В глубинке Беларуси, в Докшицком районе Витебской области, в небольшом музее народной славы Бегомля хранится бесценный архив фотографий, запечатлевших героические страницы Великой Отечественной войны. Среди этих снимков, сделанных в 1943 году, особое место занимают изображения, рассказывающие о функционировании партизанского аэродрома, сыгравшего ключевую роль в судьбе Борисовско-Бегомльской партизанской зоны. Обо всех подробностях вам расскажет корреспондент 024.by.
Этот аэродром, появившийся еще в конце 30-х годов, так и не успел застать мирные полеты, зато с началом войны стал жизненно необходимым звеном, связывающим партизанский край с «Большой землей». Через него осуществлялась операция «Воздушный мост Бегомль – Большая земля» – жизненно важная артерия, по которой в партизанский край поступали необходимые ресурсы: оружие, медикаменты, продовольствие – все то, что позволяло партизанам продолжать борьбу с врагом.
Параллельно, по этому «воздушному мосту» эвакуировались раненые бойцы, женщины, дети и старики – все те, кто нуждался в защите и спасении от ужасов войны. Директор музея Ольга Таляренок подробно рассказывает об этой героической странице истории. Она подчеркивает, что аэродром был не только транспортным узлом, но и символом мужества и стойкости людей, которые, несмотря на постоянную опасность, обеспечивали бесперебойную работу «воздушного моста».
Знаменитые герои Бегомльского аэродрома
Среди тех, кто участвовал в рискованных операциях, были настоящие легенды. Например, первым летчиком, успешно осуществившим посадку и взлет планера с тяжелоранеными партизанами, стал полковник Сергей Анохин, впоследствии ставший заслуженным летчиком-испытателем, Героем Советского Союза. Его отвага и профессионализм были отмечены орденом Красного Знамени – заслуженной наградой за рискованную и ответственную миссию. Значимость аэродрома также подчеркивает участие в операциях 101-го авиаполка дальнего действия, которым командовала легендарная Валентина Гризодубова – единственная женщина в истории, возглавившая мужской авиационный полк.
Эти опытные летчики, управляя двухмоторными Ли-2 и «дугласами», доставляли столь необходимые грузы и эвакуировали людей в условиях постоянной угрозы со стороны немецкой авиации и зенитной артиллерии. Каждая посадка и взлет были сопряжены с огромным риском, но пилоты бесстрашно выполняли свой долг. Масштабы операции поражают: за время ее проведения было осуществлено 65 буксировок планеров, доставлено 50 тонн боевых грузов, включая противотанковые орудия, пулеметы, минометы, автоматы и винтовки. Это колоссальный объем работы, свидетельствующий о слаженной работе пилотов, наземного персонала и, конечно же, партизан, обеспечивавших безопасность аэродрома.
Среди эвакуированных с помощью «воздушного моста» была и советская разведчица Елена Мазаник, Герой Советского Союза, которая ликвидировала генерального комиссара Беларуси Вильгельма Кубе. Сам Гитлер объявил ее личным врагом. Этот факт добавляет еще одну драматическую нотку в и без того насыщенную историю бегомльского аэродрома, подчеркивая его значение не только для снабжения партизан, но и для спасения ценнейших кадров, внесших неоценимый вклад в победу над фашизмом.
Как функционировал аэродром
Существование Бегомльского партизанского аэродрома обеспечивала специальная группа партизан, на плечи которых легла невероятно сложная и опасная задача: превратить небольшой клочок земли в оперативную базу для приема и отправки самолетов и планеров. Они выполняли весь спектр работ – от подготовки взлетно-посадочных площадок и маскировки техники до разгрузки прибывающих бортов и обеспечения их быстрого вылета. Это был титанический труд, требовавший не только физической выносливости, но и невероятной изобретательности и смелости.
В музейных экспозициях хранятся фотографии бесстрашных пилотов, готовящихся к вылетам на смертельно опасные задания. Лица на этих снимках, запечатленные в преддверии полета, говорят о напряжении и решимости, о готовности к жертве во имя Победы. К сожалению, многие из этих храбрых людей не вернулись с боевых заданий, отдав свои жизни за свободу Родины. Трагическая судьба этих героев нашла отражение не только в архивных документах, но и в памяти выживших, которые спустя десятилетия после войны, встретились в Бегомльском музее, сфотографировавшись вместе с юными пионерами, представляющими молодое поколение, для которого героическая история аэродрома стала живой легендой.
Обелиск в Бегомле
Еще одним значимым свидетельством истории аэродрома является открытие обелиска 20 августа 1967 года. Это памятное событие запечатлено на фотографии, где присутствуют видные государственные деятели того времени: первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров и первый секретарь ЦК КПЛ Антанас Снечкус, отдающие дань уважения героям партизанского движения. Сам обелиск представляет собой внушительную стелу, венчаемую уменьшенной копией самолета Ли-2 – символа тех времен, тех воздушных машин, которые связывали партизан с большой землей, обеспечивая доставку оружия, боеприпасов, медикаментов и поддерживая связь с штабом.
На мемориальной табличке выгравирована надпись, кратко и емко повествующая о деятельности аэродрома в период с 1943 по 1944 годы, подчеркивая его ключевую роль в поддержке партизанского движения и отмечая, что именно отсюда начался боевой путь группы организаторов партизанского движения в Литве. В начале 90-х годов музей пополнился ценнейшим экспонатом – самолетом Ил-14, ранее служившим в полярной авиации. Сейчас этот символ героизма и стойкости, установлен на въезде в поселок Бегомль, став центральным элементом торжественных мероприятий, проводимых в память о подвиге партизан.
Как отметила Ольга Таляренок, самолет служит наглядным свидетельством истории, напоминая всем о тех, кто рисковал своей жизнью ради свободы и независимости. Сегодня от взлетной полосы аэродрома остались лишь воспоминания и название жилого района, который местные жители, чтя память о прошлом, до сих пор называют «Аэродром». Это название – живая память о героическом прошлом, о людях, чьи имена, возможно, и не известны большинству, но чьи дела навсегда вписаны в историю Беларуси, как символ мужества и силы духа. Бегомль и его партизанский аэродром – это не просто историческое место, это святыня, хранящая память о беспримерном подвиге людей, обеспечивших связь партизан с Большой землей и внесших неоценимый вклад в Победу.