Хорошо известный нам по бэтманиане и вампирским хроникам Скотт Снайдер обращается к жанру экологического ужастика, подмешивая к нему нотки глобальной катастрофы и приключенческого боевика. Помогает ему в этом художник Шон Мёрфи, который также знаком нам и как самостоятельный автор. Результат их совместного труда можно охарактеризовать как «умный комикс», «графический роман с идеями»; это ни коим разом не развлекательное чтиво, а вполне серьёзная научная фантастика, заставляющая задуматься о судьбе человечества и нашей планеты.
Велика вероятность, что понравится это далеко не всем: кому-то может показаться слишком мудрёно и скучновато.
И сейчас я поняла… Это было пророчество. Тогда они пытались сказать мне, что однажды я увижу население Земли на дне океана. Теперь я в этом не сомневаюсь.
– Мне говорили, что тут изучают реликтовый объект.
– А мне, что образец ткани.
– Круз? Так что же именно?
– Всё сразу.
Ли Арчер – цетолог, она слушает «песни китов и дельфинов». Но агент Астор Круз из Министерства национальной безопасности обращается к ней за консультацией не только потому, что она профи: у него есть все основания предполагать, что у доктора Арчер уже был некий личный опыт, который мог бы помочь в скорейшем разрешении одной загадки.
Дело в том, что на южной оконечности Аляски случайно обнаружено и поймано странное существо, идентифицировать которое и призвана группа учёных (в том числе даже «специалист по фольклору и мифологии из Брауновского университета»).
Мы – то есть я и члены того правительства, что вы избрали, а также того, о котором вы даже не подозреваете, – понятия не имеем, что это за тварь. Мы её не разыскивали. Она сама нас нашла. О её существовании мы узнали только на прошлой неделе. Доктор Уэйнрайт, доктор Арчер, мы хотим, чтобы вы объяснили нам природу этого создания. Вы во главе нашей кампании.
Однако находка оказывается опаснее, чем на первый взгляд казалось: вскоре выясняется, что водяной пленник способен распылять быстродействующий яд, который «перед атакой отключает противнику мозг, погружает в фантазии». Это, конечно, тоже было бы интересно изучить, только вот сейчас все они находятся на «призрачной платформе» на дне океана: «Проблема в том, что платформы официально не существует. Никто о ней и о нас знать не знает»...
Между тем на помощь существу уже спешат его многочисленные товарищи...
– Они нападут на сушу. {…} Когда их столько? Да можно город затопить, приливную волну нагнать…
– Господи, да это же Хафгуфа.
– Что еще за Хафгуфа?
– Погибель океанская. Такое создание упоминается почти во всех культурах… Чудище, которое потопит мир.
О том, что «Пробуждение» – нечто большее, чем история о встрече с очередным чужим, намекают регулярные отсылки в далёкое прошлое – то на сто тысяч лет назад, к пещерным людям, то аж на пять миллионов, в эпоху мамонтов, а то и вовсе на 3,8 миллиарда лет назад, причём оказываемся мы уже не на Земле, а на Марсе.
Всему этому найдётся объяснение в финале, на пути к которому Скотт Снайдер в какой-то момент решительно обнулит свой рассказ – и начнёт его словно бы заново, уже в другом мире, в другое время, с другими героями (тоже ход по-своему весьма любопытный).
Так что если б это было кино, то это определённо был бы арт-мейнстрим уровня «Облачного атласа» – фильм одновременно и затейливый, и увлекательный, вроде бы как больше для интеллектуалов, но вместе с тем, благодаря спецэффектам и сюжетным интригам, для всех и для каждого.
– Это определённо «дождевая капля».
– Что?
– Простите, термин такой в фольклористике. То, из чего впоследствии вырастает легенда. Капля ударяет по воде, и от неё расходятся круги – разнообразные предания. Например, гималайский медведь. Он часто ходит на двух ногах. Из-за этого, скорее всего, появилась легенда о йети.
Это создание, наверное, породило бесчисленное количество мифов. Начиная с ассирийских русалок и заканчивая греческими сиренами… Возможно, их пение – это его зов.
Скотт Снайдер, как не раз уже мною отмечалось, безо всякого сомнения – большой и очень интересный писатель, за творчеством которого есть все резоны пристально следить. Поэтому настоящим его поклонникам пропускать «Пробуждение» не стоит: мало наблюдать за автором в уже и без него состоявшейся франшизе, подлинный рост мастера будет очевиден лишь в оригинальных, собственных, очень личных порою проектах.
Другое дело, что именно такие романы издаются у нас не столь охотно, ведь продать их, по вполне понятным причинам, куда сложнее. Так что стоит, думаю, особо поблагодарить здесь издательство, рискнувшее выпустить книгу, заметно отличающуюся от привычного репертуара. Именно такого рода произведения – с неочевидной «популярностью» – закладывают основу на будущее, приучая читателя к тому, что мир комиксов вовсе не ограничивается Готэмом. Он, этот мир, куда сложнее сложившихся о нём представлений – и эту банальную, по сути, мысль до сих пор приходится, к сожалению, доказывать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Американский вампир» Скотта Снайдера: 4
«Бэтмен» Скотта Снайдера: «Чёрное зеркало»
«Бэтмен» Скотта Снайдера: «Нулевой год»
«Бэтмен» Шона Мёрфи: «Проклятие Белого Рыцаря»
«Бэтмен» Шона Мёрфи: «Белый Рыцарь»
«Мечтатель / Daytripper» Фабио Муна и Габриэля Ба
«Львы Багдада» Брайана К. Вона и Нико Анришона
22-й анонс «Бумажных комиксов»: новые истории про супергероев!
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!