«Гора в море» — первый роман американского фантаста Рэя Нэйлера. Книга завоевала «Локус» за дебют, а также номинировалась на «Хьюго» и премию Артура Кларка.
И это тот случай, по моему мнению, когда внимание к работе относительно нового автора оправданно.
Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
Недалёкое будущее. Морской биолог Ха Нгуен прибывает на вьетнамский архипелаг Кондао, который был выкуплен транснациональной корпорацией DIANIMA и изолирован от остального мира ради засекреченных исследований.
Дело в том, что в окрестностях Кондао обнаружен уникальный вид осьминогов, предположительно, развивших собственный язык и примитивную культуру.
Доктор Ха Нгуен, посвятившая всю жизнь изучению головоногих, в компании ветерана боевых действий, отвечающей за безопасность с помощью роя дронов, и первого в мире (и, вероятно, последнего) андроида Эврима будет пытаться установить контакт с удивительным обитателем глубин.
«Гора в море» — научная фантастика, исследующая сложность межвидовой коммуникации, особенно если речь идёт о подчёркнуто чуждой форме разума. Автор с головой ныряет в пучины биосемиотики, подробно и интересно исследуя вместе с персонажами попытки общения людей и головоногого. Для этого писатель обращается к исследованиям семиотики, теории языка, неврологии, экологии, зоологии, антропологии и проч.
Также книга в определённой степени посвящена вопросу разумности. Причём для иллюстрации Нэйлер прибегает не только к образам уникальных осьминогов, вступивших в свой «ракушечный век», но и искусственного интеллекта — от полуавтономных дронов до полноценного андроида, способности которого явно превосходят человеческие.
К слову, затрагивая тему ИИ в одном из интервью, Нэйлер подчёркивает, что считает человека «технологическим животным», которое постоянно что-то изобретает, в том числе то, что впоследствии будет находиться вне его контроля. Он призывает не бояться прорывов в сфере искусственного интеллекта, сохраняя при этом «ориентированное на будущее мышление, которое смягчает риски и ущерб для общества и нашей личной свободы в краткосрочной и среднесрочной перспективе».
Отдельно стоит отметить тему одиночества персонажей, изолированных порой как физически, так и психологически, одиночество человечества как вида, что также осложняет поиски «собеседников», провоцирует исследования, конфликты и технологические прорывы.
Сам автор считает намного важнее тему безразличия — «людей друг к другу и к другим видам, что позволяет нам видеть все как нечто, что можно эксплуатировать». Отсюда и чувство одиночества.
Что касается антуража «Горы в море», то тут тоже интересно.
Нэйлер по долгу дипломатической службы много времени провёл за границей, работая в том числе в России, Казахстане, и проч. Также он побывал во Вьетнаме, на том самом Кондао, где, ныряя ночью с аквалангом, встретился с каракатицей, которая, по его словам, оставила у него «глубокое впечатление попытки общения».
Это воспоминание, а также желание раскрыть чуть подробнее идею сложности межвидовых контактов (без привлечения инопланетного разума) и привели автора к созданию «Горы в море».
Нэйлер уделяет время истории мест, в которых разворачиваются события книги, пытаясь встроить её в созданный им художественный мир. В этом смысле книга могла бы быть похожей на прекрасную «Заводную» Паоло Бачигалупи, но, на мой взгляд, не хватает конкретики.
За пределами Кондао царит условных киберпанк, и тут, на мой взгляд, и всплывает, возможно, единственный минус книги (да и то, скорее, придирка-пожелание). Суть в том, что помимо сюжетной арки Ха Нгуен и изучения осьминогов, некоторая часть книги посвящена второстепенным персонажам. Это история раба Эйко, пытающегося выжить на автономном рыболовецком судне, а также хакера Рустема, взламывающего нейронные сети.
На мой вкус, если б автор больше времени уделил противостоянию рыболовецкой команды холодной логике машинного разума и сумел достойно докрутить финал этой арки, получилось бы интереснее.
В линии Рустема мне чуть-чуть не хватило пояснения к политической карте мира, которую Нэйлер перекраивает, режет на лоскуты без каких-то пояснений. С другой стороны, для раскрытия основной идеи эти нюансы не так уж и важны, получается.
Написано (или переведено), на мой взгляд, очень хорошо, сюжет, несмотря на минимальное количество динамичных сцен, крепко удерживает внимание, следить за философскими беседами персонажей и рассуждениями очень интересно.
Книга насыщена научно-популярными фактами, рассыпанными в достаточной степени, чтобы заинтересовать темой. При этом автору интереснее задать сложный вопрос, а не дать ответ, что, как мне кажется, сделать не так-то просто.
Отдельно стоит отметить эпиграфы из главных трудов Ха Нгуен, а также Арнкатлы Минервудоттир-Чан, создательницы Эврима. С удовольствием прочёл бы что-то такое отдельно.
«Гора в море» — сильный дебют, на мой вкус, интересная фантастика о «первом контакте», сложности коммуникации и поисках разума для общения.
Если сравнивать и искать что-то похожее, то в первую очередь мне на ум приходят произведения Тэда Чана, в частности — «История твоей жизни», впоследствии экранизированная Дени Вильнёвым в фильме «Прибытие». Это и похожая тема контакта, и неспешный лирический тон повествования, образный, но экономный, концентрированный.
Также вспомнились романы Питера Уоттса, в частности глубоководная фантастика «Морские звёзды», а также «Ложная слепота», в которой можно найти и первый контакт, и сложные коммуникации, и вопросы сознания.
Однозначно буду следить за творчеством автора.
Из интересного: Нэйлер свободно общается по-русски (в том числе самостоятельно отвечал на вопросы пользователей «Фантлаба»).
А сюжет его следующего крупного произведения, повести «Бивни вымирания», разворачивается в России недалёкого будущего, где удалось воскресить мамонтов. При этом книга в большей степени посвящена вопросам сознания и его оцифровки. Надеюсь, и у нас переведут.
Об одной социально-антропологической отсылке в романе «Гора в море».