Найти в Дзене

Укажите порядок выполнения синтаксического разбора сложного предложения

Порядок выполнения синтаксического разбора сложного предложения:

  1. Определение границ предложений:Сначала необходимо определить, где начинается и где заканчивается сложное предложение. Это делается по знакам препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак) и по интонации.
  2. Выделение простых предложений в составе сложного:Определите, сколько простых предложений входит в состав сложного. Ориентируйтесь на союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова.
    Проведите границу между простыми предложениями.
  3. Определение типа сложного предложения:Сложносочинённое предложение (ССП): Определите, соединены ли простые предложения сочинительными союзами (и, а, но, или, либо, да (в значении "и")).
    Сложноподчинённое предложение (СПП): Определите, есть ли главное и придаточное предложения, соединённые подчинительными союзами (что, чтобы, потому что, если, когда, как) или союзными словами (который, кто, что, где, куда, откуда, как, сколько).
    Бессоюзное сложное предложение (БСП): Определите, связаны ли простые предложения только интонацией и знаками препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  4. Синтаксический разбор каждого простого предложения в составе сложного:
    Выполните синтаксический разбор каждого простого предложения по отдельности:Определите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
    Определите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
    Укажите, чем выражены члены предложения (часть речи).
    Определите тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
    Укажите, простое предложение распространенное или нераспространенное, полное или неполное, осложнено или не осложнено.
  5. Установление связей между простыми предложениями (для ССП и СПП):Для ССП: Укажите, какие простые предложения соединены каким сочинительным союзом. Определите смысловые отношения между простыми предложениями (соединительные, разделительные, противительные).
    Для СПП: Определите главное и придаточное предложения. Поставьте вопрос от главного предложения к придаточному. Укажите, к какому члену главного предложения относится придаточное (определительное, изъяснительное, обстоятельственное). Определите тип придаточного предложения (например, придаточное времени, причины, условия, места, цели, следствия, уступки, сравнительное). Укажите, каким союзом или союзным словом присоединяется придаточное предложение к главному.
  6. Составление схемы сложного предложения:Изобразите схематически структуру сложного предложения, используя квадратные скобки для обозначения простых предложений и указывая союзы или союзные слова, связывающие их. На схеме также можно указывать тип придаточного предложения (для СПП) и смысловые отношения между частями (для ССП и БСП).

Пример (для СПП):

Предложение: Когда я приду, мы пойдем гулять.

  1. Два простых предложения.
  2. СПП (есть главное и придаточное).
  3. Разбор простых предложений:1-е (придаточное): Когда я приду. Подлежащее - я, сказуемое - приду.
    2-е (главное):
    Мы пойдем гулять. Подлежащее - мы, сказуемое - пойдем гулять.
  4. Связь: Придаточное предложение когда я приду относится ко всему главному предложению мы пойдем гулять и является обстоятельственным придаточным времени (отвечает на вопрос когда?). Присоединяется союзом когда.
  5. Схема: [Когда я приду], (когда?) [мы пойдем гулять].

Пример (для ССП):

Предложение: Шел дождь, и дул сильный ветер.

  1. Два простых предложения.
  2. ССП (соединены сочинительным союзом).
  3. Разбор простых предложений:1-е: Шел дождь. Подлежащее - дождь, сказуемое - шел.
    2-е:
    Дул сильный ветер. Подлежащее - ветер, сказуемое - дул, определение - сильный.
  4. Связь: Простые предложения соединены сочинительным союзом и. Смысловые отношения - соединительные.
  5. Схема: [Шел дождь], и [дул сильный ветер].