Найти в Дзене
В кино с Варварой

Три гоголевских Панночки в нашем кино. Какая лучше?

Оглавление

Лучше, то есть та, что ярче отразила гоголевский образ, крепче закрепилась в зрительской памяти.

Между прочим, Панночка – это образ в творчестве Гоголя совсем даже непростой. Сквозной, собирательный и символический. Олицетворение прелестной, чарующей, очень притягательной женственности. Зачастую коварной и опасной.

Три Панночки в нашем кино.
Три Панночки в нашем кино.

Если вспомнить кино, то для точности – этих Панночек, конечно, больше, чем три. Одна и вовсе – иностранная. Но я выбрала самых-самых… Выразительных, ярких, запоминающихся.

Самая добрая

Уже писала я о героине гоголевской экранизации1952 года «Майская ночь, или Утопленница».

Сыграла эту прелестную Панночку молодая тогда актриса Лилия Юдина.

Кадр из фильма "Майская ночь, или Утопленница» 1952
Кадр из фильма "Майская ночь, или Утопленница» 1952

Это, действительно, самая милая и доброжелательная Панночка. Хоть и приходит из потустороннего мира, но людям не вредит. Помогает даже. Как и помогла она молодцу Левко устроить личную жизнь. Не задаром, правда. За услугу. Такую же странную, призрачную, как и мир, откуда явилась эта красавица.

Кстати, она единственная из трех Панночек, которая имеет развернутое прошлое. По крайней мере, мы знаем о том, как она дошла до состояния такого. О горестном, сиротском ее житье-бытье, о злой мачехе-ведьме. Значимо и то, что горькая судьба не испортила характера этой Панночки, не озлобила ее. Наверное, чистая душа у этой девушки была.

Кадр из фильма "Майская ночь, или Утопленница» 1952
Кадр из фильма "Майская ночь, или Утопленница» 1952

Как мне кажется, именно Панночка из фильма Александра Роу очень соответствует гоголевской героине. Такая же милая, нежная, беззащитная. И открытая добру.

Самая ужасающая

И добавлю: самая знаменитая. Потому что фильм «Вий» 1967г. признан классикой безоговорочно. А Наталья Варлей – хрестоматийной ведьмой. Леденящей нашу, зрительскую, кровь и загубившей бедного Хому Брута.

Кадр из фильма«Вий» 1967г.
Кадр из фильма«Вий» 1967г.

Надо сказать, что мотивы «Вия» были использованы и в фильмах более поздних. И Панночки там совсем разные. Например, был российский фильм «Ведьма» 2006г., где в образе гоголевской героини предстала харизматичная и жутковатая Евгения Крюкова. Был кино-проект нескольких стран «Вий» 2014 г, где такого понакрутили, что и сам Гоголь не разобрал бы. И Панночка там совсем невнятная. Был еще и сербский фильм «Святое место», где Панночка и вовсе оригинальная очень.

Евгения Крюкова в фильме "Вий" 2006г.
Евгения Крюкова в фильме "Вий" 2006г.

Но Наталья Варлей была первопроходцем, и еще и потому ей – первое место. Тем более, что досталось актрисе – не дай никому. Что на сложных съемках. Что, если ей верить, и в жизни после съемок прилетало. Просто так не сошло нечисть играть.

Кадр из фильма«Вий» 1967г.
Кадр из фильма«Вий» 1967г.

 Наталья Варлей и ее Панночка
Наталья Варлей и ее Панночка

Хотя все же мне кажется, что характер Панночки в нашем классическом «Вие» недоработан несколько. Маловато этой героини на экране. Несколько дополнительных штришков ей бы не помешало.

Кадр из фильма«Вий» 1967г.
Кадр из фильма«Вий» 1967г.

Самая легкомысленная

Это Панночка из фильма В. Бортко 2009г. «Тарас Бульба». Единственная из трех – живая из плоти и крови. Не из потустороннего мира. Но это так кажется на первый взгляд, что она вполне прозаическая. Если вдуматься – ничего подобного. Тоже загадочная героиня. И судьбоносная. Ведь если б не она, возможно жив остался бы молодой казак Андрий.

Кадр из фильма «Тарас Бульба»
Кадр из фильма «Тарас Бульба»

В повести Гоголя, как мне кажется, в этой Панночке таинственности даже больше, чем в фильме. Например, то, что исчезает она из повествования так же внезапно, как и появилась. Может, потому что перестает интересовать повествователя. А, может, задача у нее такая: выполнила свою недобрую миссию и испарилась. К тому же даже имени у нее нет. Как призрак.

В фильме по-другому. Зовут эту панночку Эльжбета Мазовецкая. Показана ее дальнейшая судьба. Трагическая.

Кадр из фильма «Тарас Бульба»
Кадр из фильма «Тарас Бульба»

И, вообще, в фильме «Тарас Бульба» Панночка – достаточно обогащенный образ. И в этом заслуга не только талантливого режиссера, но и молодой польской актрисы Магдалены Мельцаж. На драматическую глубину ее образа играет многое: и расширенная сюжетная линия героини, и прелестная баллада «Разлученные сердца», пронизывающая лейтмотивом весь фильм.

Кадр из фильма «Тарас Бульба»
Кадр из фильма «Тарас Бульба»

Да и что там говорить, хороша эта польская панна необыкновенно. И своим искрометным легкомыслием, и ломкой, ускользающей красотой, и чарующей капризностью. В общем, в такую нездешнюю чаровницу невозможно не влюбиться.

Вот такие три гоголевские героини существуют в нашем кино. А какая ярче и убедительней – решать зрителю.

А вы, что об этом думаете, дорогие читатели?

Фото из открытых источников интернет.

Фотоколлаж авторский.