Многие знают про «Задачу трёх тел» как о романе; другие – как о сериале от «Нетфликс»; кто-то даже смотрел китайскую экранизацию. Теперь вот есть ещё и маньхуа – для любителей книжек с картинками. Что важно – автор оригинала, писатель Лю Цысинь, совершенно не против, только за:
Изначально «Задача трёх тел» была издана в виде романа. Печатное слово – необходимый инструмент повествования, не лишённый, впрочем, своих недостатков. Ведь, читая текст, мы так или иначе опираемся на слепок окружающей нас действительности, запечатлённый в собственной памяти. А воображаемый мир научно-фантастического романа содержит множество вещей, которых в реальном мире никогда не существовало. Имея в распоряжении только слова, писателю бывает очень непросто точно и убедительно описать те образы, которые он рисует в своей фантазии. В процессе работы над романом я часто испытывал подобные затруднения и даже пришёл к выводу, что научной фантастике, возможно, больше подходят визуальные, чем вербальные формы повествования. Издание «Задачи трёх тел» в формате маньхуа избавило меня от подобных сожалений.
Ну, раз сам автор благословил, то и смысла нет спорить о целесообразности этой затеи. Претворять которую в жизнь взялись сценаристы Цай Цзинь, Гэ Вэньди, Бо Му и художник Цаоцай Цзюжидун (с нашей стороны заботы по переводу взяла на себя Елизавета Гавришева).
Для тех, кто не в курсе, о чём всё это (признаться, я и сам недавно был в числе таковых), перескажу вкратце зачин.
В начале 2007-го научное сообщество Китая потрясено тяжелейшим ударом: друг за другом, добровольно, по каким-то неизвестным причинам «из жизни ушло множество известных учёных-физиков». В одной из предсмертных записок написано: «Все факты свидетельствуют об одном: физика как наука никогда не существовала и никогда не будет существовать», – но только что это объясняет?!.
Известный биолог так комментирует случившееся по ТВ:
– Технический прогресс – это болезнь современного мира. Взрывной характер развития технологий подобен стремительному росту раковой опухоли. Итог очевиден: исчерпание всех ресурсов организма, разрушение органов и в конце концов – смерть.
– Что вы имеете в виду?
– То, что нашей Земле, а вместе с ней и всему живому скоро придёт конец. Учёные просто поняли это раньше, чем другие, вот и всё.
К расследованию привлекают профессора Вана, ведущего «ключевой национальный проект» – разработку сверхпрочного наноматериала. Ему поручают укрепить знакомство с международной организацией «Рубежи науки», обладающей «большим влиянием в научных кругах по всему миру»: есть основания подозревать, что именно она может стоять за столь масштабной трагедией. При этом генерал-майор Народно-освободительной армии откровенно стращает: «Мы с вами сейчас находимся в самой горячей точке из всех зон боевых действий на Земле». «О какой войне идёт речь? – хотел бы уточнить профессор. – В последнее время на Земле не случалось ни одного крупного вооруженного столкновения. Можно сказать, сейчас самое мирное время за всю историю человечества» (тут имеет смысл отметить, что литературному первоисточнику – уже без малого двадцать лет).
– Иногда лучше чего-то не знать. И у тебя всё ещё есть шанс пойти на попятную. Уже сейчас эта история нарушила ход твоей жизни. Увязнешь в ней ещё больше – и она полностью перевернёт твой мир. Ничего хорошего это тебе не принесёт.
– И пусть. Я практик и не настолько впечатлителен, как мои коллеги-теоретики.
Вскоре герой, конечно, изменит своё мнение, ну а о дальнейшем развитии событий лучше узнать, пожалуй, непосредственно из книги.
Но тогда получается, что универсальных физических законов, которые бы действовали в любом уголке вселенной, не существует. А значит, и самой физики… тоже не существует. {…}
Для исследователя, находящегося в авангарде теоретической науки, получить подобный результат – настоящая катастрофа.
Чтобы совершить открытие в области теоретической физики, необходима преданность идее, по силе сравнения с религиозной верой. Такой человек готов шагнуть в чёрную бездну, из которой нет пути назад.
Не могу сказать, что первый том маньхуа «Задача трёх тел» (всего их будет десять) произвёл на меня какое-то ошеломляющее впечатление – нет, даже так: какое-либо впечатление вообще. Развитие сюжета не захватило, рисунок не вдохновил – стать поклонником этой истории слёту не получилось. Возможно, своё влияние оказали уж больно мудрёные для любителя комиксов разговоры о физике?..
Почему нет никакой закономерности? Неужели в основе всего сущего лежит хаос? Может быть, стабильность и порядок в мире – это всего лишь кратковременное динамическое равновесие, достигнутое в отдельно взятом уголке вселенной? Область прояснения в центре бушующего смерча?
Но без них здесь не обойтись, так что приходится продираться.
А продраться, думаю, всё-таки стоит – хотя бы для того, чтобы понять, в чём же состоит феномен этого прославленного на весь мир романа… Который, конечно, хорошо бы прочитать в его первозданном виде, но я всё-таки сохраню верность одобренной самим автором адаптации.
Господин Чан часто говорит: в мире нет ничего невозможного. Просто вы, учёные, слишком много знаете, и во всём вам надо докопаться до истины. А когда что-то выходит за рамки вашего понимания, вы теряете покой. Вот у вас и пухнет голова от всех мыслей, что в голову лезут. Мы же, люди малообразованные, пребываем в блаженном неведении. Этот мир нам абсолютно непонятен, поэтому мы не делаем трагедию каждый раз, когда сталкиваемся с чем-то необъяснимым.
СМ. ТАКЖЕ:
«Задача трёх тел 1» за две минуты!
«Задача трёх тел 2» за две минуты!
«Мангаленд» Чана Шэна, Чжии Цзэй, Peter Mann, Лу Цзин
«Трансметрополитен» Уоррена Эллиса и Дэрика Робертсона: №1
«Часы Судного дня» Джеффа Джонса: книга 1
«Пробуждение» Скотта Снайдера и Шона Мёрфи
50-й анонс «Бумажных комиксов»: 11 книжных новинок, причём большинство – именно что новинки-новинки!
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!