Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

Одна из самых ярких побед наших летчиков в Корейской войне. Как неопытный советский лейтенант на МиГ-15 сбил матерого американского аса.

МиГ-15 и F-86 Sabre на авиационном празднике в США. Наши дни. Фото Авиэйшн гик клаб
МиГ-15 и F-86 Sabre на авиационном празднике в США. Наши дни. Фото Авиэйшн гик клаб

Сравнивая исторические документы разных эпох забавно наблюдать, как менялась статистика и соотношение потерь между лучшими истребителями США и Советского Союза того времени: звездно-полосатым F-86 Sabre и советским МиГ-15 в Корейской войне. Сначала американцы называли такую смешную цифру, как двенадцать к одному в пользу "Сейбров". Но даже сами лётчики из USAF говорили, что подобная цифирь оскорбительна, как для их погибших товарищей, так и для сильного соперника, с которым им довелось встретиться в небе Северной Кореи. Потом официалы "осётра" слегка урезали, но всё равно получалось как-то странно. Что каждый "Сейбр" сбил по меньшей мере 4-5 вражеских самолётов, прежде чем самому попасть под плотный залп трёх пушек МиГа. Но тогда вообще непонятно, откуда в составе авиакорпуса СССР, действовавшего в Корее, такое количество асов.

Первая советская "тройка" заметно превосходила по результативности главных снайперов ВВС США. И это при том, что у советских товарищей ещё с войны повелось, что за каждый сбитый выплачивалась немалая премия. И чтобы доказать свое право на поощрение, требовалось подтверждение как минимум из трех источников. У американцев таких проблем не было, и всё равно их список асов по результативности нашим заметно уступает.

Почему так быстро устарели боевые ударные дроны типа "Жнец", "Байрактар" и "Гермес"? Что ожидает российский "Орион"?

Майор ВВС США Джордж Эндрю Дэвис вскоре после войны. Фото Пантеон героев ВВС США.
Майор ВВС США Джордж Эндрю Дэвис вскоре после войны. Фото Пантеон героев ВВС США.

Как наш "Панцирь" оказался в США? Он стал трофеем самой крупной битвы между "Панцирями" и "Байрактарами" пять лет назад. Как это было?

Четвертым в списке американских воздушных снайперов значился майор ВВС США и летчик первого класса Джордж Эндрю Дэвис. До начала событий в Корее, в годы Второй Мировой, он сбил семь японских "Зеро" на тяжелом истребителе Republic P-47 Thunderbolt и после окончания войны переучился на реактивные самолеты. А в конце зимы 1951 года Дэвис оказался в Корее, где в небе уже разворачивалась ожесточенная воздушная битва между бывшими союзниками. Начал майор буквально с места в карьер, всего за два месяца сбив 12 машин противника. Как рассказывают современники, американский лётчик был просто одержим пополнением личного счёта и из-за этого сильно рисковал. Но до поры до времени Дэвису здорово везло, и он уверовал в свое превосходство над любым летчиком-истребителем этого театра.

Франция и Великобритания пообещали предоставить Европе "ядерный зонт", если США выведут из ЕС атомное оружие. Правда это или очередной блеф?

"Расписной" Сейбр майора Дэвиса. Всего два месяца ему удалось покуражиться в корейском небе. Фото Архив ВВС США
"Расписной" Сейбр майора Дэвиса. Всего два месяца ему удалось покуражиться в корейском небе. Фото Архив ВВС США

Первая ошибка "Бука". Он был принят в ряды ПВО СССР 45 лет назад Начав с неудачи, сейчас этот ЗРК стал "чемпионом мира" по результативности.

До советских лётчиков сведения о честолюбивых планах американца понятное дело не доходили, а их основной задачей, как известно, было оправлять поближе к земле ударные машины ВВС США, летавшие на бомбардировку, как на праздник. С появлением советского авиакорпуса этот праздник стал со слезами на глазах, а американские истребители, вместо того, чтобы повышать личные счёта в стиле асов Геринга, начала сопровождать на крайне рискованные задания тяжелые бомберы Boeing B-29 Superfortress и истребители-бомбардировщики. В одном из таких рутинных вылетов на бомбардировку железнодорожного узла в районе Кунури, судьба столкнула Дэвиса с уроженцем Сибири Михаилом Акимовым. У Акимова такого опыта как у Дэвиса не было даже близко. Он немного застал ВОВ в качестве летчика-истребителя ПВО и на Дальний Восток отправился с нулем в графе "сбитые". Акимов и в дальнейшем не отличался повышенной результативностью, но в этот раз ему явно благоволили летные Боги.

Не добили хуситы, так чуть не убился сам. Красное море стало роковым для авианосца "Гарри Трумен". Командование уволено за провал миссии

Михаил Акимов, уже в чине подполковника ВВС незадолго до увольнения. Фото Архив ВКС России
Михаил Акимов, уже в чине подполковника ВВС незадолго до увольнения. Фото Архив ВКС России

"Шторм-Шэдоу" без американских данных просто кусок железа". Какое европейское оружие перестанет работать без разведданных от США?

Вот что рассказывал сам герой в интервью писателю Игорю Сейдову:

Был групповой вылет. Шли "этажеркой". Вдруг на шедшую впереди ниже шестерку прямо из-под нас выскочили самолеты противника и с большой дистанции открыли огонь. Я сразу подвернул машину, еще больше разогнал и метров с 400—300 открыл огонь по ведущему истребителю. От самолета что-то отлетело, он сразу резко спикировал и, разгоняясь, через несколько секунд врезался в сопку.

Немецкие асы не из Люфтваффе. Как ГДР воевала с Ираном. Восточная Германия не вела явных войн. Но зато регулярно участвовала в тайных.

Так закончился путь одного из лучших лётчиков ВВС США того времени. И оборвал его не какой-то ас, а вполне средний по результативности летчик, который и в дальнейшем, что называется, звёзд с неба не ловил. Такие чудеса тоже случаются.

Приглашаем дорогих читателей в наш канал "Зеленый край в ТГ. Там лучшие видео, обновляемая лента новостей, свободная полемика и отсутствие ограничений в тематике. Основные материалы озвучиваются авторским голосом. Присоединяйтесь!

Читайте ещё: Охота на "Чёрного дрозда". Как вьетнамские зенитчики "Ли-си-цыны" подбили самый секретный и быстрый самолёт на планете.