фонтана и волшебной шалью Айдай.

Несмотря на усталость, Чолпон бросилась к колдунье. Чудовищный дракон метнулся ей навстречу, но Чолпон был быстрее и проворнее. Она сорвала с колдуньи волшебную шаль и взмахнула ею перед драконом. Чудовище застыло.

- Это ты, злодейка, заколдовала моих подруг за то, что они полюбили! - бросила она в лицо Айдай. - Ты живёшь за счёт их чувств, а сама любить не можешь! Но я сильнее тебя, потому что в моём сердце живёт любовь!

И Чолпон коснулась Нурдина, погладила его по лицу. И злые чары спали с него.

Рассеялись иллюзии злой колдуньи, и она вновь превратилась в горбатую старуху. Тогда Чолпон изорвала её шаль на мелкие кусочки, и колдунья пропала. Исчезли вместе с ней её слуги, пропало чудовище и дворец, только остались награбленные колдуньей сокровища.

Чолпон с Нурдином оказались на поляне. Вместе они смотрели, как с первыми лучами солнца тают последние остатки каменных стен и распрямляются скрюченные деревья. И как только солнечные лучи касались заколдованных цветов, как они превращались в юных девушек - подруг Чолпон.

Пропавшие девушки спасены // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Пропавшие девушки спасены // Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Собрав с земли сокровища Айдай - всё, что от неё осталось, - Нурдин, Чолпон и ей подруги пошли домой.

Вернувшись, они узнали, что злой хан скоропостижно ушёл из жизни.

Возвратившийся Нурдин застал бывших ханских приближённых за спорами и даже дракой. Они пытались решить, кто же будет управлять ханскими владениями теперь, когда не осталось ни хана, ни, как они думали, его сына.

Однако молодые воины были рады видеть Нурдина живым и здоровым. Они, как и все люди в ставке хана, любили Нурдина и были только рады, что после жестокого хана власть перейдёт к его сыну.

Так Нурдин стал новым ханом и женился на Чолпон.

Посмотрите в предрассветное небо - там вы увидите ясную Чолпон - утреннюю звезду, которая светит всем влюбленным. Пусть она всегда напоминает о всепобеждающей силе любви.

Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков
Илл. З. Мидинова, К. Турумбеков

Тут и сказке конец, а кто дочитал - тех поздравляю с днём весеннего равноденствия!

Также можете посмотреть видеообзор книги киргизских сказок, в которую входит и сказка о Чолпон. Как-нибудь возьмём с вами ещё какую-нибудь киргизскую сказку.

По сказке о Чолпон ещё в советское время был поставлен балет, композитор - Михаил Раухвергер (1901-1989).

Надеюсь, вам понравилась эта история. А есть и другие!

Азербайджанская сказка, в которой тоже у падишаха никак не рождались сыновья, а потом он как пригрозил жене, и сразу сын:

Дальневосточная сказка о колдунье, которая вредила молодым девушкам:

Читайте всю подборку про Азию:

Азия | Фольклорист-любитель | Дзен

А также подписывайтесь на мой телеграм-канал Искусство, цветы и книги - каждый день вас ждут небольшие, но интереснейшие публикации об искусстве

Сказки
3041 интересуется