Любопытно, что в большинстве справочников, описывая знаменитый и даже где-то легендарный разведывательный самолёт Lockheed SR-71 Blackbird, западные эксперты заявляют, что ни один "Чёрный дрозд" за карьеру так и не был сбит и даже задет осколками зенитной ракеты. Дескать, вьетнамцы за всё время Вьетнамской войны, выпустили по нему более 800 ракет и ни разу не попали. И даже целый элитный вьетнамский полк, защищавший столицу, долгое время занимался исключительно тем, что охотился на SR-71. В этих заявлениях, свойственных для военного времени, неправда, или в лучшем случае полуправда - практически всё. И то, что американские статистики записали два рухнувших в ходе полётов на Ханой "Чёрных дрозда" в небоевые потери, это, собственно, на совести американцев. А операция по поимке стремительного американского разведывательного самолёта действительно имела место быть. Но закончилась она за трое суток и нанесла болезненный удар по представлениям о SR-71, как о самолёте неуязвимом для ЗРК из-за скорости и высоты полета. Впрочем, здесь мы забегаем немного вперёд.
В 1964 году инженеры дочерней фирмы корпорации Локхид, калифорнийской компании Lockheed's Skunk Works показали миру разведывательный самолёт невероятной по тем временам формы. Его планер, на 85% состоявший из титана, больше походил на инопланетные летательные объекты и был сделан по лучшим критериям радиолокационной малозаметности того времени. Впрочем, это не мешало ему сиять на радарах советских ЗРК. И здесь самолёту должны были помочь его непревзойденные скорость и высотный потолок. Сделанный по той же схеме, что и экспериментальный бомбардировщик "Валькирия", "Чёрный дрозд" мог достигать в полете 3,2Мах и подниматься на высоту до 26 км.
Оружия у "Черного дрозда" в классической версии не было, за исключением прекрасной фотоаппаратуры, заточенной под действия на сверхзвуковых скоростях. Компания по популяризации этого самолёта была довольно забавной. Газеты и и журналы почти ежедневно публиковали его фото и описания работ по этой теме, а различные компетентные службы старательно изображали страшный уровень секретности. В итоге, когда самолёт на второй год Вьетнамской войны" решили опробовать в боевых условиях, у советских товарищей, тогда только вводивших в курс дела вьетнамских операторов комплекса С-75, имелся нестерпимый зуд, чтобы приземлить такую серьёзную птичку.
Покоритель "Стратокрепости". Почему в 70-летний юбилей Б-52 в США говорят о МиГ-21?
Впервые самолёт пролетел над вьетнамской столицей Ханоем 28 октября 1967 года, и сразу постарался о себе заявить. Как утверждает автор книги "Lockheed SR-71 Blackbird: Иллюстрированная история легендарного самолета-шпиона" Джим Гудолл, бывший лётчик-разведчик ВВС США, участвовавший в том рейде: "Дважды "Черные дрозды" в рёвом пролетали над Ханоем, давая своим военнопленным сигнал к побегу". Эта история отдает душещипательными военными байками, а то, что на самом деле произошло с "Черным дроздом" дальше, относилось совсем к другому жанру. Вот что рассказывает сам Гудолл:
"Это был третий проход по заданию ЦРУ над Ханоем. До этого мы только разминались, с удовольствием наблюдая, как "столбы" С-75 не наносят нам ни малейшего вреда. Но в третий раз мы заигрались. Русские, а за пультом зенитно-ракетных комплексов были явно они, судя по тому, насколько профессионально и слаженно действовала их команда, просто подстерегли наш маршрут, который мы даже не меняли, видя их бессилие. В итоге, одна из ракет взорвалась в 15 метрах от самолёта и мы просто телом почувствовали как вошла в самолёт её шрапнель. К счастью, нам удалось дотянуть до базы Кадена на Окинаве, после чего самолёт был списан. Это был первый смертельно раненный в бою "Черный дрозд" из 32 произведенных".
После первого "дрозда" вьетнамские джунгли принимали их ещё два раза: в 1970 и 1972 годах. Американцы строго утверждают, что это были запротоколированные небоевые потери из-за технических сбоев. Верить этому или нет - дело вкуса. Но к началу семидесятых американцы и без того потеряли такое количество авиации, что это граничило с катастрофой. Так что, вполне вероятно, что и тем двум упасть помогли, но "власти скрывают". А списанный SR-71 Blackbird стал ещё одним превосходным трофеем нашей "Двины".
Приглашаем дорогих читателей в наш канал "Зеленый край в ТГ. Там лучшие видео, обновляемая лента новостей, свободная полемика и отсутствие ограничений в тематике. Основные материалы озвучиваются авторским голосом. Присоединяйтесь!