Сегодня узбеками называется оседлый народ Средней Азии, говорящий на языке карлукской группы. Эта нация сложилась в Чагатайском монгольском ханстве в средние века из слияния осевших на землю тюрко-монгольских кочевников и иранского населения.
Но до советской власти она не носила этого имени: местные жители идентифицировали себя по регионам и городам, а казахи и киргизы величали их сартами. Правда, этот термин объединял всех земледельцев края, включая таджиков и тех, кого мы сейчас называем узбеками.
Изначальными узбеками были племена, говорящие на кипчакском языке, кочевавшие на востоке другого постмонгольского государства – Золотой Орды. В начале 16-го века они вторглись в Мавераннахр и завоевали для себя новую родину. Они основали Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства, каждое из которых управлялось узбекской династией.
Воины из Великой степи в большинстве своем ассимилировались местными жителями и перешли на их язык. Но некоторые сохранили свой диалект и традиционный образ жизни. Ныне таких называют лакайцами – они единственные узбеки, которые всегда носили это имя.
Как же и зачем узбеки завоевали Среднюю Азию?
После ухода из жизни своего первенца Джучи Чингисхан разделил принадлежавшие мертвецу владения между его сыновьями. Причем, главным назначил Бату, который не являлся старшим, но оказался самым талантливым. Когда состоялся удачный поход в Восточную Европу и возникла Золотая Орда, Батый заново разделил земли со своими братьями, а сам стал над ними великим ханом.
Несколько поколений власть передавалась между его потомками, а дети, внуки и правнуки младших ханов как вассальные правители владели теми или иными областями государства. Причем, наместником востока стал Орда-Ежен, старший сын Джучи, добровольно отказавшийся от первенства. Поэтому подчиненные ему земли (современные Казахстан, Южная Сибирь, Восточное Поволжье и часть Узбекистана) пользовались значительной долей самоуправления.
В начале 14-го века Узбек-хан провозгласил ислам государственной религией. Это решение зрело давно – в Поволжье и западной части Орды существовали многочисленные города, которые давно находились под культурным влиянием мусульманских купцов. Здесь новую веру приняли безо всякого сопротивления, тогда как на востоке преобладал кочевой образ жизни, и местные племена оставались верны старому-доброму тюркскому тенгрианству.
Узбек-хан предпринял несколько военных кампаний против непокорных Чингизидов, и отправил на тот свет 120 царевичей-язычников. В результате вымерло большинство конкурирующих семейных линий, идущих от сыновей Джучи. Но затем и династия Батуидов к сожалению пресеклась. В середине того же столетия это привело к междоусобице, которую русские назвали «великой замятней», а затем и распаду Золотой Орды.
У власти остались только потомки Шибана и Тука-Тимура, которые отныне правили почти всем татарским миром. Следующие десятилетия они делили между собой улусы и столичный Сарай. Сторонники Шибанидов стали именовать себя узбеками в честь обратившего их в ислам государя, и в 1428-м году основали на востоке бывшей Орды Узбекское ханство.
По имени своего правителя историки также называют его государством Абулхайра или государством кочевых узбеков. В современном Казахстане жившие там племена называют казахами-узбеками, ибо в то время они составляли единое целое. В Узбекистане, соответственно, зовут узбеками-казахами – это не есть ошибка, тут вопрос подхода и терминологии.
Однако, феодальные войны продолжались. И нашествие западных монголов-ойратов предоставило оппозиции шанс. Восточные Тукатимуриды изгнали детей Абулхайра, приняли новое имя и создали Казахское ханство. Узбекам во главе с Шибанидами пришлось с боями откочевать в Мавераннахр.
Это уже были владения другого государства – Чагатайского ханства, которое к тому времени преобразовалось в империю Тимуридов. Согласно понятиям тюрко-монгольского мира, Шибаниды во главе с Мухаммедом Шейбани не имели права претендовать на чужой улус.
Однако, если сам Тамерлан не объявлял себя монархом и правил от лица марионеточных ханов, то его наследники короновались официально. Таким образом, юридически узбеки пришли сюда с целью восстановления законной власти потомков Чингисхана над землями, которые им некогда передал великий предок.
В то время держава Тимуридов давно распалась. Среднюю Азию, включая Афганистан, потомки Тимура и их приближенные поделили на небольшие княжества, правящая династия выродилась и не имела сильного лидера. Ираном и Кавказом правили недолговечные племенные конфедерации, которые сами дышали на ладан.
Тогда шейхи шиитского религиозного ордена Сефевийе, входившего в знать государства Ак-Коюнлу, господствовавшего в Персии, приступили к собственным завоеваниям. Они создали прочную империю Сефевидов и в середине 1500-х годов стояли на пороге Хорасана и Мавераннахра.
В таких условиях Мухаммед Шейбани и его узбеки вторглись в Среднюю Азию. Получилось, нечто вроде: мы делили апельсин, много наших полегло много нас, а он один. Впрочем, безнадежно слабые Тимуриды большой угрозы не представляли, хан сумел разбить их по частям. Но один из них – Бабур, правитель Кабула, объединился с Исмаилом Сефеви и до поры, до времени удерживал Северный Афганистан. Забегая вперед, он оставался там еще несколько десятилетий, пока не отправился на завоевание Индии.
Все это время узбеки вели войны с казахами, желая дать укорот тем родственникам, что изгнали их из степей. Однако, золотоордынские ханы все же помнили о своем братстве. По всей видимости, они рассматривали узбекские завоевания как политический проект, важный для Чингизидов в целом. Поэтому даже в самые тяжелые дни их отношений Мухаммед Шейбани мог рассчитывать на вспомогательные казахские контингенты, которые поддерживали его в войнах с Сефевидами и Бабуром.
Также, в его пользу играл тот факт, что иранцы были шиитами и твердой рукой насаждали свое понимание исламской веры. Узбекский хан стал восприниматься в качестве единственного защитника суннизма. От Тимуридов этого уже не ждали, а последний из них и вовсе был союзником правителей Персии.
В 1501-м году Шейбани-хан завладел Самаркандом. В течение следующего десятилетия перед ним пали Мавераннахр и Хорезм, а затем большая часть Хорасана – историческая область на стыке нынешних Ирана и Афганистана. На западе его владения граничили с Каспийским морем, на востоке достигали Уйгуристана, платившего дань Китаю. Кроме самого Тимура и его двух первых преемников, такой обширной державы не имел никто.
В 1510-м году хан распустил своих соратников по назначенным им улусам, чтобы те занялись устройством недавно завоеванной страны. Сам же решил умиротворить хазарейцев – отаджиченных потомков монголов, которые в то время жили в районе бывшей тимуридской столицы Герата. В это время его границы атаковало крупное сефевидское войско, и после серии маневров Шейбани-хан был заперт со своими силами в крепости Мерва. Не дожидаясь подкрепления, этот великий полководец с малыми силами пошел в атаку, и в суровой схватке лишился головы.
После его смерти узбеки утратили свои владения в Иране, но сохранили за собой Мавераннахр и северо-западный Афганистан. В Хорезме племянник Мухаммеда Шейбани отложился и основал независимое Хивинское ханство. Хотя их владения постоянно съеживались, узбекские государства оставались в Средней Азии одной из ведущих сил вплоть до прихода русских. Хотя даже само имя народа было почти забыто: в 19-м веке узбекскими называли правящие династии, но не их подданных.
Что касается казахов, то они никогда не забывали свою ближайших родственников. Даже несмотря на серию войн, в ходе которых поставили под свой контроль Сырдарью и захватили незначительный тогда город Ташкент. В войске бухарских ханов всегда было немало казахских батыров, а в Орбулакской битве 1643-го года, когда казахи и киргизы победили ойратов, на помощь пришел бухарский контингент.
До сих пор есть казахская пословица, в которой, правда, последние слова в 20-м веке стало принято отбрасывать. «Туркмен мой друг, узбек мой брат, сарт – моя добыча», - говорили кочевники. При этом, под узбеками здесь подразумевают потомков изначальных кочевых узбеков – лакайцев, что живут в нынешних Узбекистане и Таджикистане и говорят на кипчакском диалекте, который похож на казахский.
А вот сарты – это оседлые тюрки Средней Азии, использующие карлукское наречие. Говоря о современных узбеках, именно их, в первую очередь, мы имеем ввиду сейчас.